Программа МИНИ-ФУТБОЛ для начинающих 2024-2025 (144 ч)ПФ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

«Детско-Юношеский Центр Конаковского района»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Мини-футбол для начинающих»
Направленность: физкультурно-спортивная
Общий объем программы в часах: 144 часа
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Степанов Сергей Владимирович

пгт. Новозавидовский
2024 г.

Год разработки программы 2024 год

Лист внесения изменений в программу

Дата внесения
изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
 направленность программы: физкультурно-спортивная (вид спорта –
мини-футбол);
 уровень программы: стартовый
 нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями
2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
1.2 Актуальность ДООП.
В последние годы особенно остро встал вопрос о роли и месте спорта в
формировании всесторонне развитой личности. Особенно тесно это связано с
воспитанием детей и подростков в системе учреждений дополнительного
образования. В становлении человеческой личности спорт играет особую
роль, так как он формирует основы физически и нравственно здоровой
личности ребёнка.
Интерес к мини-футболу с каждым годом растет не только среди
мальчиков, но и среди девочек, поэтому по массовости и популярности он
опережает многие виды спорта. У мини-футбола есть еще одно ценное
качество – он универсален. Систематические занятия мини-футболом

оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий
уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам
коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Мини-футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная,
требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных
решений, умения анализировать ошибки, что, несомненно, развивает
интеллект ребёнка.
Спортсмены,
пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. Возраст 8-9 лет является оптимальным для
начала занятий мини-футболом. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении этим видом спорта.
Цели и задачи ДООП.
Целью программы является:
Развитие личности ребёнка и приобщение его к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни.
Задачами программы являются:
Обучающие:
1. Способствовать освоению воспитанниками начальными навыками минифутбола, техникой и тактикой спортивной игры.
2. Сформировать начальные практические навыки и основы теоретических
знаний в области мини-футбола.
3. Способствовать овладению основами тактики командных действий.

4. Сформировать систему навыков пользования общей и личной гигиеной и
умение осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
1. Сформировать у обучающихся
жизни.

потребность ведения здорового образа

2.Воспитывать в детях чувство товарищества и личной ответственности.
3.Укреплять здоровье и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
4. Способствовать воспитанию высоких моральных и волевых качеств;
развивать специальные физические качества личности.
5. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
Развивающие
1.Развивать умение думать, исследовать, умение общаться и позитивно
взаимодействовать, доводить дело до конца.
2.Развивать координацию,
выносливость.

гибкость,

пластику,

общую

физическую

3.Развивать внимательность, наблюдательность.
4. Способствовать профориентации.
1.3 Возраст детей, участвующих в реализации ДООП.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Занятия проводятся в группах.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей:
1 год обучения: 8 -12 лет,
1.4 Сроки реализации ДООП.
Программа рассчитана на год обучения на 144 часа.
(при учебной нагрузке – четыре часа в неделю)
1.5 Форма обучения

Очная форма обучения.
1.6 Формы проведения занятий
Аудиторные, внеаудиторные формы занятия. Тренировки,
соревнования, турниры, фестивали, чемпионаты, тренинги, эстафеты.

игры,

1.7 Формы организации занятий
Занятия проводятся в группе.
1.8 Формы аудиторных занятий.
Образовательный процесс предполагает применение следующих форм
организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуально-групповая;
Групповая (командная);
Фронтальная (работа по подгруппам).
Методы обучения:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ);
Наглядные (показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по
образцу);
Практические (игра, тренировочные упражнения)
1.9 Формы проведения промежуточной аттестации
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
текущая и промежуточная (итоговая) аттестация обучающихся в
объединении «Мини-футбол»). Текущая аттестация проводится по
результатам первого полугодия один раз в год в декабре. Промежуточная
(итоговая) аттестация проводится по окончанию годичного курса обучения и
всего курса обучения в мае месяце. Форма проведения аттестации ежегодные контрольные нормативы, соревнования.
1.10 Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы воспитанники должны получить
определённые знания, умения и навыки.
К концу года обучения по данной образовательной программе
обучающиеся:
 будут знать начальные основы техники и тактики игры в мини-футбол;

