УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-Юношеский Центр Конаковского района»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мини-футбол для начинающих-1»
Направленность: физкультурно-спортивная
Общий объем программы в часах: 72 часа
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Степанов Сергей Владимирович
пгт. Новозавидовский
2024 г.
Год разработки программы 2023 год
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
направленность программы: физкультурно-спортивная (вид спорта –
мини-футбол);
уровень программы: стартовый
нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями
2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
1.2 Актуальность ДООП.
В последние годы особенно остро встал вопрос о роли и месте спорта в
формировании всесторонне развитой личности. Особенно тесно это связано с
воспитанием детей и подростков в системе учреждений дополнительного
образования. В становлении человеческой личности спорт играет особую
роль, так как он формирует основы физически и нравственно здоровой
личности ребёнка.
Интерес к мини-футболу с каждым годом растет не только среди
мальчиков, но и среди девочек, поэтому по массовости и популярности он
опережает многие виды спорта. У мини-футбола есть еще одно ценное
качество – он универсален. Систематические занятия мини-футболом
оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий
уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам
коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Мини-футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная,
требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных
решений, умения анализировать ошибки, что, несомненно, развивает
интеллект ребёнка.
Спортсмены,
пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. Возраст 8-12 лет является оптимальным для
начала занятий мини-футболом. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении этим видом спорта.
Цели и задачи ДООП.
Целью программы является:
Развитие личности ребёнка и приобщение его к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни.
Задачами программы являются:
Обучающие:
1. Способствовать освоению воспитанниками начальными навыками минифутбола, техникой и тактикой спортивной игры.
2. Сформировать начальные практические навыки и основы теоретических
знаний в области мини-футбола.
3. Способствовать овладению основами тактики командных действий.
4. Сформировать систему навыков пользования общей и личной гигиеной и
умение осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
1. Сформировать у обучающихся
жизни.
потребность ведения здорового образа
2.Воспитывать в детях чувство товарищества и личной ответственности.
3.Укреплять здоровье и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
4. Способствовать воспитанию высоких моральных и волевых качеств;
развивать специальные физические качества личности.
5. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
Развивающие
1.Развивать умение думать, исследовать, умение общаться и позитивно
взаимодействовать, доводить дело до конца.
2.Развивать координацию,
выносливость.
гибкость,
пластику,
общую
физическую
3.Развивать внимательность, наблюдательность.
4. Способствовать профориентации.
1.3 Возраст детей, участвующих в реализации ДООП.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Занятия проводятся в группах.
Режим занятий: один раз в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей:
1 год обучения: 8 -12 лет,
1.4 Сроки реализации ДООП.
Программа рассчитана на год обучения на 72 часа.
(при учебной нагрузке –два часа в неделю)
1.5 Форма обучения
Очная форма обучения.
1.6 Формы проведения занятий
Аудиторные, внеаудиторные формы занятия. Тренировки,
соревнования, турниры, фестивали, чемпионаты, тренинги, эстафеты.
игры,
1.7 Формы организации занятий
Занятия проводятся в группе.
1.8 Формы аудиторных занятий.
Образовательный процесс предполагает применение следующих форм
организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуально-групповая;
Групповая (командная);
Фронтальная (работа по подгруппам).
Методы обучения:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ);
Наглядные (показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по
образцу);
Практические (игра, тренировочные упражнения)
1.9 Формы проведения промежуточной аттестации
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
текущая и промежуточная (итоговая) аттестация обучающихся в
объединении «Мини-футбол»). Текущая аттестация проводится по
результатам первого полугодия один раз в год в декабре. Промежуточная
(итоговая) аттестация проводится по окончанию годичного курса обучения и
всего курса обучения в мае месяце. Форма проведения аттестации ежегодные контрольные нормативы, соревнования.
1.10 Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы воспитанники должны получить
определённые знания, умения и навыки.
К концу года обучения по данной образовательной программе
обучающиеся:
будут знать начальные основы техники и тактики игры в мини-футбол;
освоят начальные приемы групповых и командных действий игры в
мини-футбол;
освоят упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и
быстроты, скорости.
