Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Оригами» (краткосрочная)
Уровень освоения программы: стартовый
Срок реализации программы: 3 месяца (24
часа)
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Автор-составитель:
Игнатова Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования
пгт. Новозавидовский
2024 г.
Год разработки программы _______2023____________
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
направленность программы: художественная
уровень программы: стартовый (начальный)
Данная программа является программой ознакомительного уровня, она
предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся в
древнем виде искусства оригами, а также приобщение детей к искусству
складывания из бумаги.
Нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями
2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Устав учреждения.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том, что она соответствует
социальному заказу на организацию познавательного досуга и за короткий
срок дает ребенку возможность не только познакомиться с искусством
оригами, но и сформировать мотивацию к дальнейшему изучению данного
вида творчества.
Исследователи утверждают, что Оригами является мощным средством
для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы
дошкольников и младших школьников.
Программа ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с
изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в
конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого
мышления, приводящего к собственным открытиям, дети младшего
школьного
возраста
подготавливаются
к
исследовательской,
изобретательской и проектной деятельности.
Отличительные особенности и новизна:
Данная программа разработана на основе учебника Оригами С.Ю. и
Е.Ю. Афонькиных, а также на основе Образовательной программы Н.В.
Пановой «Оригами-«СюрПРИЗ», но отличается сроками её реализации:
данная программа является краткосрочной, она поможет погрузиться в
волшебный мир складывания из бумаги, в результате её освоения дети
получат лишь основные представления о данном виде искусства, о работе с
бумагой – приемами, способами складывания бумаги, научатся моделировать
по схемам , используя «язык» оригами – основные символы, условные знаки;
познакомятся с основными базовыми формами, что даст стимул к
самостоятельной творческой деятельности.
Также, отличительной особенностью данной программы является её
направленность, в первую очередь, не на развитие творческих способностей
вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно
взятого ребенка, но в достаточно большой группе единомышленников.
Педагогическая целесообразность:
Оригами является одним из уникальных способов обучения детей
политехническим знаниям. Превращение листа бумаги в игрушку дети
воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе
складывания решают очень серьезные математические задачи. Они без труда
находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные
виды треугольников и многогранников, читают схемы, с легкостью
ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику и
воображение.
За определенный промежуток времени ребенок овладеет значительным
кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память,
мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе
практико-ориентированного обучения в рамках данной программы у детей
начинает формироваться конструкторское и образное мышление,
пространственные представления и воображение, эстетические потребности
и художественно-изобразительные способности, что поможет им в
дальнейшем успешно продолжить обучение в технических и
художественных объединениях, подвигнет к саморазвитию. Занятия оригами
с использованием проблемных и исследовательских методов обучения
помогут лучшему усвоению школьных программ по различным предметам, а
также будут способствовать развитию у детей младшего школьного возраста
продуктивной,
целенаправленной
деятельности,
подвигающей
к
саморазвитию и самостоятельности.
Оригами развивает познавательные способности детей, умения и
навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и
корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами
помогают
настроиться
на
положительное,
жизнеутверждающее
мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с
бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги
«нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из
создавшегося положения, задействовав разум.
Адресат программы:
Программа адресована учащимся начальной школы 7-9 лет, не
страдающих в умственном и моторном развитии. Предварительной
подготовки и справки об отсутствии медицинских противопоказаний к
занятиям не требуется.
Программа
построена
с
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся. В младшем школьном возрасте появляются важные
психологические новообразования в познавательной сфере ребенка. Память
приобретает
ярко
выраженный
познавательный
характер.
Это
обуславливается тем, что ребенок начинает учиться отделять одну задачу от
другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов
запоминания. В искусстве оригами этому отводится важнейшая роль. Ведь
для точного исполнения модели ребенку необходимо не только правильно
запомнить и выполнить определенную последовательность действий, но и
руководствоваться при этом знаниями условных обозначений. Существенные
изменения у младших школьников можно наблюдать и в области мышления.
Оно приобретает более абстрактный и обобщенный характер.