 освоят начальные приемы групповых и командных действий игры в
мини-футбол;
 освоят упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и
быстроты, скорости.
 получат начальное представление об особенностях развития организма
человека и влиянии различных физических упражнений на его
развитие;
 будут знать о роли капитана команды, его права и обязанности;
 будут знать правила использования спортивного инвентаря.
 будут знать правила безопасной работы на стадионе и в спортивном
зале;
1.11 Способы определения результативности:
1) Педагогическое наблюдение;
2) Педагогический анализ результатов тестирования выполнения учащимися
диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях
(соревнованиях), активности обучающихся на занятиях.
3)Педагогический мониторинг: контрольные нормативы, диагностика
личностного роста, ведение журнала учета.
1.12 Формы подведения итогов реализации ДООП
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы является сводная таблица освоения контрольных нормативов
каждым воспитанником, а также результативности
его участия в
соревнованиях разного уровня.
1.13 Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая
для одного года обучения и составляют 36 недель.
Занятия проводятся четыре часа в неделю ( два раза в неделю по два
часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму, кроме
зимних каникул с 01января по 08 января и летних каникул с 01 июня по 31
августа.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
декабрь – текущая, промежуточная (итоговая) – май.

2. СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. «Мини-футбол в России: история развития и правила игры»
1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Теория:

 инструктаж по технике безопасности на занятиях по мини-футболу.
 Понятие « физическая культура», как составная часть общей культуры
и как средство воспитания личности.
 значение физической культуры для подготовки к трудовой
деятельности и защите Родины.
 врачебный контроль.
Практика:
 беседа на тему «Спорт, как средство формирования здорового образа
жизни
2. Правила игры в мини-футбол.
Теория:
 разбор и изучение правил игры в «малый футбол».
 роль капитана команды, его права и обязанности.
Практика:
 тестирование правил соревнований по мини-футболу.
 опрос на знание обязанностей капитана команды.
 просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
3. Зал (площадка) для игры в мини-футбол, разметка,
оборудование.
Теория:
 зал (площадка) для игры в мини-футбол, её устройство, разметка.
 подготовка площадки для занятий и соревнований по мини-футболу.
 специальное оборудование.
Практика:
 осмотр площадки до начала занятия.
 просмотр на пригодность инвентаря.
4. Развитие мини-футбола в России.
Теория:
 понятие - федерация мини-футбола.
 лучшие российские команды, тренеры и футболисты.
 международные соревнования с участием российских команд.
Практика:
 беседа на тему: «Великие тренеры России».
 обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди
команд мастеров.
5. Техника безопасности на тренировках.
Теория:
- как вести себя, чтобы избежать травм; правильное поведение игроков на
игровой площадке, в спортивном зале; соблюдение правил безопасной
работы на стадионе и в спортивном зале.
Практика:

- беседа на тему: «Техника безопасности в спортивном зале во время
тренировок»
Модуль 2. «Здоровый образ жизни. Гигиена и закаливание»
1. Здоровый образ жизни. Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.
Теория:
 правила личной гигиены;
 общий режим дня школьника;
 вред курения;
 значение правильного питания для юного спортсмена;
 использование естественных факторов природы в целях закаливания
организма;
Практика:
 составления личного распорядка дня и режима питания.
 обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и
закаливающие процедуры.
2. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория:
 понятие - самоконтроль.
 объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия,
спирометрия, пульс.
 субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит,
работоспособность, утомляемость, настроение.
Практика:
 дневник самоконтроля.
 определить ЧСС в покое и после нагрузки.
 устный опрос на тему: « Предупреждение травм в футболе».
Модуль 3. «Общая и специальная физическая подготовка» (ОСФП)
1. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория:
 понятие – выносливость.
 как развить гибкость.
 понятие – сила.
 как способствовать развитию ловкости.
 понятие – быстрота.
 понятие о специальной физической подготовке.
 цель специальной физической подготовки.

 основные способы развития специальной физической подготовки.
Практика:
 поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения,
сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в
стороны.
 выпады вперёд, в сторону, назад.
 прыжки в полу приседе.
 упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
 акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок
вперёд, кувырок назад из приседа).
 упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из
упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
 Легкоатлетические упражнения.
 подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости»,
эстафеты с преодолением препятствий.
 спортивные игры, ручной мяч.
 специальные упражнения для развития быстроты.
 специальные упражнения для развития ловкости.
Модуль 4. «Техника игры в мини-футбол»
1. Техника игры в мини-футбол.
Теория:
 классификация и терминология технических приёмов игры в минифутбол.
 прямой и резаный удар по мячу.
 понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
 анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых
ситуациях.
 техника передвижения – виды бега: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и
направо.
 удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке,
с места и с разбега.
 удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней
стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по
неподвижному мячу.
 остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающего мяча - на месте, в движении вперёд и назад,
подготавливая мяч для поступающих действий.
 ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и
внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.

 обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега
или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведения
внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру,
находящемуся сзади.
 отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
 вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги
вместе и шага.
 техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в
воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и
скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в
сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в
прыжке.
Модуль 5. «Тактика игры в мини-футбол»
1. Тактика игры в мини-футбол.
Теория:
 понятие о тактике и тактической комбинации.
 характеристика игровых действий: вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих.
 понятие о тактике нападения.
 понятие о тактике защиты.
Практика:
 упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий
по зрительному сигналу.
 тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение на футбольном поле.
 тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча.
 тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более
игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнёру, на свободное место, на удар.
 тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать
позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие
получению им мяча.
 тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации
«стенка».
 тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в
воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»,
разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли).
 учебные игры.

Модуль 6. «Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры»
1. Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры.
Теория:
 внешний вид во время выступлений: спортивный костюм.
 правила подготовки и психологической настройки к спортивному
выступлению.
 правила поведения во время соревнований.
Практика:
 выступления проводятся согласно календарному плану спортивных
мероприятий по правилам игры в «малый футбол».
2. Организация и проведение соревнований по мини-футболу.
Теория:
 изучение положения о соревнованиях.
 выбор места судей при различных игровых ситуациях
 обязанности судей.
Практика:
 работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля.

Учебно-тематический план
Первый год обучения (144 учебных часа)
№

Раздел

Всего часов

В том числе
Теорет.
Практич.
2
2
8
20

1
2
3
4

Вводное занятие
Техника безопасности
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка

2
2
8
20

5

26

26

6

Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка

34

34

7

Двусторонние игры

30

30

8

Участие в соревнованиях по
мини-футболу

18

18

9

Контрольные нормативы

4

4

Итого:

144

12

132

4. Оценочные материалы
Контрольные нормативы:
Общая физическая подготовка (ОФП).
Бег 30 м (сек.) – 5,2
Бег 300 м (сек) – 60
Прыжок в длину с места (см) – 160
Тройной прыжок (см) – 450
Специальная физическая подготовка (СФП).
Бег 30 мс ведением мяча (сек) – 6,1
Вбрасывание мяча руками (м) – 12
Удар по мячу на точность (раз) – 6
Жонглирование мячом (раз) – 8

6. Методические материалы
Методические рекомендации при проведении
учебно-тренировочных занятий по мини-футболу.
Спортсмены, пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении
Возраст 8-12 лет самый благоприятный для развития двигательных
способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают
при
помощи
простых
физических
упражнений
определенной
направленности, во время выполнения которых следует направлять
двигательную активность обучающихся этой возрастной категории.
Основными формами подготовки на учебно-тренировочных занятиях
должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам

(с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах),
соревнования,
эстафеты,
физические
упражнения
определенной
направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а
связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч (мини-футбольные
облегченные, волейбольные, теннисные, резиновые, набивные весом не более
1 кг).
На учебно-тренировочном занятии 80% времени обучающиеся должны
заниматься с мячом, 20%-упражнениями различного характера. В силу
физиологических особенностей возраст 8-12 лет не обладает отчетливыми
мышечно-двигательными ощущениями, поэтому основными методами
являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование) показ
технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит
демонстрация правильного и четкого выполнения, а затем объяснения и
указания на главные моменты действия.
Далее надо дать обучающимся попробовать действие и только после
следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение
ключевых моментов, чтобы у занимающихся было представление об этом
приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного
выполнения путем многократного повторения.
Мини-футбол - эмоциональная игра, поэтому построение занятия,
подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при
котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приемы,
позволяющие осваивать саму игру.
Уровень практических знаний занимающихся мини-футболом растет
на базе последовательно углубляемой физической, технической и
тактической подготовки. На учебно-тренировочных занятиях необходимо
уделять должное внимание освоению игровых действий с учетом функций в
команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря
специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом.
Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и
росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса
определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у
юных спортсменов.
Основы подготовки детей 8 – 12 лет
Начальный этап подготовки является самым важным. Дети приходят в
футбол по разным причинам, три из которых являются самыми главными:
• Первая: есть дети, которые родились игроками. Они не могут без игры, и
для них игра – это самое важное в жизни. Можно полагать, что у них есть
своеобразный «ген игрока», и именно он стимулирует девочку или

