УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Конаковского района»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №5
от «27» мая 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №116
от «30» мая 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КИСТОЧКА» (ИЗО)
Направленность: художественная
Общий объем программы в часах: 144 часа
Возраст обучающихся: 6 -12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: базовый
Автор: педагог дополнительного образования
Захарова Людмила Александровна
пос. Новозавидовский
2025 г.
Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Кисточка»
Направленность
художественная
Разработчик программы
Общий объем часов по
программе
144 часа
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
обучающиеся в возрасте 6-12 лет
Аннотация программы
Данная программа направлена на
формирование интереса обучающихся к
изобразительному искусству, выполнению и
завершению работы до конца.
Планируемый результат
реализации программы
Методика программы состоит в том, что она
предусматривает развитие у детей
изобразительных, художественных
способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности; стимулирует
эстетическое воспитание.
По итогам обучающиеся получат:
В результате освоения данной программы,
обучающиеся будут знать:
Цвета спектра, основные цвета;
Жанры живописи: пейзаж, портрет,
натюрморт
будут уметь:
Делать набросок предмета;
Выполнять работу в цвете, в графике;
Писать фон «по мокрому слою»;
Уметь располагать предметы симметрично;
Использовать кисти разного размера.
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Кисточка» ИЗО составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа
Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ
от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей», письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
Направленность программы – «Кисточка» (ИЗО). Данная программа
направлена на обучение детей 6 -12 лет с целью пробудить у обучающихся интерес
к изобразительному искусству. Программа направлена на формирование у детей
представление о различном подходе в передаче образа. Обучение по данной
программе создает благоприятные условия для самовыражения.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на воспитание.
Изобразительное искусство - это книга жизни, вобравшая опыт восприятия
человеком мира, поэтому оно так необходимо детям. Актуальность данной
программы как раз в том и заключается, чтобы помочь детям научиться читать эту
книгу, овладеть её языком, глубже войти в мир искусства, расширить свой кругозор,
представление о времени создания произведений искусства.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного
искусства как одним из
важных и обширных направлений человеческой
деятельности, с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры,
живописи, графики и декоративно- прикладного искусства. Это позволяет
обучающимся лучше ориентироваться в истории человечества, находить близкие
для себя направления в искусстве, расширять тематику и изобразительные
возможности своих работ. Детям предоставляется возможность попытаться
сформулировать и решить свои личные задачи через изобразительную деятельность.
Для этого некоторые задания формируются таким образом, чтобы в процессе
выполнения ребята имели
возможность анализировать особенности собственной личности и свои отношения с
окружающим миром. В процессе освоения программы дети получают навыки
работы с акварелью,
гуашью, тушью, фломастерами и карандашом.
Предлагая обучающимся различные способы сочетания и использования
традиционных художественных материалов и подручных средств, тем самым
создаются дополнительные условия для раскрытия творческих возможностей и
творческой самостоятельности ребёнка.
Цель реализации программы: формирование у обучающихся любви и
интереса к изобразительному искусству.
Задачи программы:
Обучающие:
обеспечить формирование у детей представление о различном подходе в
передаче образа;
- обеспечить формирование с разными видами искусства, техниками
рисования, нетрадиционными техниками «кляксография», «монотипия» и др.
Освоить различные приемы декоративного рисования.
Развивающие:
1) развивать личностные компетенции, таких как умение передавать различные
варианты цветовых сочетаний,
2) композиционных построений.
3) Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
4) Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет,
композиция, выразительность силуэта) для передачи образа.
Развитие интереса к этнокультурному творчеству хакасского народа;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
- Воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
- Воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к
деятельности ;
- Воспитание самостоятельности и индивидуальности;
- Расширение коммуникативных навыков
воспитывать дисциплинированность, ответственность,
самоорганизацию, трудолюбие;
обеспечивать формирование чувства коллективизма и взаимопомощи.
Новизна программы, в отличие от существующих программ эта заключается в том,
что она предусматривает знакомство детей с различными художественными
способами изображения. Работа в разнообразных техниках будит фантазию,
развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет
большое значение для всестороннего развития ребенка, что делает программу
актуальной и востребованной. Новизна состоит в том, что изучая нетрадиционные
техники рисования, учащиеся знакомятся с разными жанрами изобразительного
искусства обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Кисточка», реализуемая на базе, предоставляет
возможность организовать образовательный процесс на основе установленных
требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации
образовательного процесса. В тоже время, педагог-наставник может наполнять
программу.