Пространственное мышление, формирование которого усиливает оригами,
помогает ребенку правильно соотносить действия с плоским листом бумаги с
результатом работы – объемной моделью.
При наборе в объединение «Оригами» рекомендуется проводить
входной контроль на знание основных цветов, понятий «больше - меньше»,
«дальний – ближний», умение раскрашивать фломастерами, обращаться с
клеем и ножницами.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 24 часа. Срок освоения программы – 12 недель.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
Принцип формирования и наполняемости групп: количество учащихся в
каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и
региональными нормативными документами в сфере дополнительного
образования детей и составляет 12-15 человек.
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 1 учебному
часу.
Форма организации детского коллектива – кружок.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, конкурс, мастеркласс, открытое занятие, практическое занятие, соревнование, творческая
мастерская.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
воспитание стремления младших школьников к познанию и
творчеству посредством занятий оригами
Задачи программы:
Предметные
знакомство с основными понятиями в оригами – условными
обозначениями, складками, базовыми формами оригами;
знакомство с элементами квадрата – основными геометрическими
понятиями, применяемыми в оригами;
приобретение знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм
оригами;
навыки самостоятельного складывания наиболее распространённых и
простых в изготовлении моделей оригами;
приобретение умений и навыков по складыванию фигур оригами с
использованием схем («чтение чертежей»);
приобретение навыков работы с бумагой: приёмы складывания бумаги в
нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
технология
складывания
бумаги,
рациональное,
эффективное
использование бумаги;
способы изготовления необходимых для работы бумажных квадратов.
Метапредметные
развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера;
развитие произвольности познавательных процессов детей;
формирование логического мышления: навыки развития творческого
мышления, исследовательской деятельности, приводящей к собственным
открытиям;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей;
формирование у ребёнка принципов коллективизма в процессе
совместной деятельности, с одновременным развитием качеств,
свойственных
индивиду
–
самостоятельности,
саморазвития,
самоопределения;
формирование навыков культуры труда.
Личностные
создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы
детей,
жизнеутверждающего,
положительного
отношения
к
окружающему миру;
воспитание коммуникативной культуры;
воспитание культуры труда, бережному отношению к материалам и
инструментам;
воспитание художественно-эстетического вкуса.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
1.
Вводное занятие
Знакомство с оригами
1
0,5
0,5
Опрос, анализ
детских работ
2.
Квадрат – основная
форма оригами
2
0,5
1,5
3
Базовая форма
3
0,8
3,2
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
№
п/п
Формы
Практика промежуточной
аттестации/контроля
«Треугольник»
4
Базовая форма
«Книга»
1
0,2
0,8
5
Базовая форма
«Дверь»
2
0,4
1,6
6
Базовая форма
«Воздушный змей»
2
0,4
1,6
7
Базовая форма
«Блинчик»
2
0,4
1,6
8
Базовая форма
«Водяная бомбочка»
2
0,4
1,6
9
Базовая форма
«Рыба»
2
0,4
1,6
10
Базовая форма
«Квадрат»
2
0,4
1,6
11
Базовая форма
«Катамаран»
2
0,4
1,6
12
Базовая форма
«Птица»
Базовая форма
«Лягушка»
Итоговое занятие
Итого:
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
24
-
1
13
14
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
педагогическое
наблюдение, анализ
детских работ
Выставка
1.3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 час).
Теория: Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике
безопасности, организации рабочего места и правилах поведения на
занятиях.
Презентация
программы.
Материалы,
инструменты
и приспособления.
Технология
получения
квадрата
из
листа
бумаги. Ориентирование на листе бумаги: верх, низ, правая сторона, левая
сторона, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол,
левый нижний угол, диагональ.
Практика: Упражнения в изготовлении квадрата из прямоугольного
листа. Упражнения по ориентированию на квадратном листе бумаги.
Изготовление фигурки оригами.
Квадрат – основная форма оригами (2 часа).
Теория: Два основных вида складок – долина и гора. Основные правила
и приемы сгибания и складывания бумаги: «согнуть на себя», «повернуть»,
«перевернуть», «перегнуть», «согнуть от себя». Знакомство со схемами.