получат начальное представление об особенностях развития организма
человека и влиянии различных физических упражнений на его
развитие;
будут знать о роли капитана команды, его права и обязанности;
будут знать правила использования спортивного инвентаря.
будут знать правила безопасной работы на стадионе и в спортивном
зале;
1.11 Способы определения результативности:
1) Педагогическое наблюдение;
2) Педагогический анализ результатов тестирования выполнения учащимися
диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях
(соревнованиях), активности обучающихся на занятиях.
3)Педагогический мониторинг: контрольные нормативы, диагностика
личностного роста, ведение журнала учета.
1.12 Формы подведения итогов реализации ДООП
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы является сводная таблица освоения контрольных нормативов
каждым воспитанником, а также результативности
его участия в
соревнованиях разного уровня.
1.13 Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая
для одного года обучения и составляют 36 недель.
Занятия проводятся два часа в неделю ( один раз в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму, кроме
зимних каникул с 01января по 08 января и летних каникул с 01 июня по 31
августа.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
декабрь – текущая, промежуточная (итоговая) – май.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. «Мини-футбол в России: история развития и правила игры»
1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Теория:
инструктаж по технике безопасности на занятиях по мини-футболу.
Понятие « физическая культура», как составная часть общей культуры
и как средство воспитания личности.
значение физической культуры для подготовки к трудовой
деятельности и защите Родины.
врачебный контроль.
Практика:
беседа на тему «Спорт, как средство формирования здорового образа
жизни
2. Правила игры в мини-футбол.
Теория:
разбор и изучение правил игры в «малый футбол».
роль капитана команды, его права и обязанности.
Практика:
тестирование правил соревнований по мини-футболу.
опрос на знание обязанностей капитана команды.
просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
3. Зал (площадка) для игры в мини-футбол, разметка,
оборудование.
Теория:
зал (площадка) для игры в мини-футбол, её устройство, разметка.
подготовка площадки для занятий и соревнований по мини-футболу.
специальное оборудование.
Практика:
осмотр площадки до начала занятия.
просмотр на пригодность инвентаря.
4. Развитие мини-футбола в России.
Теория:
понятие - федерация мини-футбола.
лучшие российские команды, тренеры и футболисты.
международные соревнования с участием российских команд.
Практика:
беседа на тему: «Великие тренеры России».
обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди
команд мастеров.
5. Техника безопасности на тренировках.
Теория:
- как вести себя, чтобы избежать травм; правильное поведение игроков на
игровой площадке, в спортивном зале; соблюдение правил безопасной
работы на стадионе и в спортивном зале.
Практика:
- беседа на тему: «Техника безопасности в спортивном зале во время
тренировок»
Модуль 2. «Здоровый образ жизни. Гигиена и закаливание»
1. Здоровый образ жизни. Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.
Теория:
правила личной гигиены;
общий режим дня школьника;
вред курения;
значение правильного питания для юного спортсмена;
использование естественных факторов природы в целях закаливания
организма;
Практика:
составления личного распорядка дня и режима питания.
обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и
закаливающие процедуры.
2. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория:
понятие - самоконтроль.
объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия,
спирометрия, пульс.
субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит,
работоспособность, утомляемость, настроение.
Практика:
дневник самоконтроля.
определить ЧСС в покое и после нагрузки.
устный опрос на тему: « Предупреждение травм в футболе».
Модуль 3. «Общая и специальная физическая подготовка» (ОСФП)
1. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория:
понятие – выносливость.
как развить гибкость.
понятие – сила.
как способствовать развитию ловкости.
понятие – быстрота.
понятие о специальной физической подготовке.
цель специальной физической подготовки.
основные способы развития специальной физической подготовки.
Практика:
поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения,
сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в
стороны.
выпады вперёд, в сторону, назад.
прыжки в полу приседе.
упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок
вперёд, кувырок назад из приседа).
упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из
упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
Легкоатлетические упражнения.
подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости»,
эстафеты с преодолением препятствий.
спортивные игры, ручной мяч.
специальные упражнения для развития быстроты.
специальные упражнения для развития ловкости.
Модуль 4. «Техника игры в мини-футбол»
1. Техника игры в мини-футбол.
Теория:
классификация и терминология технических приёмов игры в минифутбол.