мальчика заниматься футболом.
• Вторую причину можно сформулировать так: мои друзья играют в
футбол, буду играть и я. Здесь футбол выступает как средство
самоутверждения личности, как средство завоевания своего места в
группе детей.
• Третья причина: фанатичное желание родителей сделать из своего
ребенка великого спортсмена. Родители приводят его в футбольную
школу и ждут немедленного результата.
Мальчики и девочки 6 – 7 лет пришли играть в футбол, и нужно так
организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых,
навсегда остались в футболе, и, во-вторых, стали хорошими игроками.
История футбола (как и история человечества) знает один путь решения этих
вопросов: детям должно быть интересно в футболе, но тренироваться при
этом они должны в соответствии с законами спорта и футбола. Интересна,
как уже говорилось выше, для мальчиков и девочек игра. Именно игра и
игровые упражнения должны стать для начинающих основными
тренировочными средствами.
Лучше всего, если упражнения с мячом и без мяча дети будут выполнять в
трех местах: дома, на улице и на футбольном поле.
Основы технической подготовки
Техника в футболе – это, прежде всего, разнообразные приемы с
мячом, применяемые в играх и в тренировочных упражнениях. Она включает
передвижения и остановки, повороты и прыжки; удары с разной силой по
мячу, остановки мяча, ведение, финты, отбор мяча. Техническое мастерство
футболистов характеризуется количеством приемов, которые они используют
на поле; степенью их разносторонности и эффективностью выполнения. По
этим критериям мы оцениваем уровень технического мастерства. Чем он
выше, тем лучше условия для обучения тактике. Игра теряет свою
привлекательность для зрителей, и становится скучным зрелищем, если на
поле выходят футболисты с пробелами в технике и тактике.
Техника не может развиваться отдельно от физических качеств (общих и
специальных).
Чтобы стать игроком высокого класса, юным спортсменам необходимо
освоить весь технический арсенал футбола. Поэтому тренеры начинают
обучение техническим приемам с раннего детства, а затем совершенствуют
технику их выполнения до тех пор, пока играют в футбол.

В первую очередь следует научиться ведению мяча, затем различным
ударам ногами и головой, остановкам мяча, финтам, скоростному дриблингу,
отбору мяча. Такая последовательность изучения технических приемов с
использованием специальных упражнений дополняется игрой в футбол, в
которой все эти приемы выполняются в разнообразных и усложненных
условиях. Дети должны начинать играть в футбол малыми составами (2х2,
3х3, 4х4) и на маленьких площадках (от 5 на 10 м и до 20 на 40 м). Только в
таких играх частота «общения» с мячом у них максимальна, и решать
игровые задачи им приходится за счет правильного выполнения игровых
приемов.
Мотивация на начальном этапе обучения

Подавляющее большинство детей приходят в футбольные клубы, ДЮСШ и
т.п. спортивные учреждения не учиться футболу, а играть в него. Такова
психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее
необходимо учитывать, подбирая средства тренировки для разных
тренировочных циклов.
Однако только одной игрой невозможно обучить детей футболу:
наблюдения показывают, что за время игры число повторений всех
технических приемов оказывается недостаточным. Нужны специальные
упражнения с многократным повторением таких приемов как ведение и
обводка соперника, передачи мяча партнерам, игра головой и т.п. При таком
подходе, как мы отмечали выше, формируется «двигательный образ»
действия, который заключается в согласованной работе мышц, в создании
мышечного стереотипа действий. Нужны и упражнения, которые
воздействуют на развитие важных для каждого возраста двигательных
качеств детей.
Главное в планировании тренировки для детей – найти оптимальное
соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол)
и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения
специальной и общей подготовки). Да и в самом футболе есть два типа
упражнений. Одни из них, игровые (или ситуационные), всегда интересны
для детей и они готовы играть всю тренировку. Другие (назовем эти
упражнения стандартными – это передачи мяча в парах, ведения и т.п.) менее
интересны для детей. Менее интересны потому, что в них нет игры, а есть
многократное повторение одного и того же игрового приема, в котором
заранее все известно: от кого нужно получить мяч, кому отдать, в какую
сторону сместиться и т.п. Такие многократные повторения психически
утомительны для детей младшего возраста. И в этом случае нужно искать
оптимальное
соотношение
между
стандартными
(скучными)
и
ситуационными (интересными) упражнениями в каждой возрастной группе