Знаки и обозначения в оригами. Знакомство с основными базовыми формами
оригами.
Практика: Упражнения в отработке приёмов складывания на
конкретных изделиях.
Базовая форма «Треугольник» (3 часа).
Теория: Повторение понятия «Базовая форма». Знакомство с самой
простой формой «треугольник», условные знаки. Повторение основных
приёмов складывания и графических символов – условных знаков.
Практика: Упражнения на изготовление квадрата из произвольной
формы листа бумаги. Изготовление базовой формы «треугольник». Чтение
схемы. Изготовление изделий на основе б.ф. «треугольник» в соответствии
со схемой.
Базовая форма «Книга» (1 час).
Теория: Знакомство с базовой формой «книга», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Упражнения на изготовление квадрата из произвольной
формы листа бумаги. Изготовление базовой формы «книга». Чтение схемы.
Изготовление изделий на основе б.ф. «книга» в соответствии со схемой.
Базовая форма «Дверь» (2 часа)
Теория: Знакомство с базовой формой «дверь», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Упражнения на изготовление квадрата из произвольной
формы листа бумаги. Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделия по схеме.
Базовая форма «Воздушный змей» (2 часа).
Теория: Знакомство с базовой формой «воздушный змей», условные
знаки. Повторение основных приёмов складывания и графических символов
– условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Повторение правил сгибания и складывания бумаги, условных
обозначений на чертежах и схемах. Условные обозначения «карман»,
«складка-молния».
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «Воздушный змей» в
соответствии со схемой.
Базовая форма «Блинчик» (2 часа).
Теория: Знакомство с базовой формой «блинчик», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Упражнения на изготовление квадрата из произвольной
формы листа бумаги. Изготовление изделий на основе б.ф. «блинчик» в
соответствии со схемой.
Базовая форма «Водяная бомбочка» (2 часа).
Теория: Знакомство с базовой формой «водяная бомбочка», условные
знаки. Повторение основных приёмов складывания и графических символов
– условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «водяная бомбочка» в
соответствии со схемой.
Базовая форма «Рыба» (2 часа)
Теория: Знакомство с базовой формой «рыба», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «рыба» в соответствии со
схемой.
Базовая форма «Квадрат» (2 часа)
Теория: Знакомство с базовой формой «квадрат», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «квадрат» в соответствии со
схемой.
Базовая форма «Катамаран» (2 часа)
Теория: Знакомство с базовой формой «катамаран», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «катамаран» в соответствии со
схемой.
Базовая форма «Птица» (1 час).
Теория: Знакомство с базовой формой «Птица», условные знаки. Урок
мира. История Садако Сасаки. Повторение основных приёмов складывания и
графических символов – условных знаков. Условные обозначения сгибания
на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «Птица» в соответствии со
схемой.
Базовая форма «Лягушка» (1 час)
Теория: Знакомство с базовой формой «Лягушка», условные знаки.
Повторение основных приёмов складывания и графических символов –
условных знаков. Условные обозначения сгибания на схемах.
Практика: Тренировочные упражнения по изготовлению базовой
формы. Изготовление изделий на основе б.ф. «Лягушка» в соответствии со
схемой.
Итоговое занятие (1 час).
Практика: Задания на определение уровня усвоения образовательной
программы (изготовление изделий в технике оригами). Оформление
выставки работ. Рефлексивная игра.
1.4.
Планируемые результаты
Освоение предметных знаний и умений:
В результате освоения программы обучающийся
будет знать:
- что такое оригами;
- некоторые факты из истории искусства оригами;
- условные обозначения оригами;
- различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание,
надрезание,
- основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол,
сторона, вершина,
- базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, воздушный
змей, бомбочка, рыба, птица;
- правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы).
будет уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и
приспособлениями;
- следовать устным инструкциям педагога;
- читать и зарисовывать элементарные схемы изделий;
- создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
- анализировать образец;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами.
Освоение метапредметных умений
По окончании программы обучающийся будет уметь:
- стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при
выполнении практических заданий;
- иметь навыки подготовки работ к экспозиции;
- принять участие в итоговой выставке объединения «Увлекательный мир
оригами».