прямой и резаный удар по мячу.
понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых
ситуациях.
техника передвижения – виды бега: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и
направо.
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке,
с места и с разбега.
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней
стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по
неподвижному мячу.
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающего мяча - на месте, в движении вперёд и назад,
подготавливая мяч для поступающих действий.
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и
внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега
или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведения
внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру,
находящемуся сзади.
отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги
вместе и шага.
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в
воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и
скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в
сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в
прыжке.
Модуль 5. «Тактика игры в мини-футбол»
1. Тактика игры в мини-футбол.
Теория:
понятие о тактике и тактической комбинации.
характеристика игровых действий: вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих.
понятие о тактике нападения.
понятие о тактике защиты.
Практика:
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий
по зрительному сигналу.
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение на футбольном поле.
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча.
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более
игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнёру, на свободное место, на удар.
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать
позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие
получению им мяча.
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации
«стенка».
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в
воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»,
разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли).
учебные игры.
Модуль 6. «Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры»
1. Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры.
Теория:
внешний вид во время выступлений: спортивный костюм.
правила подготовки и психологической настройки к спортивному
выступлению.
правила поведения во время соревнований.
Практика:
выступления проводятся согласно календарному плану спортивных
мероприятий по правилам игры в «малый футбол».
2. Организация и проведение соревнований по мини-футболу.
Теория:
изучение положения о соревнованиях.
выбор места судей при различных игровых ситуациях
обязанности судей.
Практика:
работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля.
Учебно-тематический план
Один год обучения (72 учебных часа)
№
Раздел
Всего часов
В том числе
теория
практика
1
1
4
10
1
2
3
4
Вводное занятие
Техника безопасности
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
1
1
4
10
5
13
13
6
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
17
17
7
Двусторонние игры
15
15
8
Участие в соревнованиях по
мини-футболу
9
9
9
Контрольные нормативы
2
2
Итого:
72
6
66
4. Оценочные материалы
Контрольные нормативы:
Общая физическая подготовка (ОФП).
Бег 30 м (сек.) – 5,2
Бег 300 м (сек) – 60
Прыжок в длину с места (см) – 160
Тройной прыжок (см) – 450
Специальная физическая подготовка (СФП).
Бег 30 мс ведением мяча (сек) – 6,1
Вбрасывание мяча руками (м) – 12
Удар по мячу на точность (раз) – 6
Жонглирование мячом (раз) – 8
6. Методические материалы
Методические рекомендации при проведении
учебно-тренировочных занятий по мини-футболу.
Спортсмены, пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении
Возраст 8-12 лет самый благоприятный для развития двигательных
способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают
при
помощи
простых
физических
упражнений
определенной
направленности, во время выполнения которых следует направлять
двигательную активность обучающихся этой возрастной категории.
Основными формами подготовки на учебно-тренировочных занятиях
должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам
(с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах),
соревнования,
эстафеты,
физические
упражнения
определенной
направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а
связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч (мини-футбольные
облегченные, волейбольные, теннисные, резиновые, набивные весом не более
1 кг).
На учебно-тренировочном занятии 80% времени обучающиеся должны
заниматься с мячом, 20%-упражнениями различного характера. В силу
физиологических особенностей возраст 8-12 лет не обладает отчетливыми
мышечно-двигательными ощущениями, поэтому основными методами
являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование) показ
технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит
демонстрация правильного и четкого выполнения, а затем объяснения и
указания на главные моменты действия.
Далее надо дать обучающимся попробовать действие и только после
следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение
ключевых моментов, чтобы у занимающихся было представление об этом
приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного
выполнения путем многократного повторения.
Мини-футбол - эмоциональная игра, поэтому построение занятия,
подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при
котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приемы,
позволяющие осваивать саму игру.
Уровень практических знаний занимающихся мини-футболом растет
на базе последовательно углубляемой физической, технической и
тактической подготовки. На учебно-тренировочных занятиях необходимо
уделять должное внимание освоению игровых действий с учетом функций в
команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря
специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом.
Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и
росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса
определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у
юных спортсменов.