Отличительной особенностью данной программы является то, что при
реализации учебного плана программы планируется научить детей к творческому
подходу к заданной теме и раскрыть творческий потенциал ребёнка художественно
– изобразительными средствами.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения – это
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования
различных видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов
осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый
обучающийся должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать
проблему, способность к самосовершенствованию и умению дать адекватную
самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 6-
12лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих
изобразительному искусству.
Количество обучающихся в группе -12 человек.
интерес
к
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартового (ознакомительного) уровня.
Форма реализации образовательной программы: развитие личности
обучающегося средствами художественно - прикладной деятельности (рисование).
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раз в неделю по
45минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
наглядный – показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
практический – самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные
– обучающиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
исследовательский – овладение обучающимися методами научного
познания, самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности
обучающихся:
частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске
в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части
программы;
метод проблемного обучения;
метод дизайн-мышления;
метод проектной деятельности.
Возможные формы проведения занятий:
на этапе изучения нового материала – объяснение, рассказ,
демонстрация, игра
на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, практическая
работа.
на этапе освоения навыков – творческое задание.
на этапе проверки полученных знаний – С целью контроля и проверки
результативности обучения предусмотрена текущая, промежуточная (итоговая)
аттестация обучающихся в объединении «ИЗО». Текущая аттестация проводится
один раз в год: в декабре. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится по
окончанию курса обучения в мае месяце по форме приложения «Диагностика
образовательного результата». Также, в ходе реализации программы педагог
осуществляет периодический текущий контроль на каждом занятии за соблюдением
правил техники безопасности каждым учащимся, выборочный контроль - в ходе и
по окончании технологических операций
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: В результате освоения данной программы, обучающиеся
будут знать:
Цвета спектра, основные цвета;
Жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
В результате освоения данной программы, обучающиеся будут уметь:
Делать набросок предмета;
Выполнять работу в цвете, в графике;
Писать фон «по мокрому слою»;
Уметь располагать предметы симметрично;
Использовать кисти разного размера.
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности мышления;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: - способствовать развитию
любознательности, наблюдательности, памяти и
коммуникативных навыков,
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою работу в
соответствии с поставленной задачей,
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Познавательные универсальные учебные действия: умение проводить
сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение строить логические рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение аргументировать свою точку зрения;
умение выслушивать собеседника и вести диалог;
способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
умение
осуществлять
постановку
вопросов:
инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить
формирование у обучающегося как личностных, так и профессиональноориентированных компетенций через используемые формы и методы обучения,
нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения
задач в зависимости от конкретных условий;
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности,
творческой инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для
достижения поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
- жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, пейзаж, портрет;
-техники в изобразительном искусстве: по сырому, нетрадиционные техники.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами (карандашами, кисточками),
- соблюдать правила безопасности труда;
- следовать устным инструкциям педагога;
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
-различными художественными техниками.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной
программе имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии,
способов и типовых решений в сфере изобразительного искусства.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность
ценностных ориентаций в сфере изобразительного искусства.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере изобразительного искусства
определяется как заинтересованность к данному предмету.
Способы определения результативности реализации программы и формы
подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности
усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами
каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль
успеваемости носит безотметочный характер и служит для определения
педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому
обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в
виде выставок.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода
обучения.
Формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение за ходом
выполнения практических заданий педагога, анализ на каждом занятии качества
выполнения работ и приобретенных навыков общения, выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится в конце года с целью оценки качества
освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы после завершения ее изучения формировании и развитии, умений
создавать художественный образ, оформлять свои работы.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность
освоения программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его
недостаточный важности, не пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного
развивающийся навыка. Обучающийся понимает важность освоения
навыков, однако не всегда эффективно применяет его в
практике.
3 уровень –
Обучающийся полностью освоил данный навык.