7. Средства обучения
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для проведения
занятий:
№
Наименование
Единица
Количество
п.п.
измерения
изделий
1 Мяч мини-футбольный
штук
10
2 Флаги для разметки спортивного
штук
6
зала
3 Мини-футбольные ворота
штук
2
4 Стойки для обводки
штук
20
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
6 Насос универсальный для
комплект
4
накачивания мячей
7 Мяч набивной (медицинбол)
комплект
3
весом от 1кг до 5кг
8 Сетка для переноски мячей
штук
2
9 Сетка для ворот для миникомплект
2
футбола
10 Манишки футбольные
штук
20
11 Планшет тренера (магнитный
комплект
1
или маркерный)
12 Секундомер
штук
2
13 Свисток
штук
2

8.Учебно-методическая литература
1. А. Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23, 2006
С. Андреев, Э. Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт
в школе», № 5, 2007
2. Ю.И. Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987
С.Ю.
Тюленьков,
А.А.
Федоров
«Футбол
в
зале:
система
подготовки» - М, 2000
3. О.А. Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной
школе» -М, 2004
4. Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» -М, 2005
5.
В.А.
Муравьев
«Воспитание
физических
качеств
детей
дошкольного и школьного возраста» -М, 2004
6. Б.Х. Ланда «Мониторинг физического развития и физической
подготовленности учащихся» - ПУ «Первое сентября», 2006.
7. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС»,
1981.
8. Швыков И. А.Футбол в школе, М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2002

9. Перепекин В. А. Восстановление работоспособности футболистов.- М.: ТерраСпорт, Олимпия Пресс, 2005
10. Сассо Э. Футбольный тренер; пер. с итал.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,
2003
11.Футбол. Правила игры. - М.: Терра-Спорт, 2004
12. Хьюз Ч. Тактические действия команды; пер. с англ. Москва, «ФиС», 1979.
13. Симаков В.И. Футбол: голы из стандартных положений,- Москва, «ФиС», 1982
14. Цирик Б.Я. и Лукашин Ю. С., Футбол.- Москва, «ФиС», 1982, 2-ое
исправленное и дополненное издание.
15. Монаков Г. В. Техническая подготовка футболиста.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
_________ Шуркина Ю.Н.
«26» апреля 2024г.

Рабочая образовательная программа на 2024-2025 учебный год
«Мини-футбол для начинающих» для детей 8 –12 лет
Срок реализации – один год.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа
понедельник
14.00 – 15.30
среда
14.00 – 15.30
Итого: 144 учебных часа в год

Календарно - тематическое планирование
на 2024-2025 учебный год (один год обучения).
Сентябрь
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

02.09.2024

2

04.09.2024

3

09.09.2024

4

11.09.2024

5

16.09.2024

6

18.09.2024

7

23.09.2024

Дата
проведения
занятия
факт

тема

Вводное. Знакомство с планом работы
объединения и группы. Правила поведения в
объединении. Разминка. Общие развивающие
упражнения. Двухсторонняя игра
Техника безопасности на тренировках.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Ведение мяча с изменением направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Как вести себя, чтобы избежать травм; Разминка.
Общие развивающие упражнения. Передачи
мяча в парах.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Удары по мячу внешней стороной подъема.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Отбор мяча 1 Х 1.
Двухсторонняя игра

коли
честв
о
часо
в
2ч

2ч
2ч
2ч
2ч

2ч
2ч

8

25.09.2024

9

30.09.2024

Правильное поведение игроков на игровом поле;

Разминка. Общие развивающие упражнения.
Квадраты 4 Х 2; 3 Х 1 в одно касание.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Передачи мяча в тройках. Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч
18
часов

Октябрь
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

02.10.2024

2

07.10.2024

3

09.10.2024

4

14.10.2024

5

16.10.2024

6

21.10.2024

7

23.10.2024

8

28.10.2024

9

30.10.2024

Дата
проведения
занятия
факт

тема

количеств
о часов

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу средней
частью подъема. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 4; 3 Х 1 в
одно касание. Двухсторонняя игра

2ч

Классификация и терминология
технических приёмов игры в футбол.

2ч

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте;
в движении). Двухсторонняя игра
Личная гигиена (Вредные привычки).
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча внутренней
частью подъёма. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в движении.
Двухсторонняя игра
Техника передвижения - бег: по прямой,
изменяя скорость и направление;
приставным шагом; повороты во время бега
налево и направо.