Основы подготовки детей 8 – 12 лет
Начальный этап подготовки является самым важным. Дети приходят в
футбол по разным причинам, три из которых являются самыми главными:
• Первая: есть дети, которые родились игроками. Они не могут без игры, и
для них игра – это самое важное в жизни. Можно полагать, что у них есть
своеобразный «ген игрока», и именно он стимулирует девочку или
мальчика заниматься футболом.
• Вторую причину можно сформулировать так: мои друзья играют в
футбол, буду играть и я. Здесь футбол выступает как средство
самоутверждения личности, как средство завоевания своего места в
группе детей.
• Третья причина: фанатичное желание родителей сделать из своего
ребенка великого спортсмена. Родители приводят его в футбольную
школу и ждут немедленного результата.
Мальчики и девочки 8 – 12 лет пришли играть в футбол, и нужно так
организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых,
навсегда остались в футболе, и, во-вторых, стали хорошими игроками.
История футбола (как и история человечества) знает один путь решения этих
вопросов: детям должно быть интересно в футболе, но тренироваться при
этом они должны в соответствии с законами спорта и футбола. Интересна,
как уже говорилось выше, для мальчиков и девочек игра. Именно игра и
игровые упражнения должны стать для начинающих основными
тренировочными средствами.
Лучше всего, если упражнения с мячом и без мяча дети будут выполнять в
трех местах: дома, на улице и на футбольном поле.
Основы технической подготовки
Техника в футболе – это, прежде всего, разнообразные приемы с
мячом, применяемые в играх и в тренировочных упражнениях. Она включает
передвижения и остановки, повороты и прыжки; удары с разной силой по
мячу, остановки мяча, ведение, финты, отбор мяча. Техническое мастерство
футболистов характеризуется количеством приемов, которые они используют
на поле; степенью их разносторонности и эффективностью выполнения. По
этим критериям мы оцениваем уровень технического мастерства. Чем он
выше, тем лучше условия для обучения тактике. Игра теряет свою
привлекательность для зрителей, и становится скучным зрелищем, если на
поле выходят футболисты с пробелами в технике и тактике.
Техника не может развиваться отдельно от физических качеств (общих и
специальных).
Чтобы стать игроком высокого класса, юным спортсменам необходимо
освоить весь технический арсенал футбола. Поэтому тренеры начинают
обучение техническим приемам с раннего детства, а затем совершенствуют
технику их выполнения до тех пор, пока играют в футбол.
В первую очередь следует научиться ведению мяча, затем различным
ударам ногами и головой, остановкам мяча, финтам, скоростному дриблингу,
отбору мяча. Такая последовательность изучения технических приемов с
использованием специальных упражнений дополняется игрой в футбол, в
которой все эти приемы выполняются в разнообразных и усложненных
условиях. Дети должны начинать играть в футбол малыми составами (2х2,
3х3, 4х4) и на маленьких площадках (от 5 на 10 м и до 20 на 40 м). Только в
таких играх частота «общения» с мячом у них максимальна, и решать
игровые задачи им приходится за счет правильного выполнения игровых
приемов.
Мотивация на начальном этапе обучения
Подавляющее большинство детей приходят в футбольные клубы, ДЮСШ и
т.п. спортивные учреждения не учиться футболу, а играть в него. Такова
психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее
необходимо учитывать, подбирая средства тренировки для разных
тренировочных циклов.
Однако только одной игрой невозможно обучить детей футболу:
наблюдения показывают, что за время игры число повторений всех
технических приемов оказывается недостаточным. Нужны специальные
упражнения с многократным повторением таких приемов как ведение и
обводка соперника, передачи мяча партнерам, игра головой и т.п. При таком
подходе, как мы отмечали выше, формируется «двигательный образ»
действия, который заключается в согласованной работе мышц, в создании
мышечного стереотипа действий. Нужны и упражнения, которые
воздействуют на развитие важных для каждого возраста двигательных
качеств детей.
