Программа РЕЧЕВИЧОК_2024-2025_(144 ч)

Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Речевичок»
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (144 час.)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Автор-составитель:
Алексеева Нина Ильинична,
педагог дополнительного образования

пос. Новозавидовский
2024 г.

Год разработки программы 2023 год

Лист внесения изменений в программу

Дата внесения изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
 направленность программы: социально-гуманитарная
 уровень программы: базовый
 нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
Актуальность и целесообразность ДООП:
Дети дошкольного возраста с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь,
как на смысловую, так и на грамматическую стороны языка. Поэтому необходимо целенаправленное обучение их речи и речевому общению. Центральной
задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к
родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе, который органически связан с умственным развитием.
Взаимосвязь речевого развития и умственного, познавательного развития свидетельствуют об огромном значении языка для развития мышления. Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей обеспечивает формирование связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и
эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок
владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и, одновремен-

но, отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития
ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования
художественно-речевой деятельности как одной из одной из неотъемлемых
частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных
и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умения
строить связное монологическое высказывание с использованием образно – выразительных средств художественного текста. В формировании творческого
рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых средств, для воплощения художественного образа.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для
решения задач нравственного воспитания.
Умение детей рассказывать совместно, группами предполагает развитие навыков межличностного общения.
Работа проходит по альбомам Н.Э.Теремковой с заданиями по различным
лексическим темам. На практическом материале лексических тем у ребенка
происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки
связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание память,
мышление ). Также происходит постепенное формирование грамматического
строя речи.
Система упражнений в данных альбомах основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким
образом, у детей дошкольного возраста улучшается речь.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Речевичок»
5-7 лет.
Условия набора: принимаются все желающие.
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа «Речевичок» разработана на один год обучения –
144 часа.
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: Занятия объединения «Речевичок»
проводятся в группе. Оптимальное количество детей – 10 человек, допустимое
– не более 15 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа. Продолжительность одного часа в соответствии с нормами СанПин для учреждений, работающих с дошкольниками, составляет 30 минут. Между занятиями проводятся специально организованные динамические паузы, которые способствуют
снятию напряжения.
Форма проведения занятий:
Применяются следующие формы проведения занятий: занятия- игры, практические занятия, праздники, экскурсии, театрализация.
Формы аудиторных занятий:
Применяются следующие формы организации занятий: фронтальная, групповая
и индивидуально –групповая.

Методы обучения:
Применяются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические.
 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, ответы на вопросы,
чтение стихов наизусть, инсценировки, пересказ по наглядной схеме, по
предметным и сюжетным картинкам; упражнения: «Скажи наоборот»,
«Четвертый лишний», «Жадина», «Подбирай, называй, запоминай», « Из
чего – какой» и т. п.;
 Наглядные методы: просмотр фотографий, картин, схем, рисунков, иллюстраций, настольные театры, использование зеркал, шестигранных карандашей, шариков с шипами, игрушек.
 Практические методы: практические занятия, тренировочные упражнения, лого-ритмические проговаривания, артикуляционные, дыхательные,
пальчиковые гимнастики, подвижные игры с текстом.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование личности ребёнка посредством развития навыков правильной устной речи и речевого общения.
Задачи программы:
Обучающие:
1) Способствовать пониманию речи взрослого;
2) Научить правильному речевому дыханию, управлять темпом речи и
силой голоса;
3) Научить внятно произносить гласные звуки (а, о, у, э, ы, и,) и тренировать в правильном произношении трудных согласных звуков русского языка (б-п; д-т; г-к; в-ф; з-с-ц; ж-ш);
4) Обучить определять первый звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на определённый звук;
5) Научить правильно употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, за, из-за, под, над, около, между);
6) Сформировать умение различать части предметов и называть их;
7) Научить детей использовать в речи вежливую форму обращения к
взрослым, слова вежливости;
8) Разучить наизусть несколько небольших стихотворений, знать героев
нескольких сказок, учить рассказывать сказки;
9) Обучать употреблять в речи распространённые предложения; предложения, осложнённые однородными членами;
10) Научить составлять небольшой рассказ по картинке и по серии картинок (3 – 4 предложения);
11) Способствовать увеличению словарного запаса ребёнка (свыше
1500 слов).
Воспитательные:
1) Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, чувство
товарищества, толерантность);

2) Способствовать формированию чувства патриотизма;
3) Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению;
4) Воспитывать интерес к родному языку и творческий характер речи;
5) Приобщить ребёнка к здоровому образу жизни;
6) Воспитывать внимания к звуковой стороне речи.
Развивающие:
1) Развитие памяти, внимания, воображения;
2) Развитие навыков связной речи;
3) Развитие общей координации и мелкой моторики рук;
4) Развитие аккуратности и терпения;
5) Развитие фонематического слуха и речевого внимания;
6) Развитие способности слияния звуков в слоги, слова, предложения;
7) Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха на практическом материале лексических тем.

№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6
7
8
9
10
11

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Название темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие. Знакомство с ДЮЦ.
Игра- знакомство.Техника безопасности.
Диагностика речевого развития обучающихся.
Осень: фрукты, овощи, деревья, садогород, ягоды – грибы.