Личностные результаты
По окончании программы обучающийся будет:
- оказывать посильную помощь в оформлении кабинета, своей комнаты дома;
- создавать полезные и практичные изделия;
- проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются:
1 набор - с 1 сентября и заканчиваются 30 ноября,
2 набор – с 1 декабря по 28 февраля
3 набор – с 1 марта по 31 мая и составляют 12 недель для каждой
группы.
Занятия проводятся два часа в неделю (два раза в неделю по одному часу).
Промежуточная аттестация не предусмотрена, итоговая аттестация – в конце
курса (на последних занятиях).
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Для
успешной
реализации краткосрочной
дополнительной
общеразвивающей программы необходимо:
- кабинет, оснащенный столами и стульями;
- шкаф для хранения методической литературы дидактического
материала;
- шкаф для хранения материалов и инструментов;
- изделия в технике оригами; дидактический и раздаточный материал:
таблицы, схемы;
- материалы: принтерная бумага А-4 по 30-40 листов на каждого
обучающегося, ножницы, фломастеры или цветные карандаши.
2.2.2. Информационное обеспечение
В кабинете имеется компьютер, с подключенным интернетом, программа
обеспечена мультимедийными материалами.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий
соответствующей технологией.
2.3. Формы аттестации и контроля
Способы и формы выявления результатов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения практических заданий;
- беседа;
- устный опрос;
- выставка;
- творческие и практические задания,
- выполнение образцов,
- упражнения.
- итоговое занятие.
Способы и формы фиксации результатов:
- готовая работа;
- журнал.
Способы и формы предъявления результатов:
- выставка;
- демонстрация моделей;
- готовые изделия.
2.4. Оценочные материалы
Оценивание результатов освоения программного материала
формы контроля/аттестации
показатели
планируемых результатов
Предметные результаты
Степень понимания и
опрос
осознанности применения в
«-» (обучающийся овладел минимальным
своей речи терминов, понятий и
набором понятий и определений, не
определений
испытывает затруднений в понимании и
применении специальной терминологии)
«+» (обучающийся осознанно употребляет
специальную терминологию в построении
речевых формулировок с последующим
обоснованием примененного определения)
Степень владения на практике
выставка
различными техниками и
«-» (обучающийся усвоил минимальный набор
приемами
приемов, методов работы с бумагой, изготовил
с помощью педагога изделие в технике
оригами)
«+» (обучающийся свободно владеет широким
диапазоном различных приемов и методов,
самостоятельно и качественно изготовил
изделие в технике оригами)
Метапредметные результаты
Уровень активности участия в
педагогическое наблюдение
выставках
«-» (обучающийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку или не проявляет желания изначально
участвовать в конкурсных мероприятиях)
«+» (обучающийся проявляет творческую и
публичную активность в плане участия в
выставках)
Степень аккуратности при
педагогическое наблюдение
изготовлении изделий
«-» (обучающийся умеет организовать свое
рабочее место, но менее усидчив и менее
организован)
«+» (обучающийся проявляет активность,
терпение)
Личностные результаты
Степень развития фантазии,
педагогическое наблюдение
образного мышления и
«-» (обучающийся постоянно нуждается в
воображения
помощи педагога)
«+» (обучающийся проявляет
самостоятельность в выполнении задания)
Степень увлеченности работой и
педагогическое наблюдение
заинтересованности в результате
«-» (маршрут действий диктуется педагогом,
обучающийся мало проявляет инициативу) «+»
(обучающийся
ведет
творческий
самостоятельный поиск, нацелен на результат)
Степень взаимодействия,
педагогическое наблюдение
сотрудничества с другими
«-» (коммуникативная культура не развита,
обучающимися в объединении
обучающийся не испытывает потребности в
тесном творческом общении с другими
обучающимися),
«+» (обучающийся обладает хорошими
коммуникативными способностями, легко идет
на контакт, готов помогать и работать
совместно с другими обучающимися)
Оценочный лист практических работ
№
Критерии для оценки
1 Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и
приспособлений;
– организация рабочего места.