Главное в планировании тренировки для детей – найти оптимальное
соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол)
и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения
специальной и общей подготовки). Да и в самом футболе есть два типа
упражнений. Одни из них, игровые (или ситуационные), всегда интересны
для детей и они готовы играть всю тренировку. Другие (назовем эти
упражнения стандартными – это передачи мяча в парах, ведения и т.п.) менее
интересны для детей. Менее интересны потому, что в них нет игры, а есть
многократное повторение одного и того же игрового приема, в котором
заранее все известно: от кого нужно получить мяч, кому отдать, в какую
сторону сместиться и т.п. Такие многократные повторения психически
утомительны для детей младшего возраста. И в этом случае нужно искать
оптимальное
соотношение
между
стандартными
(скучными)
и
ситуационными (интересными) упражнениями в каждой возрастной группе
7. Средства обучения
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для проведения
занятий:
№
Наименование
Единица
Количество
п.п.
измерения
изделий
1 Мяч мини-футбольный
штук
10
2 Флаги для разметки спортивного
штук
6
зала
3 Мини-футбольные ворота
штук
2
4 Стойки для обводки
штук
20
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
6 Насос универсальный для
комплект
4
накачивания мячей
7 Мяч набивной (медицинбол)
комплект
3
весом от 1кг до 5кг
8 Сетка для переноски мячей
штук
2
9 Сетка для ворот для миникомплект
2
футбола
10 Манишки футбольные
штук
20
11 Планшет тренера (магнитный
комплект
1
или маркерный)
12 Секундомер
штук
2
13 Свисток
штук
2
8.Учебно-методическая литература
1. А. Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23, 2006
С. Андреев, Э. Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт
в школе», № 5, 2007
2. Ю.И. Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987
С.Ю.
Тюленьков,
А.А.
Федоров
«Футбол
в
зале:
система
подготовки» - М, 2000
3. О.А. Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной
школе» -М, 2004
4. Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» -М, 2005
5.
В.А.
Муравьев
«Воспитание
физических
качеств
детей
дошкольного и школьного возраста» -М, 2004
6. Б.Х. Ланда «Мониторинг физического развития и физической
подготовленности учащихся» - ПУ «Первое сентября», 2006.
7. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС»,
1981.
8. Швыков И. А.Футбол в школе, М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2002
9. Перепекин В. А. Восстановление работоспособности футболистов.- М.: ТерраСпорт, Олимпия Пресс, 2005
10. Сассо Э. Футбольный тренер; пер. с итал.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,
2003
11.Футбол. Правила игры. - М.: Терра-Спорт, 2004
12. Хьюз Ч. Тактические действия команды; пер. с англ. Москва, «ФиС», 1979.
13. Симаков В.И. Футбол: голы из стандартных положений,- Москва, «ФиС», 1982
14. Цирик Б.Я. и Лукашин Ю. С., Футбол.- Москва, «ФиС», 1982, 2-ое
исправленное и дополненное издание.
15. Монаков Г. В. Техническая подготовка футболиста.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
_________ Шуркина Ю.Н.
«26» апреля 2024г.
Рабочая образовательная программа на 2024-2025 учебный год
«Мини-футбол» для детей 8 –12 лет
Срок реализации – один год.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа
пятница
14.00 - 15.30
Итого: 72 учебных часа в год
Календарно - тематическое планирование
на 2024-2025 учебный год (один год обучения).
Сентябрь
№
занятия
Дата
проведен
ия
занятия
1
06.09.2024
2
13.09.2024
3
20.09.2024
4
27.09.2024
тема
Вводное. Знакомство с планом работы
объединения и группы. Правила
поведения в объединении. Техника
безопасности на тренировках. Разминка.
Общие развивающие упражнения.
Двухсторонняя игра.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Как вести себя, чтобы избежать травм;
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Двухсторонняя игра.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу внешней
стороной подъема. Двухсторонняя игра.
ИТОГО:
количест
во часов
время
проведен
ия
занятия
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
8 часов
Октябрь
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
04.10.2024
2
11.10.2024
3
18.10.2024
4
25.10.2024
тема
количество
время
часов
проведения
занятия
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в
тройках. Удары по мячу средней
частью подъема. Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 4; 3 Х 1 в
одно касание. Жонглирование (на
месте; в движении). Двухсторонняя
игра
Личная гигиена (Вредные
привычки). Разминка. Общие
развивающие упражнения. Ведение
мяча внутренней частью подъёма.
Двухсторонняя игра.