2

1

1

14

4

10

24

6

18

Человек: игрушки, посуда, продукты питания, одежда, обувь, головные уборы.
Зима: зимующие птицы, дикие животные, домашние животные.
Весна: домашние птицы, перелётные
птицы.
Предметы, которые нас окружают: мебель, транспорт.
Профессии: инструменты.
Лето: рыбы, цветы, насекомые, зоопарк,
школьные принадлежности.
Экскурсия в музей С. Дрожжина «Люблю тебя, мой край родной…»

28

7

21

16

4

12

12

3

9

8

2

6

8
24

2
6

6
18

2

-

2

Итоговое занятие «Театр маленького актера»
Итого:

6

-

6

144

35

109

1.3.2. Содержание учебного плана
Тема 1.«Вводное занятие».
Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении, правилами
техники безопасности.
Практика. Игра «Скажи мне имя своё» - игра - знакомство.
Тема 2.Диагностика речевого развития обучающихся.
Теория. Развитие связной речи детей, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого
воображения, координация речи с движением.
Практика. Диагностика речевого развития обучающихся: речевого выдоха, звукопроизношения, словарного запаса, грамотности речи, понимания речи, фразовой речи, структуры слова.
Тема 3. «Осень»
Теория. Закрепление представлений об осени и её приметах. Знакомство
детей с названиями осенних месяцев. Уточнение, расширение и активизация
словаря по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Сад - огород», «Деревья»,
«Ягоды», «Грибы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными; согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа, использование антонимов, синонимов). Правильное использование предлогов.
Практика. Игра «Жадина», «Какой сок? Какое варенье?», «Расскажика!», «Назови правильно», «Из чего - какой?», «Составь предложение по картинкам», «Составь словосочетание по образцу (много, маленький)», «Что купила белочка в магазине?», «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», «Четвёртый
лишний», «Послушай, запомни и назови», «С какого дерева плод?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение нужными словами», «Считай и называй»,
«Четвёртый лишний», «Лабиринт», «Многозначные слова», «Подбирай, называй, запоминай», «Сравни между собой», «Найди ошибку», «Назови ласково»,
«Увидели, не увидели».
Тема 4.«Человек»
Теория. Закрепление представлений о человеке, игрушках, посуде, продуктах питания, одежде, обуви, головных уборах, их назначении, частях тела,
деталях, материалах, из которых они изготовлены.Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Человек», «Игрушки», «Посуда», «Продукты пи-

тания», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Совершенствование навыков
словообразования.
Практика. Упражнение «Скажи наоборот», «Скажи одним словом»,
«Подбирай, называй, запоминай», «Один - много», «Назови ласково», «Для чего? », «Расскажи-ка», «Ответь полным ответом на вопрос», «Чья игрушка?»,
«Жадина», «Расскажи по картинкам», «Из чего – какой?», «Что без чего? »,
«Считай и называй», «Найди отличия», «Закончи предложения», «В гостях у
бабушки Федоры», «Посчитай и назови», «Рассмотри и назови», «Четвёртый
лишний», «Помоги разобраться», «Помоги коту», «Помоги Незнайке».
Тема 5. «Зима».
Теория. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Знакомство
детей с названиями зимних месяцев. Уточнение, расширение и активизация
словаря по темам «Зима», «Зимние птицы», «Новогодний праздник», «Комнатные растения зимой». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление знаний о предложении. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи.
Практика.«Составь рассказ по картинке», «Скажи наоборот», «Объясни
значение слов снегопад, гололёд – придумай предложения» Упр. «Подбирай,
называй, запоминай», «Назови ласково», «Помоги Тане», «Считай и называй»,
«Из чего - какой», « Лабиринт», « Четвёртый лишний», «Скажи одним словом»,
«Кто как голос подаёт? », «Рассмотри и назови», «Скажи наоборот», «Подбери
слова», «Чьи перья? », «Узнай птичку», «Расскажи-ка», «Составь рассказ по
картинкам», «Запах Нового года», «Выучи четверостишие», «Выучи стихотворение» («В нашей группе на окне…»), «Что лишнее?».
Тема 6. «Весна».
Теория. Знакомство детей с названиями времен года, последовательностью смены времён года. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Весна», «Мамин праздник», «Профессии мам», «Первые весенние цветы».
Совершенствование грамматического строя речи (по предметным и сюжетным
картинкам, изображающим объекты в разных качествах, в вариативном числе,
роде, лице, пространственном расположении). Формирование слоговой структуры слова (включает сюжетные картинки, при описании которых ребёнок использует слова с одно-, двух-, трёх-, четырёх- и более сложной слоговой структурой). Формирование связной речи (составление простых распространённых
предложений, коротких рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных
картинок).
Практика. Упражнение «Сравни между собой по образу», «Подбирай,
называй, запоминай», «Проговори слово по слогам», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Увидели, не увидели», «Прятки», «Назови ласково»,
«Нелепицы». Выучить стихотворения «Март», «Подснежник», «Составить рассказ из нескольких предложений» (по картинке «Мамин праздник»). Объяснить
и запомнить пословицу «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Покажи и
называй».

Тема 7.«Предметы, которые нас окружают».
Теория. Познакомить детей с названиями предметов мебели и их частей; с названиями различного вида транспорта и их частей. Закрепить в словаре
обобщающие понятия «мебель», «транспорт». Формирование грамматического
строя речи (употребление существительных с предлогами). Закрепление знаний
о предложении, словах – действиях.
Практика.«Многозначные слова(хвост, крыло, нос, спинка, ножка)».
Упражнения:«Рассмотри и назови», «Что без чего», «Из чего – какой? », «назови ласково», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Закончи предложения», «Называй, запоминай», «Считай и называй», «Расскажи-ка», «Подбери
действия», «Где лежат? Откуда возьмём», «Составь рассказ по картинкам».
Тема 8. «Профессии».
Теория. Знакомство детей с названиями профессий, инструментов. Закрепить в словаре обобщающие понятия «профессии», «инструменты». Формировать грамматический строй речи (употребление существительных с предлогами). Закрепление знаний о предложении, словах – действиях.
Практика. Упражнения:«Рассмотри и назови», «Что без чего», «Из чего
– какой? », «назови ласково», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Закончи предложения», «Называй, запоминай», «Считай и называй», «Расскажика», «Подбери действия», «Музыканты», «Где лежат? Откуда возьмём», «Составь рассказ по картинкам».
Тема 9.«Лето».
Теория. Знакомство детей с названиями летних месяцев, с названиями
насекомых, животных жарких стран и животных севера и частями их тела, с названиями рыб и частями их тела, с названиями цветов и их строением. Закрепить в словаре обобщающие понятия: «насекомые», «животные жарких стран»,
«животные севера», «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные
рыбы», «цветы», «школьные принадлежности». Формировать грамматический
строй речи (согласование прилагательных с существительными), связную речь
(составление по картинкам сравнительного рассказа).
Практика. Речевые упражнения:«Составь сравнительный рассказ о зиме и о лете» (по картинкам), «Скажи одним словом», «Подбирай слова», «Отгадай загадки», «Ответь на вопросы полными предложениями», «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Чьи лапки, чья голова? », «Считай и называй»,
«Нелепицы», «Составь предложения», «Приключения муравья», «Перескажи
сказку по памяти», игра «Жадина», «Подбери слова - действия», «Из чего какой? », «Сравни предметы», «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Подбирай, называй, запоминай», «Путешествие пчелы».
Тема 10. «Экскурсия в музей С. Дрожжина»
Практика. Знакомство детей со стихотворением Дрожжина (нашего
земляка). « Люблю тебя, мой край родной…» Прочитать стихотворение детям
«Правил движения звери не знали…» Выучить с детьми основные правила дорожного движения.
Тема 11.«Итоговое занятие»