опытный
Обучающийся эффективно применяет навык во всех
пользователь
стандартных, типовых ситуациях.
4 уровень –
Особо высокая степень развития навыка.
продвинутый
Обучающийся
способен
применять
навык
в
пользователь
нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной
сложности.
5 уровень –
Уровень развития навыка, при котором обучающийся
мастерство
становится авторитетом и экспертом в среде
сверстников. Обучающийся способен передавать
остальным необходимые знания и навыки для освоения
и развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность
освоения
в учебной, познавательной и творческой деятельности,
программы
составляющей содержание программы. На итоговом
тестировании показывают отличное знание теоретического
материала, практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт
Средний уровень Обучающиеся
демонстрируют
достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в продукт, требующий
незначительной доработки
Низкий уровень
освоения
программы
Обучающиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное
знание
теоретического
материала,
практическая работа не соответствует требованиям
2. Содержание программы
Учебно–тематический план
(144 учебных часа) 1й год обучения
№
Основные темы занятий
Кол-во
часов
2
Теор.
Практ.
2
-
1
Вводное занятие
2
Рисунок — основа изображения. Зарисовка с
натуры
24
6
18
3
Зарисовка птиц и животных
12
4
8
4
Пейзаж - как жанр живописи
16
6
10
5
Перспектива- как основа рисунка
12
2
10
6
12
2
10
7
Композиция -как важнейший компонент
художественной формы
Рисование геометрических фигур
4
2
2
8
Знакомство с народным искусством
4
2
2
9
Тематическое рисование
18
4
14
10
Орнамент и его виды
10
2
8
11
Портрет - как жанр живописи
6
2
4
12
Натюрморт - как жанр живописи
16
4
12
13
История изобразительного искусства
4
2
2
14
Итоговое занятие
2
2
-
144
44
100
Итого
Методическое обеспечение программы и методические материалы ДООП.
1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса
Для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной
помощью педагога каждому ребенку.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая радость общения, удовлетворение
результатами своего труда, исключение боязни неудачи (любой результат положителен), создание
обстановки взаимопомощи.
Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не
регламентированный обязательствами и стандартами.
Возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность
для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).
Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить
общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе
ровесников, что особенно важно для детей.
Подготовка инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»).
Также, освоение данной программы предполагает реализацию следующих принципов:
сочетание разных форм занятий;
совместный характер деятельности;
диалоговая форма занятий;
включение детей в активную творческую деятельность;
системность и последовательность;
наглядность;
сознательность, активность и самостоятельность;
индивидуальный подход к личности ребенка;
от простого к сложному;
право на свободный творческий поиск;
создание ситуации успеха.
Процесс обучения по данной ДООП предполагает участие обучающихся в различных выставках,
что способствует повышению творческой познавательной активности детей, развитию их
индивидуальных способностей.
Программа предполагает тесное сотрудничество с родителями, так как поддержка
родителей и материальная, и моральная, конечно способствует поддержанию устойчивого
интереса детей к деятельности. Работа с семьей предусматривает следующие мероприятия:
знакомство с родителями, родительские собрания, индивидуальные беседы, участие родителей в
мероприятиях, выставках, итоговых занятиях. Разнообразные формы взаимодействия с семьей
способствуют укреплению семейных отношений, формированию общности интересов детей и
родителей, служат эмоциональной и духовной близости, что играет важную роль в воспитании
гармоничной личности ребенка и в значительной степени повышает социальное значение
института семьи.
Условия и средства реализации ДООП:
Для реализации данной программы необходимо иметь помещение для занятий, а также
средства обучения: Акварельная бумага, альбом для рисования, простой и цветные карандаши,
фломастеры, акварельные краски, кисти разных размеров, ластик, баночка для воды, тряпочка
или салфетки, палитра для смешивания красок.
Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая для одного года
обучения и составляют 36 недель.
Режим занятий: занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму, кроме зимних каникул с
01января по 08 января и летних каникул с 01 июня по 31 августа.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
декабрь – текущая, промежуточная (итоговая) – май.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Джуди Мартин. Учимся смешивать цвета, Пер. с англ. М. Туриловой. – М.: ООО
«Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель»,2008-64.:ил.