2 Умение аккуратно оформить работу
3 Умение работать самостоятельно
4 Умение уважать окружающих, соблюдая
дисциплину на уроке
5 Умение соблюдать охрану труда
6 Умение правильно определять порядок работы
7 Умение ориентироваться на схеме и на бумаге
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I.
Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги:
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II.
Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
– умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными
линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько
миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в
другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие
художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к
выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню
группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
2.5.1. Описание методов и приемов обучения по программе
Для реализации программы используются современные методы и формы
занятий:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.
2. Наглядные: использование подлинных вещей; просмотр фотографий,
поделок, схем.
3. Практические: изготовление предметов (поделок, украшений).
4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и
ролевые игры, выставки); долга и ответственности (учить проявлять
упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять
положительное в получении знаний).
5. Методы контроля: теоретические и практические задания, самоконтроль.
6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:
- эмоциональные: ситуации
успеха, поощрение
и
порицание,
познавательная игра, удовлетворение желания быть значимой личностью
- волевые: предъявление
образовательных
требований, формирование
ответственного отношения к получению знаний.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и
конспектов; сообщений по темам программ; технологических и
инструкционных карт; методических разработок и планов конспектов
занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий:
контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий.
3. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
4. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
2.5.2. Описание образовательных технологий.
При реализации программы применяются следующие педагогические
технологии: здровьесберегающие, практикоориентированные, группового
обучения, личностноориентированные.
2.6. Список учебно-методической литературы
для педагога:
1. Уроки оригами в школе и дома. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина.
«Аким» 1996 г.
2. Игрушки из бумаги. Кристалл СПБ 1996 г.
3. Оригами и развитие ребенка. Т.И.Тарабарина. «Академия развития».
Ярославль 1997 г.
4. Оригами и педагогика. СПБ.1996 г.
5. 365 моделей оригами. Т.Сержантова. Айрис Пресс. Москва 1999 г.
6. Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю. Лежнева Л.В. Пудова В.П.
Кристалл СПБ 2001 г.
7. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина С.Ю. Афонькин Кристалл СПБ 1998
г.
8. Азбука оригами . С.Соколова. М.Эксмо 2004г.
9. Все об оригами. С. И Е. Афонькины. Кристалл. СПБ 2004г.
10.Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. Дж. Шейфер М.АСТ
Астрель 2009г.
Для обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Игрушки из бумаги. Кристалл СПБ 1996 г.
Мастерим бумажный мир. Н. Докучаева. «Диамант» СПБ 1997г.
365 моделей оригами. Т.Сержантова. Айрис Пресс. Москва 1999 г.
Игры и фокусы с бумагой С.Афонькин Е.Афонькина Аким М. 1999 г.
Оригами для малышей. И.А.Коротеев М.П.1996г.
Оригами. И.Богатова М.Мартин г. Тверь 2008г.
Календарно-тематическое планирование на
2024-2025 учебный год
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу:
Всего: 24 учебных часа за 3 месяца
1 группа
№
п/п
Дата
проведения
план
факт
1
3.09
2
5.09
3
10.09
4
12.09
Коли
чест
Раздел программы/
во
тема занятия
часо
в
Сентябрь
Вводное занятие.
1
Знакомство с
оригами. Голубь мира
Квадрат – основная
1
форма оригами.
Условные знаки.
Закладки для книг.
Пропеллер
Квадрат – основная
1
форма оригами.
Условные знаки.
Каркающая ворона
Базовая форма
«Треугольник».
Летучая мышь –
динамическая
1
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Познавательное. Наблюдени
е.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
Беседа,
анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е.
Наблюдени
е, анализ
работ.
5
17.09
6
19.09
7
24.09
8
26.09
игрушка
Базовая форма
«Треугольник».
Котик, мышь
Базовая форма
«Треугольник».
Лягушонок Тсуджи
Базовая форма
«Книга». Хлопушка
из прямоугольника.
Самолёт.
1
занятие.
Практическое
занятие.
1
Практическое
занятие
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Базовая форма
«Дверь». Кубик из
модулей.