Практика. «Театр маленького актёра»
1.3.3. Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы обучающиеся будут знать:
 Наизусть несколько стихотворений;
 Героев нескольких сказок, пересказывать их;
 Нормы и правила речевого этикета;
 Новые и закреплённые обобщающие слова по лексикограмматическим схемам;
 Понимать простые и сложные предлоги;
 Образование множественного числа существительных (словпредметов);
 Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных (слов-предметов);
 Понятие живое – неживое;
 Слова-действия, слова-признаки;
 Определять род существительных;
 Части предметов;
 Назначение предметов.
В результате освоения данной программы обучающиеся будут уметь:
 понимать речь взрослого;
 владеть правильным речевым дыханием, управлять темпом речи и
силой голоса;
 внятно произносить гласные звуки (а, о, у, э, ы, и,) правильно произносить трудные согласные звуки русского языка (б-п; д-т; г-к; в-ф; зс-ц; ж-ш);
 определять первый звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на
определённый звук;
 правильно употреблять в речи существительные с предлогами (в, на,
за, из-за, под, над, около, между);
 различать части предметов и называть их;
 использовать в речи вежливую форму обращения к взрослым, слова
вежливости;
 наизусть несколько небольших стихотворений, знать героев нескольких сказок, уметь рассказывать сказки;
 употреблять в речи распространённые предложения; предложения,
осложнённые однородными членами;
 составлять небольшой рассказ по картинке и по серии картинок (3 – 4
предложения).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая и составляют 36 недель.

Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Для реализации этой программы необходимо иметь помещение для занятий, а также средства обучения: альбомы Н. Э. Теремковой из расчета по 4 альбома на каждого обучающегося, простые и цветные карандаши, альбомы, тетради в крупную клетку, прописи – раскраски, ластики. Наглядный материал:
картинки по лексико- грамматическим темам; комплексы по дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастикам; чистоговорки - скороговорки; русские народные сказки, игрушки для театрализации; сюжетные картинки.
2.2.2. Информационное обеспечение
В кабинете имеется компьютер, мультимедийные материалы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1 – Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19 № 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие
виды контроля:
- вводный; проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебнотематический план, программу, определить направления и формы индивидуальной работы.
- текущий; определяет степень освоения детьми учебного материала, уровень
их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и заинтересованности учащихся; обеспечивает ритмичность и организованность учебной работы;
своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее эффективному подбору методов и средств.

- итоговый; проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение данных для совершенствования педагогом образовательной программы.
Также, в ходе реализации программы педагог осуществляет текущий
контроль на каждом занятии, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме, оценивает эффективность проделанной работы и намечает план
дальнейшей работы.
Способы определения результативности обучения:
Для проверки результативности обучения и текущего контроля знаний и
умений предусмотрены следующие мероприятия:
 регулярный педагогический мониторинг на занятиях;
 опрос;
 диагностика и тестирование;
 инсценировка потешек, («Театр маленького актёра»).
2.4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)
Для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться
с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая радость общения. Удовлетворение результатами своего труда, исключение боязни неудачи
(любой результат положителен),создание обстановки взаимопомощи.
Также, освоение данной программы предполагает реализацию следующих
принципов:
- сочетание разных форм занятий;
- совместный характер деятельности;
- диалоговая форма занятий;
- включение детей в активную творческую деятельность;
- системность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход к личности ребенка;
- от простого к сложному;
- право на свободный творческий поиск;
- создание ситуации успеха.
2.5. Список литературы
1) Четыре альбома с логопедическими заданиями и играми по различным лексическим темам. Н. Э. Теремкова. М. «Издательство ГНОМ «,2012г.
2) Альбом по развитию речи. В. С. Володина. М. «РОСМЕН». 2013 г.
3) Тесты «Что должен знать ребенок 4-5 лет» И. Попова. «Стрекоза-пресс»,2014
г.

4) «Логопедические распевки». Т. С. Овчинникова. СПб «КАРО«,2006г.
5) Большой логопедический учебник. Е Косинова.
6) «Чистоговорки в картинках». И.И. Сахарова. М. « Бриз»,2008г.
7) «Разговорчивые пальчики». Т. Ю. Бардышева. «Карапуз», 2001г.
8) «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе» Н. В.
Нищева. СПб «Детство-Пресс», 2007г.
9)
«Артикуляция
звуков
в
графическом
изображении.
Учебнодемонстрационный материал».

10) «Хрестоматия для маленьких». Л. Н.Елисеева. «Просвещение»,
1974г.
11) «Речевая гимнастика». О. Новиковская. «Сова», 2011г.

