Программа_Юный художник_2024-2025(48ч)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

«Детско-Юношеский Центр Конаковского района»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
(краткосрочная)
Направленность: художественная
Общий объем программы в часах: 48 часов
Возраст обучающихся: 6 -12 лет
Срок реализации программы: 3 месяца
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Захарова Людмила Александровна

пос. Новозавидовский
2024

Год разработки программы 2023г

Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
 направленность программы:художественная;
 уровень программы: ознакомительный (стартовый)
 нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями
2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
актуальность
Отличительные особенности и новизна - В результате использования
многообразия технических возможностей
художественного
изображения у обучающихся формируются различные виды мышления:
логическое, научное , образное, творческое, ведь как отмечал Микеланджело
«Пишут головой ,а не руками».
Педагогическая целесообразность - Программа знакомит с различными
видами изобразительного искусства как одним из важных и обширных
направлений человеческой деятельности, с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики и
декоративно- прикладного искусства. Это позволяет обучающимся лучше
ориентироваться в

истории человечества, находить близкие для себя направления в
искусстве, расширять тематику и изобразительные возможности своих
работ.
Адресат программы:
Программа адресована детям (от 6 до 12 лет). Предварительной подготовки
и справки об отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям не
требуется
Объём и срок освоения программы.
Объём программы – 48 учебных часов, запланированных на весь период
обучения. Срок освоения программы - три месяца обучения
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: Занятия объединения проводятся в
группе. Оптимальное количество детей в группе – 12 человек.
Форма проведения занятий: практические занятия, творческие мастерские,
выставки, праздники, экскурсии.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю:
общее количество часов в неделю (4 часа).
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается с учетом
СанПиН 2.4.4.3172-14.
1.2. Цель и задачи.
Цель программы - ознакомление детей с разными видами
изобразительного искусства.
Задачи:
Личностные (воспитательные)
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Воспитывать доброе отношение к окружающему мир.
Воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к
действительности;
Воспитание самостоятельности и индивидуальности;
Расширение коммуникативных навыков.
Метапредметные (развивающие)
1)Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых
сочетаний,
2)Композиционных построений.
3)Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
4)Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет,
композиция, выразительность силуэта) для передачи образа.
5)Развитие интереса к этнокультурному творчеству хакасского народа

Предметные (обучающие) - Формировать у детей представление о
различном подходе в передаче образа.
1)Познакомить детей с разными видами искусства, техниками рисования,
нетрадиционными техниками «граттаж», «монотипия» и др.
2)Осваивать различные приемы декоративного рисования.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебно–тематический план
№

Основные темы занятий

1

Вводное занятие

2

3

Рисунок — основа изображения. Зарисовка
с натуры.Основы изобразительной
грамоты.
Зарисовка птиц и животных

4

Кол-во
часов
1

Теор.

Практ.

1

0

8

2

6

8

1

6

Пейзаж - как жанр живописи

8

1

6

5

Основные законы композиции

4

1

4

6

2

0

2

7

Знакомство с народным
искусством дымковской росписи
Тематическое рисование

4

0

4

8

Портрет - как жанр живописи

6

2

4

9

Натюрморт - как жанр живописи

6

2

4

2

0

2

48

10

38

10 Итоговое занятие
Итого

1.3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении и на рабочем
месте.
Практика. Беседа по охране труда, вводная диагностика.
Тема 2. Основы изобразительной грамоты
Теория. Сведения о цвете и технике работы с акварелью.
Сведения о свойствах акварельных красок. Сравнительная характеристика
акварели. Понятие о простых и составных цветах.
Практика. Самостоятельное получение цветов, оттенков.
Тема 3. Рисование птиц и животных.