2.Левейлль П. Школа рисования. Методика построения, Минск, 2008.
З.В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина Изобразительное искусство. учебник для уч.1 - 4кл.
Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2009. - 80с.
4. Основы техники изображения природы акварелью, под редакцией Рейчел Вулф.
5.Изобразительное искусство: декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
1-4 класс И.Э. Кашекова , Н.Величко «Роспись».
6. Бондарева И.М. Наглядно-дидактическое обеспечение учебного процесса//
Дополнительное образование.
7. Курочкина М.В. Мне учится интересно// Дополнительное образование, № 4, 2009. с 40-43.
8. Рукавишникова Е.В. Использование психолого-педагогической диагностики для
оценки творческого развития детей// Дополнительное образование, № 2, 2006. - с 38 42.
Приложение
Оценочные материалы
Диагностическая карта
Ф.И. обучающегося_________________________________________________
в объединении «ИЗО»
этапы
знания
умения
навыки
методы и
формы
уровень
низкие
средние
высокие
контроля
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
---------------- Шуркина Ю.Н.
Рабочая образовательная программа «Кисточка» (ИЗО)
для детей 6-12 лет
Срок реализации – 1 год.
занятия проводятся 2 раза в неделю:
Вторник (2 часа) с 15-00 до 16-45
Четверг (2 часа) с 15- 00 до 16-45
Всего: 144 учебных часа в год.
Цель и задачи ДООП:
Цель ДООП: развитие личности ребёнка средствами художественно прикладной деятельности (рисование).
Задачи ДООП:
1) Обучающие:
научить практическим навыкам рисования;
познакомить с основными видами искусства и техники их выполнения;
научить простым приемам рисования;
научить пользоваться инструментами,
приспособлениями, материалами,
оборудованием необходимыми в работе;
обучить правильному построению композиции.
научить экономному отношению к используемым материалам;
учить детей самостоятельно смешивать и подбирать краски, применяя полученные
знания и умения.
2) Развивающие:
развитие познавательного интереса к данному виду творчества;
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие мелкой моторики рук;
развитие аккуратности и терпения.
3) Воспитательные:
воспитание трудолюбия, аккуратности, терпению, усидчивости, умению довести
начатое дело до конца;
воспитание уважения и терпимости друг к другу;
воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности;
воспитание самостоятельности и индивидуальности;
расширение коммуникативных навыков.
Календарно - тематическое планирование
на 2025 -2026 учебный год.
Сентябрь
№
занят
ия
дата
1
02.09
2
04.09
тема
Содержание
количес
тво
часов
Вводное занятие.
Беседа по охране труда.
Рисование сюжетное.
«Было весёлое лето!».
Техника безопасности
2ч
Рисование по памяти (карандаш,
акварель)
время
проведен
ия
занятия
2ч
первая
неделя
3
09.09
«Деревья в нашем
парке».
Рассматривание по сырому.
Зарисовка (карандаш, акварель).
2ч
4
11.09
Рисование на тему
«Такие разные грибы».
Знакомство с царством грибов.
Зарисовки (карандаш).
Выполнение работы в цвете.
2ч
5
16.09
Знакомство с нетрадиционной
техникой рисования при помощи
коктейльной трубочки.
2ч
6
18.09
«Осенний пейзаж».
Нетрадиционная
техника рисования.
«Теплые оттенки
осени». Рисование
орнамента с
элементами осенних
листьев.
Знакомство с орнаментом.
Построение эскиза. Выполнение
работы в цвете.
2ч
7
23.09
Осенний натюрморт.
Построение эскиза (карандаш).
Выполнение работы в цвете
2ч
8
25.09
Рисование по замыслу.
2ч
9
30.09
Беседа о жанре в живописипортрете. Выполнение
наброска(карандаш). Выполнение
работы в цвете.
2ч
«Рисуем настроение»
«Портрет осени».
ИТОГО:
18
часов
вторая
неделя
третья
неделя
четвёртая
неделя
Октябрь
1
02.10
«Только линии».
2
07.10
«Дождливый день».
3
09.10
Рисуем сказочных
героев.
«Котёнок по имени
Гав».
Тематическое
рисование «Морской
натюрморт».