Рабочая образовательная программа на 2024-2025 учебный год
«Речевичок» для детей 5 - 7 лет
Срок реализации – один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю:
Всего: 144 учебных часов в год.
Расписание вторник, четверг: 16.30 – 17.45

Цели и задачи ДООП:
ЦельДООП: Формирование личности ребёнка посредством развития навыков
правильной устной речи и речевого общения.
Задачи ДООП:
Обучающие:
1) Способствовать пониманию речи взрослого;
2) Научить правильному речевому дыханию, управлять темпом речи и
силой голоса;
3) Научить внятно произносить гласные звуки (а, о, у, э, ы, и,) и тренировать в правильном произношении трудных согласных звуков русского языка (б-п; д-т; г-к; в-ф; з-с-ц; ж-ш);
4) Обучить определять первый звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на определённый звук;
5) Научить правильно употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, за, из-за, под, над, около, между);
6) Сформировать умение различать части предметов и называть их;
7) Научить детей использовать в речи вежливую форму обращения к
взрослым, слова вежливости;
8) Разучить наизусть несколько небольших стихотворений, знать героев
нескольких сказок, учить рассказывать сказки;
9) Обучать употреблять в речи распространённые предложения; предложения, осложнённые однородными членами;
10) Научить составлять небольшой рассказ по картинке и по серии картинок (3 – 4 предложения);
11) Способствовать увеличению словарного запаса ребёнка (свыше
1500 слов).
Воспитательные:
1) Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, чувство
товарищества, толерантность);
2) Способствовать формированию чувства патриотизма;
3) Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению;
4) Воспитывать интерес к родному языку и творческий характер речи;
5) Приобщить ребёнка к здоровому образу жизни;
6) Воспитывать внимания к звуковой стороне речи.
Развивающие:
1) Развитие памяти, внимания, воображения;

2)
3)
4)
5)
6)
7)

Развитие навыков связной речи;
Развитие общей координации и мелкой моторики рук;
Развитие аккуратности и терпения;
Развитие фонематического слуха и речевого внимания;
Развитие способности слияния звуков в слоги, слова, предложения;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха на практическом материале лексических тем.
Календарно-тематическое планирование
на 2024-2025 учебный год

№
п/п

1.

Дата
проведения
занятия
план

03.09.24

2.

05.09.24

3.

10.09.24

4.

12.09.24

5.

17.09.24

6.

19.09.24

Дата проведения
занятия
факт

Название темы

Сентябрь
Вводное занятие. Знакомство с Детско –
юношеским центром. Игра – знакомство
«Скажи мне имя своё». Игра «Ручеёк» - назвать по именам и сказать комплимент. Техника безопасности.
Речевая диагностика обучающихся. Речевой
выдох.
Диагностика звукопроизношения обучающихся.
Диагностика звукопроизношения обучающихся.
Тема: «Осень». Закрепление представления
об осени и её приметах. Названия осенних
месяцев.
Игры: 1) «Когда это бывает?» (сравни летоосень);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова определения, слова – действия);
3) «Найди ошибки» (внимание, память,
мышление);
4) «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных); 5) «Скажи наоборот» (антонимы);
6) «Оденем Таню» (связная речь).
Тема: «Осень».
Игры: 1) «Увидели, не увидели» (согласование существительных с числительными);
2) «Букет для мамы» (связная речь, составь

Колво
час.

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч

2ч

7.

8.

1 1.

24.09.24

26.09.24

01.10.24

рассказ по картинке).
Знакомство с художественной литературой:
1)Тувим. Ю. «Овощи» (чтение, беседа).
2. Стихи об осени (по выбору детей)
Тема: «Сад.Фрукты». Познакомить с названиями фруктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Фрукты».
Игры: 1)«Жадина» (определение рода существительных);
2) «Какой сок? Какое варенье?» (образование
прилагательных от существительных);
3) «Расскажи-ка» (составление рассказа по
наглядному плану);
4) «Поварёнок» (слова – действия близкие по
значению);
5) «Назови правильно» (образование множественного числа существительных);
6) «Составь предложения по картинкам»
(связная речь).
Тема: «Сад. Фрукты».
Игры: 1) «Раскрась фрукты» (образование
родительного падежа множественного числа
и уменьшительно – ласкательных форм существительных);
2) «Дорисуй» (согласование существительных с числительными);
Знакомство с художественной литературой:
1)Чтение детьми стихов наизусть об осени;
2) Тувим. Ю. стих. «Овощи» - разучивание с
детьми, сопровождая стихи соответствующими действиями (ритм, темп, выразительность
речи)
Итого:
Октябрь
Тема: «Огород. Овощи». Ознакомление детей
с названиями овощей. Закрепить в словаре
обобщающее понятие «Овощи».
Игра 1) «Жадина» (определение рода существительных);
2) «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?» (образование прилагательных от существительных);
3) «Расскажи-ка» (составление рассказа по
наглядному плану);
4) «Поварёнок» (слова - действия);

2ч

2ч

16ч
2ч

2.

03.10.24

3.

08.10.24

4.

10.10.24

5.

15.10.24

5) «Назови правильно» (образование множественного числа существительных);
6) «Составь предложение по картинкам»
(связная речь).
Тема: «Огород. Овощи».
Игры:1) «Раскрась овощи» (образование родительного падежа множественного числа и
уменьшительно – ласкательных форм существительных);
2) «Нарисуй» (связная речь - рассказ по картинке);
3) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);
4) «Многозначное слово «лук»;
5) «Что купила белочка в магазине?» (внимание, мышление, память).
Знакомство с художественной литературой:
1)Р.Н.С. «Репка» - инсценировка и пересказ
по картинкам;
2) Тувим. Ю. «Овощи» - пересказ по частям
наизусть
Тема: «Сад-огород». Закрепление представления о том, что растёт в саду, а что в огороде.
Игры: 1) «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
(мышление, внимание, мелкая моторика);
2) «Четвёртый лишний» (память, внимание,
логическое мышление, связная речь);
3) «Помоги Незнайке» (логическое мышление, память);
4) «Расскажи-ка» (составь рассказ по намеченному плану);
5) «Послушай, запомни, назови» (пересказ).
Тема: «Сад-огород».
Игры: 1) «Нарисуй, соедини» (согласование
существительного с прилагательными);
2) «Дорисуй, разукрась» (связная речь – расскажи по картинкам.
Знакомство с художественной литературой:
Тувим. Ю. «Овощи» - чтение наизусть, инсценирование стихотворения. (развитие чувства юмора, выразительность речи).
Тема: «Лес. Деревья». Названия деревьев и их
строение.
Игры: 1) «С какого дерева плод?» (связная

2ч

2ч

2ч

2ч

6.