Теория. Анализ натуры, показ выполнения на основе геометрических форм,
каркаса.
Передача в рисунке с натуры формы, несложного строения, пропорций.
Последовательность выполнения рисунка.
Практика. Рисование красками (утка, заяц, ёж, жуки, лиса, кошка и т.д.).
Тема 4. Рисование пейзажа.
Теория. Беседа о значении зелёных насаждений. Понятия парк, сквер, лес.
Строение дерева. Отличие кустарника от дерева.
Практика. Рисование отдельных деревьев. Элементарная передача
строения дерева в разное время года. Изображение деревьев в сюжете (у
сказочной избушки).
Тема 5.Композия как важнейший компонент художественной формы.
Теория. Составление целого из частей.
Практика. Построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов
картины) и содержания (смысловой нагрузки)..
Тема 6. История дымковской росписи в народном искусстве.
Теория. Различия в изображении рисунков в разных видах народного
искусства. Особенности дымковской росписи.
Практика. Рисование с натуры дымковской игрушки.
Тема 7. Тематическая композиция – рисование сказочных персонажей.
Иллюстрирование литературных произведений.
Теория. Знакомство с известными художниками-иллюстраторами: В.
Васнецов, Конашевич.Е.
Практика. Выполнение несложных иллюстраций к известным сказкам
«Теремок»,
«Колобок», «Маша и медведь» и др. Отработка последовательности
выполнения рисункаиллюстрации, техники работы разными средствами выразительности и
материалами.
Тема 8.Рисование портрета человека.
Теория. Обсуждение пропорций лица человека. Тренировочные упражнения
на отдельном листе бумаги.
Практика. Передача элементов мимики. Зарисовки с натуры (кукла,
скульптура).
Тема 9. Рисование натюрмортов с цветами и экзотическими атрибутами.
Теория. Составление эскизов композиции натюрмортов. Составление
несложных
натюрмортов (цветы, фрукты, овощи, керамическая посуда).
Практика. Составление собственных натюрмортов.

Рассматривание и анализ построения
натюрморта, различные варианты композиций.
Тема 10. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов.
Возможна организация коллективных сюжетных работ, декоративных панно,
изделий из
аппликации, а также комплексных работ включающих в изображение одной
темы
несколько видов изобразительного творчества (варианты сочетания
рисования с аппликацией.
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоения данной программы обучающиеся будут знать:
Цвета спектра, основные цвета;
Жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт
В результате освоения данной программы обучающиеся будут уметь:
Делать набросок предмета;
Выполнять работу в цвете, в графике;
Писать фон «по мокрому слою»;
Уметь располагать предметы симметрично;
Использовать кисти разного размера.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 30 ноября
обучение и составит 13 недель.
Режим занятий: занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза в неделю
по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения аттестации:
ноябрь – итоговая .
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-технические условия: Для реализации данной
программы необходимо иметь помещение для занятий, а также средства
обучения: Акварельная бумага, альбом для рисования, простой и цветные
карандаши,восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисти разных
размеров, ластик, баночка для воды, тряпочка или салфетки, палитра для
смешивания красок .

2.2.2. Информационное обеспечение:
2.2.3. Кадровое обеспечение: Согласно Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по программе
может работать педагог дополнительного образования с уровнем
образования и квалификации. (п.3.1 – Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом
Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19 № 298н) и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля.
. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить
вариативный характер.
Вид контроля
Формы и методы контроля
Просмотр работ.
Входная диагностика
3 месяца обучения - стартовая
диагностика проводится с целью
установления степени готовности
ребенка к обучению по программе на
определенном уровне.
Текущий контроль
Проводится в конце каждого месяца
с целью проверки результативности
обучения и оперативного управления
образовательным процессом.
Педагогическое наблюдение, опрос,
самостоятельная работа,конкурс,
Промежуточный контроль
выставка.
Проводится по окончании изучения
темы программы с целью оценки
степени усвоения обучающимися
содержания программы.
Выставка,презентация творческих
Итоговый контроль
Проводится по итогам всего курса
работ.
обучения по образовательной
программе с целью выявление
конечных результатов освоения
программы.
Формы отслеживания результатов: портфолио,отзыв, видеозапись, фото.
Формы предъявления и демонстрации результатов.Демонстрация
готовых работ,выставки.