1
Итого:
Октябрь
Базовая форма
«Дверь». Кролик
8
1
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
1
1.10
2
4.10
Базовая форма
«Воздушный змей».
Лебедь из Самары.
1
3
8.10
1
4
10.10
Базовая форма
«Воздушный змей».
Лающий щенок –
динамическая
игрушка
Базовая форма
«Блинчик». «Ленивая
Сюзи» - менажница
1
Практическое
занятие
5
15.10
Базовая форма
«Блинчик».
Секционная коробка
1
6
17.10
Базовая форма
«Водяная бомбочка».
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Наблюдени
е, анализ
работ.
Наблюдени
е, анализ
работ.
Наблюдени
е, беседа,
анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
Ракета, бабочка (на
выбор)
7
22.10
Базовая форма
«Водяная бомбочка».
Лягушка-попрыгушка
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
8
24.10
Базовая форма
«Рыба». Дельфин
1
9
29.10
Базовая форма
«Рыба». Лиса
1
Практическое
занятие
10
31.10
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Попадайка
1
Практическое
занятие
Итого:
Ноябрь
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Коробочка Санбо,
корзиночка (на
выбор).
10
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
1
5.11
2
7.11
Базовая форма
«Катамаран».
Многоликая маска
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
3
12.11
1
Практическое
занятие
4
14.11
Базовая форма
«Катамаран».
Катамаран и парусная
лодка, бабочка.
Базовая форма
1
Практическое
наблюдени
е, анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
5
19.11
«Птица». Журавлик
счастья, попугай (на
выбор)
Базовая форма
«Лягушка».
Колокольчик,
клубничка (на выбор)
6
21.11
Итоговое занятие.
Итого:
Всего:
занятие
1
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
анализ
работ.
6
24
Календарно-тематическое планирование на
2024-2025 учебный год
Группа №2
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу:
Всего: 24 учебных часа за 3 месяца
№
Дата
Коли
п/п проведения
чест
Форма
Раздел программы/
Форма
во
проведения
план
факт
тема занятия
контроля
часо
занятия
в
Ноябрь
1
26.11
Вводное занятие.
1
Познавательное. Наблюдени
Знакомство с
е.
оригами. Стаканчиккотик.
2
28.11
Квадрат – основная
1
Комбинированн Беседа,
форма оригами.
ое:
анализ
Условные знаки.
познавательное, работ.
Закладки для книг.
практическое
занятие.
Декабрь
3
03.12
Квадрат – основная
1
Комбинированн Беседа,
форма оригами.
ое:
наблюдени
Приёмы складывания
познавательное, е.
бумаги. Знакомство с
практическое
понятием «базовые
занятие.
формы». Хитрый лис
4
05.12
Базовая форма
«Треугольник». Киска
Алиска.
1
5
10.12
1
6
12.12
Базовая форма
«Треугольник».
Домики
Базовая форма
«Воздушный змей».
Гонка, динамическая
игрушка. Кролик.
7
17.12
1
8
19.12
Базовая форма
«Воздушный змей».
Птицы оригами.
Воробей.
Базовая форма
«Дверь». Лодочка,
полоска-акробат.
9
24.12
Базовая форма
«Дверь». Лодка
наизнанку.
1
10
26.12
Базовая форма «Дом».
Говорящая лиса,
пианино
1
Итого:
Январь
Базовая форма
«Блинчик». Ловушка
для микробов,
пароход.
Базовая форма
«Блинчик».
Говорящий лис.
10
Базовая форма
«Двойной
треугольник».
11
09.01
12
14.01
13
16.01
1
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
Наблюдени
е, анализ
работ.
Наблюдени
е, анализ
работ.
Наблюдени
е, беседа,
анализ
работ.
Наблюдени
е, анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
Лягушкапопрыгушка.
Базовая форма
«Двойной
треугольник».
Надувная рыбка.
1
практическое
занятие.
Практическое
занятие
14
21.01
15
23.01
Базовая форма
«Рыба». Ученый
тюлень.
1
16
28.01
Базовая форма
«Рыба». Лебедь из
Японии.
1
17
30.01
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Динамическая
игрушка Пропеллер.