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу головой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте;
в движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч
2ч
2ч
2ч

2ч

18 часов

Ноябрь
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

04.11.2024

2

06.11.2024

3

11.11.2024

4

13.11.2024

5

18.11.2024

6

20.11.2024

7

25.11.2024

Дата
проведения
занятия
факт

тема

количество
часов

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте;
в движении). Двухсторонняя игра
Правила игры. Мини-футбол.
Разминка. Общие развивающие
упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в «одно
касание».
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу «с лёта».
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 4; 3 Х 1 в
одно касание.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу без прыжка и

2ч
2ч

2ч
2ч

2ч
2ч

2ч

в прыжке, с места и с разбега.

8

Вбрасывание аута на точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Стандартные положения
(Угловой удар).
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

27.11.2024

2ч

16 часов

Декабрь
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

02.12.2024

2

04.12.2024

Дата
проведения
занятия
факт

тема

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча в парах,
тройках.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой,
грудью, бедром.

количеств
о часов

2ч

2ч

Двухсторонняя игра
3

Понятие о тактике и тактической
комбинации.

09.12.2024

4

11.12.2024

5

16.12.2024

6

18.12.2024

7

23.12.2024

8

25.12.2024

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча «верхом».
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу на
точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты»
Двухсторонняя игра
Характеристика игровых действий: вратаря,
защитников, полузащитников, нападающих.

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча 1 Х 1;
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой,
грудью, бедром.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч

2ч

2ч

2ч

2ч

16 часов

Январь
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

13.01.2025

2

15.01.2025

3

20.01.2025

4

22.01.2025

5

27.01.2025

Дата
проведения
занятия
факт

тема

количеств
о часов

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по мячу внешней
стороной подъёма.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Проброс мяча
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча выбиванием.
Двухсторонняя игра

2ч

Понятие о тактике защиты.

2ч

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на

2ч

2ч

2ч

6

точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактические действия
команды. (Нападение).
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

29.01.2025

2ч

12 часов

Февраль
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

03.02.2025

2

05.02.2025

3

10.02.2025

4

12.02.2025

5

17.02.2025

6

19.02.2025

7

26.02.2025

Дата
проведения
занятия
факт

тема

количеств
о часов

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
скорости.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мячей,
отскакивающих от площадки стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в тройках.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Личная гигиена (Питание).
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Убирание мяча подошвой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары носком по
неподвижному и катящемуся мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча перехватом.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч

2ч
2ч
2ч

2ч

2ч
14 часов

Март
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

03.03.2025

Дата
проведения
занятия
факт

тема

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка опускающихся
мячей бедром, стопой. Двухсторонняя
игра

количеств
о часов

2ч

2

05.03.2025

3

12.03.2025

4

17.03.2025

5

19.03.2025

6

24.03.2025

7

26.03.2025

8

31.03.2025

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в тройках, в
движении, со сменой мест.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Комбинация в парах
«Скрещивание»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Без мяча. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному и
катящемуся мячу, с отскока.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча 1 Х 1; 1 Х 2; 2
Х 2.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактические действия.
Игра вратаря.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 2; 3 Х 1 в
одно касание.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч

2ч
2ч

2ч

2ч

2ч

16 часов

Апрель
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

02.04.2025

2

07.04.2025

3

09.04.2025

4

14.04.2025

5

16.04.2025

Дата
проведения
занятия
факт

тема

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Комбинация в парах
«Стенка».
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Пропускание мяча.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному и
катящемуся мячу, пяткой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Отбор мяча выбиванием.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие

количеств
о часов

2ч

2ч

2ч
2ч

6

21.04.2025

7

23.04.2025

8

28.04.2025

9

30 .04.2025

упражнения. Остановка опускающихся
мячей грудью в опорном положении.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактические действия.
Игра защитников.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 4; 4 Х 1 в
одно касание.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте;
в движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча, различными
способами.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

2ч

2ч
2ч

18 часов

Май
№
заня
тия

Дата
проведения
занятия
план

1

05.05.2025

2

07.05.2025

3

12.05.2025

4

14.05.2025

5

19.05.2025

6

21.05.2025

7

26.05.2025

Дата
проведения
занятия
факт

тема

количеств
о часов

Разминка. Общие развивающие
упражнения. Квадраты 4 Х 2; 3 Х 1 в
одно касание.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте;
в движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча,
зигзагообразно, различными способами.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность, точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары на точность, силу,
различными способами. Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах, в
два касания. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Комбинация при введении
мяча из-за боковой линии.

2ч

2ч
2ч

2ч

2ч

2ч
2ч

8

28 .05.2025

Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обманные движения.
«Финты» Движение телом.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:

2ч

16 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».