17.10.24

7.

22.10.24

8.

24.10.24

9.

29.10.24

речь – составь предложения по картинкам по
образцу);
2) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
3) «Закончи предложения нужными словами»
(образование уменьшительно – ласкательных
форм существительных по картинкам);
4) «С какого дерева лист, веточка?» (образование прилагательных от существительных);
5) «Считывай и называй» (согласование существительных с числительными).
Тема: «Лес. Деревья».
Игры: 1) «Лабиринт» (назови, кто какой лист
нашёл);
2) «Четвёртый лишний» (объясни, почему он
лишний).
Знакомство с художественной литературой:
1) Пословицы, поговорки, загадки о лесе.
2) Р.Н.С. «Колобок» - повторение, рассказ по
картинкам.
3) Стихи по выбору детей о деревьях.
Тема: «Лес. Ягоды». Познакомить с названиями ягод. Закрепить в словаре обобщающее
понятие «Ягоды».
Игры: 1) «Какой сок? Какое варенье?» (образование прилагательных от существительных); 2) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
3) «Назови правильно» (образование множественного числа существительных);
4) «Лесные и садовые ягоды» (составь предложения по картинкам);
5) «Расскажи-ка» (составь рассказ о ягодах по
предложенному наглядному плану).
Тема: «Лес. Ягоды».
Игры: 1) «Из чего – какой?» (образование
прилагательных от существительных);
2) «Что склевал воробей?» (связная речь);
3) «Четвёртый лишний» (логическое мышление, внимание, память).
Знакомство с художественной литературой:
1) Загадки, пословицы, поговорки.
2) Р.Н.С. «Три медведя» - повторение.
Тема: «Лес. Грибы». Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами, отметить особенности их строения, места их произраста-

2ч

2ч

2ч

2ч

10.

31.10.24

1

05.11.24

2

07.11.24

ния. Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы».
Игры:
1) «Жадина» (определение рода существительных);
2) «Многозначные слова: лисички, шляпка,
ножка» (объяснить разницу по картинкам);
3) «Скажи наоборот» (антонимы);
4) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
5) «Четвёртый лишний» (логическое мышление, связная речь);
6) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными).
Тема «Лес. Грибы».
2ч
Игры: 1) «Раскрась грибы» (согласование существительных с числительными);
2) «Ёж – грибник» (связная речь, правильное
использование предлогов в речи).
Знакомство с художественной литературой:
Инсценировка Р.Н.С. «Три медведя» (по ролям)
Итого:
20 ч
Ноябрь
Тема: «Человек». Названия частей лица и тела
человека.
Игры: 1) «Скажи сколько» (согласование существительных с числительными);
2) «Скажи наоборот» (слова антонимы);
3) «Скажи одним словом» (сложные слова);
4) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
5) «Один – много» (образование существительных множественного числа;
6) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
7) «Расскажи–ка» (описать портрет любимого
героя сказки по наглядному плану).
Тема: «Человек».
2ч
Игры: 1) «Что для чего?» (творительный падеж);
2) «Помоги художнику» (расскажи по картинкам).
Знакомство с художественной литературой:

3

12.11.24

4

14.11.24

К. Чуковский «Мойдодыр» (знакомство с
произведением и автором).
Тема: «Игрушки». Назвать игрушки и их части.
Упражнение: с. 40 №12 – Рассказ о любимой
игрушке.
Знакомство с художественной литературой:
А. Барто «Игрушки» (повторение, выразительное чтение стихов).
Тема: «Игрушки».
Игры: 1) Чтение детьми стихов А. Барто выразительно;
2) «Игрушки для Тани и Вани» - «Чья игрушка?» (образование притяжательных прилагательных);
3) «Найди отличия» (правильное употребление предлогов в речи – назови отличия);
4) «Жадина» (определение рода существительных);
5) «Подбирай, называй, запоминай» (слова действия);
6) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
7) «Как дети играли с игрушками» (составление рассказа по серии картинок);
8) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);
9) «Что без чего?» (назови части предмета);
10) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными). Тема: «Игрушки».
Игры: 1) Чтение детьми стихов А. Барто выразительно;
2) «Игрушки для Тани и Вани» - «Чья игрушка?» (образование притяжательных прилагательных);
3) «Найди отличия» (правильное употребление предлогов в речи – назови отличия);
4) «Жадина» (определение рода существительных);
5) «Подбирай, называй, запоминай» (слова действия);
6) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
7) «Как дети играли с игрушками» (составление рассказа по серии картинок);
8) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);

2ч

2ч

5

19.11.24

6

21.11.24

7

26.11.24

8

28.11.24

9) «Что без чего?» (назови части предмета);
10) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными).
Тема: «Посуда». Познакомить с названиями
предметов посуды и её частей. Закрепить в
словаре обобщающее понятие «посуда»,
«столовая посуда», «кухонная посуда».
Игры: 1) «Многозначные слова – ручка, носик, горлышко» (познакомить, разъяснить
разницу в значениях);
2) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
3) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
4) «Жадина» (определение рода существительных);
5) «В гостях у бабушки Федоры» (родительный падеж множественного числа);
6) «Посчитай и назови» (согласование существительных с числительными).
Тема: «Посуда».
Игры: 1) «Назови ласково» (назвать каждый
предмет посуды ласково);
2) «Из чего – какой?» (закончи предложения);
3) «Расскажи-ка» (расскажи об одном предмете посуды по плану).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Федорино горе» (чтение, ответы на вопросы).
Тема: «Продукты питания». Ознакомление с
названиями отделов продуктового магазина.
Закрепить в словаре обобщающее понятие
«продукты питания».
Игры: 1) «Жадина» (определение рода существительных);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
3) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);
4) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
5) «Четвёртый лишний» (мышление, память,
связная речь).
Тема: «Одежда». Познакомить с названиями
предметов одежды и их деталями. Закрепить
в словаре обобщающее понятие «одежда»
Игры: 1) «Поможем Тане и Ване одеться»