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
Техника передвижения - бег: по прямой,
изменяя скорость и направление;
приставным шагом; повороты во время
бега налево и направо.
2ч
четвёртая
неделя
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу
головой. Двухсторонняя игра
ИТОГО:
8 часов
Ноябрь
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
01.11.2024
2
08.11.2024
3
15.11.2024
тема
количество
время
часов
проведения
занятия
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на
месте; в движении). Вбрасывание
аута на дальность. Двухсторонняя
игра
Правила игры. Мини-футбол.
Разминка. Общие развивающие
упражнения.
Двухсторонняя игра
2ч
2ч
вторая
неделя
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча стопой.
Передачи мяча в «одно касание».
Двухсторонняя игра
2ч
третья
неделя
первая
неделя
4
22.11.2024
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу «с
лёта». Квадраты 4 Х 4; 3 Х 1 в одно
касание.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
четвёртая
неделя
8 часов
Декабрь
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
06.12.2024
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу без
количество
время
часов
проведения
занятия
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
2
13.12.2024
Вбрасывание аута на точность.
Стандартные положения (Угловой
удар). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча в парах,
тройках. Остановка мяча стопой,
грудью, бедром.
Двухсторонняя игра
3
20.12.2024
Понятие о тактике и тактической
комбинации.
4
27.12.2024
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча
«верхом». Удары по мячу на
точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Характеристика игровых
действий: вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих.
Обманные движения. «Финты»
Общие развивающие упражнения.
Отбор мяча 1 Х 1;
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
8 часов
Январь
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
10.01.2025
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с
изменением направления. Остановка
мяча стопой, грудью, бедром.
Двухсторонняя игра
количество
время
часов
проведения
занятия
2ч
первая
неделя
2
17.01.2025
3
24.01.2025
4
31.01.2025
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Удары по мячу внешней стороной
подъёма. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Проброс мяча. Отбор мяча
выбиванием.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Понятие о тактике
защиты. Вбрасывание аута на
точность. Тактические действия
команды. (Нападение).
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
8 часов
Февраль
№
Дата
тема
количество
время
занятия проведения
часов
проведения
занятия
занятия
Разминка. Общие развивающие
1
07.02.2025
2ч
первая
упражнения. Ведение мяча с
неделя
изменением скорости.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
2
14.02.2025
2ч
вторая
упражнения. Остановка мячей,
неделя
отскакивающих от площадки стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
3
21.02.2025
2ч
третья
упражнения. Передачи мяча в
неделя
тройках.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
4
28.02.2025
2ч
четвёртая
упражнения. Остановка
неделя
опускающихся мячей бедром,
стопой. Двухсторонняя игра
ИТОГО:
8 часов
Март
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
07.03.2025
2
14.03.2025
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Комбинация в парах
«Скрещивание»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
количество
время
часов
проведения
занятия
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
3
21.03.2025
4
28.03.2025
упражнения. Передачи мяча в
тройках, в движении, со сменой
мест. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Без мяча. Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча 1 Х 1; 1 Х
2; 2 Х 2.Удары по неподвижному и
катящемуся мячу, с отскока.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
четвёртая
неделя
8 часов
Апрель
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
06.04.2025
2
13.04.2025
3
20.04.2025
4
27.04.2025
тема
количество
время
часов
проведения
занятия
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Комбинация в парах
«Стенка». . Квадраты 4 Х 4; 4 Х 1 в
одно касание. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Пропускание мяча.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактические действия.
Игра защитников. Удары по
неподвижному и катящемуся мячу,
пяткой. Двухсторонняя игра
2ч
первая
неделя
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка
опускающихся мячей грудью в
опорном положении Отбор мяча
выбиванием.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
четвёртая
неделя
8 часов
Май
№
Дата
занятия проведения
занятия
1
04.05.2025
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 2; 3 Х 1 в
количество
время
часов
проведения
занятия
2ч
первая
неделя
2
11.05.2025
3
18.05.2025
4
25.05.2025
одно касание.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на
месте; в движении). Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча,
зигзагообразно, различными
способами. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность, точность.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
вторая
неделя
2ч
третья
неделя
2ч
8 часов
четвёртая
неделя