1
Итого:
Февраль
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Ползущий жук.
7
1
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
18
4.02
19
6.02
Базовая форма
«Катамаран».
Катамаран и парусная
лодка.
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
20
11.02
Базовая форма
«Катамаран».
Многоликая маска
1
Практическое
занятие
21
13.02
Базовая форма
«Птица». Журавлик
счастья.
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
анализ
работ.
22
18.02
Базовая форма
«Птица». Клюющая
птичка
1
23
20.02
Базовая форма
«Лягушка».
Колокольчик.
1
24
25.02
Итоговое занятие.
Обобщение
пройденного.
Неквадратное
складывание.
Самолеты оригами.
Итого:
Всего:
1
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
работ,
наблюдени
е, беседа.
Беседа.
7
24
Календарно-тематическое планирование на
2024-2025учебный год
Группа №3
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу:
Всего: 24 учебных часа за 3 месяца
№
п/п
Дата
проведения
план
факт
1
27.02
2
04.03
Коли
чест
Раздел программы/
во
тема занятия
часо
в
Февраль
Вводное занятие.
1
Знакомство с
оригами. Стаканчиккотик.
Март
Квадрат – основная
1
форма оригами.
Условные знаки.
Закладки для книг.
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Познавательное.
Наблюдени
е.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Беседа,
анализ
работ.
3
06.03
4
11.03
5
13.03
6
18.03
7
20.03
8
25.03
9
27.03
10
1.04
11
3.04
12
8.04
Квадрат – основная
форма оригами.
Приёмы складывания
бумаги. Знакомство с
понятием «базовые
формы». Хитрый лис
Базовая форма
«Треугольник». Киска
Алиска.
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Беседа,
наблюдени
е.
1
Наблюдени
е, анализ
работ.
Базовая форма
«Треугольник».
Домики
Базовая форма
«Воздушный змей».
Гонка, динамическая
игрушка. Кролик.
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Базовая форма
«Воздушный змей».
Птицы оригами.
Воробей.
Базовая форма
«Дверь». Лодочка,
полоска-акробат.
1
Базовая форма
«Дверь». Лодка
наизнанку.
1
Итого:
Апрель
Базовая форма «Дом».
Говорящая лиса,
пианино
9
Базовая форма
«Блинчик». Ловушка
для микробов,
пароход.
Базовая форма
1
1
1
1
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Наблюдени
е, анализ
работ.
Наблюдени
е, беседа,
анализ
работ.
Наблюдени
е, анализ
работ.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Практическое
Анализ
работ,
наблюдени
е
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
«Блинчик».
Говорящий лис.
занятие
Базовая форма
«Двойной
треугольник».
Лягушкапопрыгушка.
Базовая форма
«Двойной
треугольник».
Надувная рыбка.
1
17.04
Базовая форма
«Рыба». Ученый
тюлень.
1
16
22.04
Базовая форма
«Рыба». Лебедь из
Японии.
1
17
24.04
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Динамическая
игрушка Пропеллер.
1
18
29.04
Базовая форма
«Двойной квадрат».
Ползущий жук.
1
9
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
1
Практическое
13
10.04
14
15.04
15
19
6.05
Итого:
Май
Базовая форма
«Катамаран».
Катамаран и парусная
лодка.
20
8.05
Базовая форма
1
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
работ.
Беседа,
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Педагогиче
ское
наблюдени
е, анализ
готовых
работ.
Анализ
«Катамаран».
Многоликая маска
занятие
21
13.05
Базовая форма
«Птица». Журавлик
счастья.
1
22
15.05
Базовая форма
«Птица». Клюющая
птичка
1
23
20.05
Базовая форма
«Лягушка».
Колокольчик.
1
24
22.05
Итоговое занятие.
Обобщение
пройденного.
Неквадратное
складывание.
Самолеты оригами.
Итого:
Всего:
1
6
24
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое
занятие.
Практическое.
работ,
наблюдени
е.
Беседа,
анализ
работ.
Анализ
работ,
наблюдени
е.
Анализ
работ,
наблюдени
е, беседа.
Беседа.