2ч

2ч

2ч

2ч

1

03.12.24

2

05.12.24

(образование притяжательных прилагательных);
2) «Жадина» (определение рода существительных);
3) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
4) «Четвёртый лишний» (мышление, внимание, память, связная речь);
5) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);
6) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
7) «Расскажи-ка» (связная речь). Знакомство с
художественной литературой:
К. Чуковский «Федорино горе» (нсценирование стихотворения; рассказывание наизусть
по частям).
Итого:
16 ч
Декабрь
Тема: «Обувь». Познакомить с названиями 2ч
различных видов обуви и их деталями. Рассказать детям о ремонте обуви.
Игры: 1) «Многозначное слово – язычок»
(объяснить разницу в его значениях);
2) «Скажи наоборот» (слова - антонимы);
3) «Подбирай, называй, запоминай» (слова действия);
4) «Четвёртый лишний» (мышление, внимание, связная речь);
5) «Из чего – какой» (образование прилагательных от существительных);
6) «Расскажи-ка» (составь рассказ об обуви
по предложенному плану).
Тема: «Обувь».
2ч
Игры: 1) «Помоги разобраться» (связная
речь);
2) «Дорисуй предметы обуви» (родительный
падеж множественного числа и уменьшительные формы существительных);
3) «Кто без чего?» (составь предложения по
образцу, по картинке);
4) «Помоги коту» (скажи полным предложением – верх – низ; по счёту, слева, справа).
Знакомство с художественной литературой:
Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала
большой».

3

10.12.24

4

12.12.24

5

17.12.24

Тема: «Головные уборы». Познакомить с названиями головных уборов и их деталями. Закрепить в словаре обобщающее понятие «головные уборы».
Игры: 1) «Рассмотри и назови» (составь
предложения по образцу);
2) «Жадина» (определение рода существительных);
3) «Скажи наоборот» (антонимы);
4) «Из чего - какой?» (образование прилагательных от существительных);
5) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
6) «считай и называй» (согласование существительных с числительными).
Тема: «Головные уборы».
Игры: 1) «Помоги разобраться» (связная
речь);
2) «Дорисуй в таблицу» (составь предложение по образцу – родительный падеж множественного числа и образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
3) «Помоги Незнайке» (составь предложения
по образцу);
4) «Расскажи-ка» (составь рассказ о головном
уборе по предложенному плану).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Мойдодыр» - повторение, заучивание
Тема: «Зима». Напомнить названия времён
года. Уточнить последовательность смены
времён года. Познакомить с названиями зимних месяцев.
Игры: 1) «Составь рассказ по картинке»
(связная речь);
2) «Скажи наоборот» (слова – антонимы;
3) «Похожие слова (снег; лёд)» (родственные
слова);
4) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
признаки, слова – действия);
5) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
6) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными);
7) «Четвёртый лишний» (мышление, связная

2ч

2ч

2ч

6

19.12.24

7

24.12.24

8

26.12.24

1

14.01.25

речь, мелкая моторика – раскрась льдинки).
Тема: «Зима».
Игры: 1) «Помоги Тане» (связная речь – расскажи, что одевать зимой);
2) «Лабиринт» (расскажи, в каком направлении шёл);
3) «Сложные слова – снегопад, гололёд»
(придумай предложения с этими словами);
4) «Подбирай, называй, запоминай» (образование родственных слов-действий с приставками в-, с-, об-, у-).
Знакомство с художественной литературой:
1) К. Чуковский «Айболит» (чтение, беседа);
2) «Гололёд, гололёд, гололедица…» (заучивать).
Тема: «Зимующие птицы». Познакомить с названиями птиц, частей их тела. Закрепить в
словаре обобщающее понятие «зимующие
птицы».
Игры: 1) «Скажи одним словом» (сложные
слова);
2) «Кто как голос подаёт» (закончи предложение);
3) «Рассмотри и назови» (ответь на вопросы);
4) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
5) «Подбери слова» (слова действия с приставками под-, от-, об-, за-, у-);
6) «Чьи перья?» (образование прилагательных);
7) «Расскажи-ка» (послушай рассказ и ответь
полным предложением на все вопросы)
Тема: «Зимующие птицы».
Игры: 1) «Узнай птичку» (назови птичку);
2) «Расскажи-ка» (рассказ по серии картинок).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Айболит» (читать, сопровождая движением).
Итого:
Январь
Тема: «Дикие животные». Познакомить с названиями диких животных нашего леса, с
частями их тела. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные».
Игры: 1) «Угадай-ка» (внимание, память);

2ч

2ч

2ч

16ч
2ч

2

16.01.25

3

21.01.25

4

23.01.25

2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
признаки, слова – действия);
3) «Скажи наоборот» (слова – антонимы);
4) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных единственного и множественного числа);
5) «Прятки» (понимание предлогов: за – из-за,
под – из-под);
6) «Подскажи словечко» (образование притяжательных прилагательных).
Тема: «Дикие животные».
Игры: 1) «Кто с кем?» (назвать животных и
их детёнышей);
2) «Нелепицы» (расскажи, как должно быть).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Айболит» (заучивание стихотворения, сопровождая движениями).
Тема: «Домашние животные». Назвать животных и их детёнышей. Рассказать о содержании домашних животных. Закрепить в
словаре обобщающее понятие «домашние
животные».
Игры: 1) «Что у кого?» (слова – предметы –
части тела домашних животных);
2) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
3) «Кто как голос подаёт?» (закончи предложение);
4) «Подбирай, называй, запоминай» (словадействия);
5) «Скажи одним словом» (сложные слова).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Айболит» (инсценировка).
Тема: «Домашние животные». Игры: 1)
«Портрет на память»( обведи и раскрась); 2)
«Считай и называй» (согласование существительных с числительными);3) «Расскажи- ка»
(составь рассказ по плану); 4) «Что забыл нарисовать художник?» (расскажи, что дорисовал и кому); 5) «Соедини линии» (расскажи,
кто где живёт, что подарил). Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Айболит» (инсценировка).