2.4. Оценочные материалы.
Итоговый контроль проводится в конце трёхмесячного курса обучения.
Характеристика оценочных материалов
Наименование
Краткая характеристика Назначение оценочного
оценочного средства
оценочного средства
материала по
программе
«ВЕРНИСАЖ»
Форма проведения
итоговой аттестации по
программе.
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
Детям предоставляется возможность попытаться сформулировать и решить
свои личные задачи через изобразительную деятельность. Для этого
некоторые задания формируются таким образом, чтобы в процессе
выполнения ребята имели возможность анализировать особенности
собственной личности и свои отношения с окружающим миром.
2.5.1. Описание методов и приемов обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) по источнику материала:
- словесные,
- наглядные,
- практические;
б) по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные;
в) по степени взаимодействия педагога и учащихся:
- активные,
- интерактивные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) методы стимулирования интереса к учению;
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля;
б) методы практического контроля и самоконтроля
2.5.2. Описание образовательных технологий.
Для реализации данной программы используются
следующие
образовательные технологии: информационно-коммуникативные (ИКТ),
индивидуализации обучения, здоровьесберегающие, игровые, педагогика
сотрудничества, уровневой дифференциации/разноуровневого обучения,

группового обучения, коллективного взаимообучения, развивающего
обучения,
2.5.3. Перечень видов учебных занятий.
№ Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
1
Открытия
нового
знания -беседа,
(изучения нового материала) -занятия смешанного типа.
Цели:
Деятельностная: научить детей
новым способам нахождения
знания, ввести новые понятия,
термины.
Содержательная: сформировать
систему новых понятий,
расширить знания учеников за
счет включения новых
определений, терминов,
описаний.
2
Рефлексии (закрепления
-самостоятельная работа,
изученного материала)
Цели:
-решение творческих задач,
Деятельностная: формировать у -комбинированное занятие.
учеников способность к
рефлексии коррекционноконтрольного типа, научить
детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно
строить алгоритм действий по
устранению затруднений,
научить самоанализу действий и
способам нахождения
разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить
усвоенные знания, понятия,
способы действия и
скорректировать при
необходимости.
3

Общеметодологической
направленности (обобщения и
систематизации знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
структуризации полученного
знания, развивать умение

-конкурс,
-урок-игра,
-обсуждение,
-беседа.

4.

перехода от частного к общему и
наоборот, научить видеть каждое
новое знание, повторить
изученный способ действий в
рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить
обобщению, развивать умение
строить теоретические
предположения о дальнейшем
развитии темы, научить видению
нового знания в структуре
общего курса, его связь с уже
приобретенным опытом и его
значение для последующего
обучения.
Развивающего контроля
(оценки и коррекции знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
способам самоконтроля и
взаимоконтроля, формировать
способности, позволяющие
осуществлять контроль.
Содержательная: проверка
знания, умений, приобретенных
навыков и самопроверка
учащихся.

- конкурсы.

2.5.4. Особенности структуры учебного занятия («Алгоритм учебного
занятия») - краткое описание структуры занятия и его этапов (при
необходимости)
2.6. Список литературы.
1.Джуди Мартин. Учимся смешивать цвета, Пер. с англ. М. Туриловой. –
М.: ООО
«Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель»,2008.-64.:ил.
2.Левейлль П. Школа рисования. Методика построения, Минск, 2008.
З.В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина Изобразительное искусство.: учебник для
уч.1 - 4кл.
Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2009. - 80с.
4. Основы техники изображения природы акварелью, под редакцией Рейчел
Вулф.
5.Изобразительное искусство: декоративно - прикладное искусство в жизни
человека.
1-4 класс И.Э. Кашекова , Н.Величко «Роспись».

6. Бондарева И.М. Наглядно-дидактическое обеспечение учебного
процесса//
Дополнительное образование.
7. Курочкина М.В. Мне учится интересно// Дополнительное образование, №
4, 2009. с 40-43.
8. Рукавишникова Е.В. Использование психолого-педагогической
диагностики для
оценки творческого развития детей// Дополнительное образование, № 2,
2006. - с 38 42.
2.7. Рабочая программа.
«Юный художник» (краткосрочная)
для детей 6-12 лет.
Срок реализации – 3 месяца.
Цель программы: развитие личности ребёнка средствами художественно прикладной деятельности (рисование).
Задачи:
Обучающие:
 научить практическим навыкам рисования;
 познакомить с основными видами искусства и техники их выполнения;
 научить простым приемам рисования;
 научить
пользоваться
инструментами,
приспособлениями,
материалами, оборудованием необходимыми в работе;
 обучить правильному построению композиции.
 научить экономному отношению к используемым материалам;
 учить детей самостоятельно смешивать и подбирать краски, применяя
полученные знания и умения.
Развивающие:
 развитие познавательного интереса к данному виду творчества;
 развитие памяти, внимания, воображения;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие аккуратности и терпения.
Воспитательные:
 воспитание трудолюбия, аккуратности, терпению, усидчивости,
умению довести начатое дело до конца;
 воспитание уважения и терпимости друг к другу;
 воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к
действительности;
 воспитание самостоятельности и индивидуальности;