14.10
Графика как вид изобразительного
искусства. Выполнение
наброска(карандаш). Выполнение
в цвете.
2ч
Построение
эскиза(карандаш)Выполнение
работы в цвете. Рисование по
сырому.
Как разновидность
изобразительного искусства
Выполнение наброска(карандаш).
Выполнение в цвете.
2ч
Знакомство с обитателями
подводного мира. Наброски
карандашом. Выполнение работы в
цвете.
Знакомство с
геометрической фигурой.
2ч
Выполнение эскизов птиц
(карандаш). Выполнение работы в
цвете.
2ч
первая
неделя
2ч
5
16.10
Узор из кругов.
6
21.10
«Пернатые».
7
23.10
«Кошки на окошке».
Силуэтная живопись
Знакомство с силуэтной
живописью. Выполнение эскизов
(карандаш). Выполнение в цвете.
2ч
8
28.10
«Цветок».
Знакомство с росписью Гжель.
Наброски карандашом.
2ч
9
30.10
«Цветок».
Выполнение работы в цвете.
2ч
ИТОГО:
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
четвёртая
неделя
18
часов
Ноябрь
1
2
06.11
11.11
Линейная перспектива.
«Братья наши
меньшие».
3
13.11
«Натюрморт»
Творческая работа по замыслу.
2ч
4
18.11
«Незнайка».
Как разновидность
изобразительного искусства.
2ч
Знакомство с перспективой.
Выполнение эскизов
животных(карандаш). Выполнение
работы в цвете.
2ч
2ч
первая
неделя
вторая
Тематическое
рисование.
«Грустный пейзаж».
Гризайль.
5
20.11
6
25.11
«Натюрморт»
рисование с натуры.
7
27.11
«Первый снег».
неделя
Выполнение наброска(карандаш).
Выполнение в цвете.
Знакомство с техникой гризайль.
Выполнение наброска, карандаш.
Завершение работы над
композицией (акварель)
Выполнение с натуры
набросков(карандаш). Выполнение
в цвете.
2ч
Рисование по сырому (акварель).
2ч
2ч
третья
неделя
четвёртая
неделя
ИТОГО:
14
часов
Декабрь
1
02.12
«Как прекрасна зима за
окном!»
2
04.12
«Книга зимы».
3
09.12
4
Рисование по замыслу.
Набросок(карандаш). Выполнение
работы в цвете.
Рисование по замыслу.
Набросок(карандаш). Выполнение
работы в цвете
2ч
«Зимний пейзаж».
Холодные оттенки.
Воздушная перспектива.
2ч
11.12
Узор из квадратов.
Знакомство с
геометрической фигурой.
2ч
5
16.12
«Синички».
2ч
6
18.12
«Снежные домики».
Выполнение эскиза. Завершение
работы над композицией (акварель)
Выполнение эскиза. Завершение
работы над композицией (акварель)
7
23.12
«Скоро Новый год!»
Изготовление праздничных
открыток
2ч
8
25.12
«Новогодние чудеса».
Выполнение эскиза.
2ч
9
30.12
«Гирлянда из
фонариков».
ИТОГО:
Построение в карандаше.
Выполнение работы в цвете.
2ч
2ч
2ч
18
часов
первая
неделя
вторая
неделя
третья
неделя
Январь
1
13.01
Силуэтная живопись.
2
15.01
3
20.01
Рисование по замыслу. Эскиз.
Выполнение работы в цвете.
2ч
«Морозный узор».
Рисование по мятой
бумаге.
Нетрадиционное рисование. Эскиз
Выполнение работы в цвете.
2ч
«День зарисовок».
Выполнение наброска(карандаш).
Выполнение работы в цвете
«Портрет зимы».
4
22.01
5
27.01
Рисование восковыми
мелками.
6
29.01
Наброски животных.
Рисование по замыслу.
Выполнение наброска, карандаш.
Завершение работы над
композицией (акварель)
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель).
ИТОГО:
первая
неделя
2ч
2ч
вторая
неделя
2ч
2ч
третья
неделя
12
часов
февраль
«Монотипия».
Нетрадиционная
техника рисования.
«Декоративное
рисование».