2ч

2ч

2ч

5

28.01.25

6

30.01.25

1.

04.02.25

2.

06.02.25

Тема: «Домашние птицы». Познакомить с на- 2ч
званиями домашних птиц, с частями их тела.
Рассказать о содержании домашних птиц. Закрепить обобщающее понятие «домашние
птицы».
Игры: 1) «Назови правильно» (связная речь);
2) «Кто как голос подаёт?» (закончи предложение);
3) «Скажи наоборот» (антонимы);
4) «Гнездо» (закончи рассказ по картинкам);
5) «Расскажи-ка» (составь рассказ по плану о
любимой домашней птице).Р.н.с. «Курочка
Ряба».
Тема: «Перелётные птицы». Познакомить с 2ч
названиями перелётных птиц. Закрепить в
словаре обобщающее понятие «перелётные
птицы», названия частей тела птиц.
Игры: 1) «Скажи наоборот» (антонимы);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
признаки, слова – действия);
3) «Скажи одним словом» (сложные слова);
4) «Исправь ошибки» (понимание предлогов
в, с, из);
5) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Путаница».
Итого:
12 ч
Февраль
Тема: «Перелётные птицы». Игры: 1) «Рас- 2 ч
смотри и назови»(составь предложение по
образцу);
2)
«Танины
марки»(назови
птиц).Знакомство с художественной литературой: К. Чуковский «Путаница».
Тема: «Весна». Вспомнить времена года. 2ч
Уточнить последовательность смены времён
года. Познакомить с названиями весенних
месяцев.
Игры: 1) «Сравни по картинкам приметы зимы и весны» (связная речь, антонимы);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
признаки, слова – действия);
3)»Сложные слова: ледоход, первоцветы»
(объясни значение, проговори по слогам);
4) «Нелепицы» (скажи, чего не бывает вес-

3.

11.02.25

4.

13.02.25

5.

18.02.25

6.

20.02.25

ной).
Тема: «Весна».
Игры: 1) «Увидели, не увидели» (закончи
предложение по образцу);
2) «Прятки» (назови предметы и расскажи,
как используют);
3) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Краденое солнце».
Тема: «Зоопарк». Познакомить с названиями
животных и частей их тела. Закрепить в словаре обобщающие понятия «животные жарких стран», «животные севера».
Игры: 1) «Папа, мама, детёныши» (связная
речь);
2) «Подбери признак, подбери действие»
(слова – признаки, слова – действия);
3) «Как сказать по другому?» (сравнивание
размеров предметов);
4) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными);
5) «Скажи одним словом» (сложные слова);
6) «Нелепицы» (логическое мышление);
7) «Четвёртый лишний» (мышление).
Тема: «Зоопарк».
Игры: 1) «Что забыл нарисовать художник?»
«Подскажи словечко» (образование притяжательных прилагательных);
2) «Расскажи-ка» (связная речь).
Знакомство с художественной литературой:
1) С. Маршак «Зоосад»;
2) К. Чуковский «Телефон» (чтение, беседа).
Тема: «Мебель». Познакомить с названиями
предметов мебели и их частей. Закрепить в
словаре обобщающее понятие «мебель».
Игры: 1) «Многозначные слова: спинка, ножка» (объяснить разницу значений);
2) «Что без чего?» (дательный падеж);
3) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных);
4) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);

2ч

2ч

2ч

2ч

7.

25.02.25

8.

27.02.25

1.

04.03.25

2.

06.03.25

5) «Скажи одним словом» (образование прилагательных от существительных);
6) «Скажи наоборот» (антонимы);
7) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
8) «Считай и называй» (согласование существительных с числительным).
Тема: «Мебель»
2ч
Игры: 1) «Рассмотри и назови» (связная
речь);
2) «Расскажи-ка» (пересказ по серии картинок).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Телефон» (разучивание с
движениями).
Тема: «Транспорт». Познакомить с названия- 2ч
ми и видами транспорта, его частями. Закрепить в словаре обобщающее понятие «транспорт».
Игры: 1) «Многозначные слова: хвост, крыло, нос» (объяснить разницу в значениях);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
признаки, слова – действия);
3) «Назови одним словом» (сложные слова);
4) «Считай и называй» (согласование существительных с числительными);
5) «Скажи наоборот» (антонимы);
6) «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных).
Итого:
16 ч
Март
Тема: «Транспорт».
2ч
Игры: 1) «Обведи по точкам» (назови ласково
– образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
2) «Расскажи-ка» (дополни рассказ нужными
словами).
Знакомство с художественной литературой:
А. Барто «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик».
Тема: «Профессии». Познакомить с назва- 2ч
ниями профессий. Закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии».
Игры:
1) «Угадай профессию» (словодействие – профессия);

3.

11.03.25

4.

13.03.25

5.

18.03.25

6.