 расширение коммуникативных навыков.
Календарно-тематический планирование
на 2023 -2024 учебный год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа:
Всего: 48 учебных часа за 3 месяца.
№
п/
п

Дата
проведения
план факт

Раздел программы/ тема Колзанятия
во
часо
в

Форма
проведен
ия
занятия

Форма
контроля

МАРТ
1

04.03

2

06.03

3

11.03

4

13.03

5

18.03

6

20.03

Вводное занятие. Беседа
по охране труда.
Техника безопасности.
Рисование с натуры
ветки рябины.
Рассматривание.
Характерные отличия.
Зарисовка (карандаш,
акварель)
Рисование с натуры
фруктов простой
формы. Построение
эскиза (карандаш.
Выполнение работы в
цвете
Знакомство с
известными
художникамииллюстраторами: В.
Васнецов, Конашевич.Е.
«Теремок»

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

«Радуга». Рисование по
сырому Знакомство с
цветами
спектра(акварель)

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

Рисование с натуры

7

25.03

8

27.03

керамической вазы.
Построение вазы
(карандаш).
Выполнение работы в
цвете.
Рисование букета.
Зарисовки животных
леса. Выполнение
эскизов (карандаш).
Выполнение работы в
цвете.

ИТГО:

2

очная

2

очная

Наблюден
ие
Наблюден
ие

16

АПРЕЛЬ
1

01.04

2

03.04

3

08.04

4

10.04

5

15.04

6

17.04

«Пейзаж», как жанр в
живописи. Беседа о
жанре живописипейзаже. Знакомство с
творчеством И.И.
Шишкина. Выполнение
эскиза.
«Мультяшные герои».
Рисование по памяти.
Выполнение
эскизов(карандаш).
Выполнение работы в
цвете.
«Натюрморт» рисование
бытовой утвари.
Выполнение с натуры
построение (карандаш)
«Жираф», «Слон».
Выполнение набросков
животных жарких стран
(карандаш, акварель).
Рисование «Портрета»
Беседа о жанре
живописи-портрете.
Знакомство с
творчеством Крамского,
Серова
Рисование с натуры
ветки сосны.
Рассматривание,

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

7

22.04

8

24.04

зарисовка (карандаш).
История дымковской
росписи в народном
искусстве.
Теория. Различия в
изображении рисунков в
разных видах народного
искусства.
«Весенний
пейзаж».Выполнение
наброска(кароандаш).За
вершение работы над
композицией.

ИТОГО:

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

16

МАЙ
1

06.05

2

08.05

3

13.05

4

15.05

5

20.05

«Морские
обитателишгол».
Рисование по замыслу.
Наброски карандашом.
Выполнение работы в
цвете.
Рисование натюрморта
– «Корзиночка с
фруктами» Построение
в карандаше.
Выполнение работы в
цвете.

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

«Хамелеон».Выполнени
е наброска(карандаш).
Завершение работы над
композицией (акварель)
Рисуем портрет
«Весны» Беседа «Что
такое портрет»
карандаш. Завершение
работы в цвете
«Пернатые».Выполнени
е эскизов птиц
(карандаш).
Выполнение работы в
цвете.

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

2

очная

Наблюден
ие

6

22.05

Рисование
геометрических
фигур.Иллюстрации с
чётко
просматриваемыми
геометрическими
формами.

2

очная

Наблюден
ие

7

27.05

2

очная

Наблюден
ие

8

29.05

«Силуэтная живопись».
Знакомство с силуэтной
живописью.
Выполнение эскизов
(карандаш).
Выполнение в цвете.
Итоговое
занятие.Практика.Подве
дение итогов.

2

очная

Наблюден
ие

ИТОГО:

Итого за три месяца

16
48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».