Знакомство с техникой в живописимонотипия. Наброски, работа в
цвете.
2ч
Творческая работа по замыслу.
2ч
10.02
«Рисунок двумя
цветами».
Знакомство с техникой Дуотон.
Выполнение эскизов (карандаш).
Выполнение работы в цвете
2ч
4
12.02
«Коллаж».
Выполнение эскизов(карандаш).
Выполнение работы в цвете
2ч
5
17.02
«Птицы в вечернем
небе»
Выполнение наброска, карандаш.
Завершение работы над
композицией (акварель)
2ч
6
19.02
Изготовление
праздничных открыток
ко Дню Отечества.
Беседа о создании праздника,
просмотр иллюстраций.
Выполнение эскиза. Выполнение
работы в цвете
2ч
1
03.02
2
05.02
3
первая
неделя
вторая
неделя
третья
неделя
7
8
24.02
26.02
«Морские обитатели».
Рисование по замыслу.
Выполнение наброска, карандаш.
Завершение работы над
композицией (акварель)
2ч
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель).
2ч
ИТОГО:
четвёртая
неделя
16
часов
март
1
03.03
«Чудесный день
весны!».
Беседа о создании праздника 8
марта. Просмотр иллюстраций.
Выполнение эскиза. Выполнение
работы в цвете.
2ч
2ч
2
05.03
«Широкая масленица!». Выполнение эскиза. Выполнение
3
10.03
Творческая работа.
4
12.03
5
17.03
6
19.03
История
изобразительного
искусства. Творческая
работа.
Весеннее
равноденствие.
«Матрёшка».
7
24.03
«Солнечный день в
лесу». Рисование по
мятой бумаге.
8
26.03
«Братья наши
меньшие».
работы в цвете Выполнение
наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией.
Выполнение наброска, карандаш.
Завершение работы над
композицией (акварель)
Ознакомление с основами
изобразительного искусства.
первая
неделя
2ч
2ч
Ознакомление с праздником
2ч
Знакомство с росписью Гжель.
Наброски карандашом. Выполнение
работы в цвете.
2ч
Нетрадиционное рисование.
Отразить характерное строение
дерева от кустарника(карандаш)
выполнение работы в цвете
Наброски животных и птиц.
2ч
вторая
неделя
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
16
часов
ИТОГО:
Апрель
1
02.04
«Братья наши
меньшие».
Наброски животных и птиц.
2ч
первая
неделя
2
07.04
«Клякса».
Занятие, развивающее мышление и
фантазию.
2ч
3
09.04
Натюрморт
2ч
4
14.04
«Космос без границ».
5
16.04
6
21.04
Рисуем «Портрет
весны».
«Цветочная фантазия».
Построение
эскиза(карандаш)Выполнение
работы в цвете.
Беседа о создании праздника с
просмотром иллюстраций.
Выполнение эскиза. Завершение
композиции в цвете
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы в цвете
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией.
2ч
7
23.04
Рисование по замыслу.
2ч
8
28.04
«Солнечный пейзаж».
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель).
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель).
Беседа о создании праздника с
просмотром иллюстраций.
Выполнение эскиза. Завершение
композиции в цвете
2ч
9
30.04
«Светлый праздник
Пасхи»
ИТОГО:
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
18
часов
Май
1
07.05
«Цветущий май».
2
12.05
«Иллюзия»
3
14.05
4
19.05
«День славянской
письменности и
культуры».
Декоративное
рисование.
5
21.05
«Море волнуется»
6
26.05
«Весенний пейзаж».
7
28.05
Рисование по замыслу.
Итоговое занятие.
Беседа о празднике, просмотр
иллюстраций. Выполнение эскиза.
Выполнение работы в цвете.
Знакомство с оптической иллюзией.
Влияние оптических иллюзий на
зрительное восприятие
окружающих объектов.
Беседа о празднике, просмотр
иллюстраций. Выполнение эскиза.
Выполнение работы в цвете.
2ч
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель)
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель).
Выполнение наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель)
2ч
Выполнение работы на свободную
тему по пройденным материалам.
2ч
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
неделя
2ч
2ч
третья
неделя
четвёртая
неделя
ИТОГО:
14
часов