20.03.25

2) «Подбери действия» (слова-действия);
3) «Кто чем работает?» (связная речь);
4) «Назови профессию» (ответы на вопросы);
5) «Четвёртый лишний» (мышление логическое);
6) «Нелепицы» (мышление, связная речь);
7) «Послушай рассказ и закончи предложения» (связная речь).
Тема: «Профессии»
Игры: 1) «Кем работают и чем занимаются на
работе твои родители» (рассказать – связная
речь);
2) «Помоги Незнайке» (связная речь).
Знакомство с художественной литературой:
С. Михалков «А что у вас?».
Тема: «Инструменты». Познакомить с названиями инструментов. Закрепить в словаре
обобщающее понятие «инструменты».
Игры: 1) «Составь словосочетания со словами: новый, новая, новое» (согласование существительного с прилагательным);
2) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);
3) «Подбери действия» (слова – действия);
4) «Музыканты» (образование новых существительных с помощью суффикса);
5) «Где лежат? Откуда возьмём?» (понимание
предлогов: на – с (со); под – из-под; за – изза); 6) «Составь рассказ по серии картинок»
(связная речь).
Тема: «Инструменты».
Игры: 1) «Соедини линиями» (связная речь);
2) «Лишний инструмент» (сложное слово).
Знакомство с художественной литературой:
С. Михалков «А что у вас?» (разучивание
стихотворения).
Тема: «Школьные принадлежности». Закрепить в словаре обобщающее понятие «школьные принадлежности».
Игры: 1) «Подскажи словечко» (сложные
слова);
2) «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных);

2ч

2ч

2ч

2ч

7.

25.03.25

8.

27.03.25

1.

01.04.25

3) «Жадина» (определение рода существительных);
4) «Подбери слова – действия» (закончи
предложения);
5) «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных);
6) «Сравни предметы» (антонимы, согласование прилагательных от существительных);
7) «Скажи наоборот» (антонимы, понимание
предлогов: под, на, за).
Тема: «Школьные принадлежности».
2ч
Игры: 1) «Назови школьные принадлежности» (закрепление названий, слова – предметы);
2) «Соедини линиями» (слова – предметы);
3) «Нелепицы» (согласование слов в предложении);
4) «Четвёртый лишний» (мышление логическое);
5) «Составь рассказ по картинкам» (связная
речь).
Знакомство с художественной литературой:
Б.Заходер «Птичья школа».
Тема: «Рыбы». Познакомить с названиями 2ч
рыб и частями их тела. Закрепить в словаре
обобщающее понятия: «морские рыбы»,
«пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы».
Игры: 1) «Назови ласково» (образование
уменьшительно – ласкательных форм существительных);
2) «Чьи хвосты?» (образование притяжательных прилагательных);
3) «Рассмотри и расскажи» (полным ответом);
4) «Рассмотри, назови, посчитай» (согласование существительных с прилагательными);
5) «Подбери слова» (вставь слова-картинки);
6) «Расскажи-ка» (составь слова по плану).
Итого:
16 ч
Апрель
Тема: «Рыбы».
2ч
Игры: 1) «Узнай рыбку» (связная речь);
2) «Прятки» (расскажи – связная речь);
3) «Рыболов Ваня» (продолжи рассказ по картинкам).
Знакомство с художественной литературой:

2.

03.04.25

3.

08.04.25

4.

10.04.25

5.

15.04.25

6.

17.04.25

А. Барто «Любитель-рыболов» (чтение, беседа).
Тема: «Цветы». Познакомить с названиями
цветов и их строением. Закрепить в словаре
обобщающее понятия: «цветы», «полевые
цветы», «садовые цветы».
Игры: 1) «Назови ласково» (образование
уменьшительно – ласкательных форм существительных);
2) «Подбирай, называй, запоминай» (слова –
действия);
3) «Вставь в предложение пропущенные названия цветов» (связная речь);
4) «Путешествие пчелы» (понимание предлогов);
5) «Расскажи-ка» (составь рассказ о любимом
цветке по плану).
Тема: «Цветы».
Игры: 1) «Соедини цветы» (связная речь –
расскажи); 2) «Букет для мамы» (расскажи –
связная речь).
Знакомство с художественной литературой:
Загадки и стихи о цветах.
Тема: «Лето». Напомнить названия времён
года. Уточнить последовательность смены
времён года. Познакомить с названиями летних месяцев.
Игры: 1) «Составь по картинкам сравнительный рассказ о зиме и лете» (связная речь);
2) «Скажи одним словом» (сложные слова);
3) «Подбирай слова» (слова – предметы);
4) «Составь и назови рассказ» (связнаяь
речь).
Тема: «Лето».
Игры: 1) «Стань художником» (отгадай загадки);
2) «Последовательность смены времён года»
(связная речь, память).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Тараканище».
Тема: «Насекомые». Познакомить с названиями насекомых и их частями тел. Закрепить
в словаре обобщающее понятие «насекомые».
Игры: 1) «Скажи одним словом» (сложные
слова);

2ч

2ч

2ч

2ч

2ч

7.

22.04.25

8.

24.04.25

1.

06.05.25

2.

08.05.25

3.

13.05.25

4.

15.05.25

5.

20.05.25

6.
7.
8.

22.05.25
27.05.25
29.05.25

2) «Назови ласково» (образование уменьшительно - ласкательных форм существительных);
3) «Подскажи словечко» (образование превосходной степени существительных);
4) «Чьи лапки? Чья голова?» (образование
притяжательных прилагательных).
Тема: «Насекомые».
2ч
Игры: 1) «Перескажи сказку по памяти»
(связная речь – сказка «Муха-цокотуха»).
Знакомство с художественной литературой:
К. Чуковский «Тараканище» (инсценировка –
по желанию детей).
Времена года. Осень. Осенние месяцы. За- 2ч
крепление пройденных тем.
Итого:
16 ч
2ч
Май
Времена года. Зима. Зимние месяцы. Закреп- 2ч
ление пройденных тем.
Времена года. Весна. Весенние месяцы. За- 2ч
крепление пройденных тем.
Времена года. Лето. Летние месяцы. Обобще- 2ч
ние и закрепление пройденных тем.
Гласные звуки. Пропевание гласных звуков. 2ч
Обобщение и закрепление пройденных тем.
Согласные звуки: мягкие и твердые. Домики- 2ч
буквы этих звуков. Обобщение и закрепление
пройденных тем.
Обобщение и закрепление пройденных тем.
2ч
Итоговое занятие. «Театр маленького актёра». 2ч
Экскурсия в дом-музей С. Дрожжина «Люб- 2ч
лю тебя мой край родной».
Итого:
16 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».