Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы и шашки-2
(базовый уровень)»
Уровень освоения программы: базовый.
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Автор - составитель: Никитина Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования
пос. Новозавидовский
2024 г.
Год разработки программы 2023.
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
направленность программы: физкультурно-спортивная
уровень программы: базовый
нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
Программа «Шахматы и шашки-2 (базовый курс) » является дополнителной общеобразовательной общеразвивающей программой обучения детей
школьного возраста игре в шахматы и шашки. Программа разработана и адаптирована на основании «Программ подготовки юных шахматистов 4, 3, 2 и 1 разрядов» В. Голенищева.
Актуальность и целесообразность ДООП:
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его
способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения.
Игры в шахматы и шашки сочетают в себе элементы спорта, науки и искусства. Они создают почву, как для художественного творчества, так и для спортивных достижений. Умение играть в шахматы и шашки способствует развитию памяти ребёнка, его логического мышления, скорости реакции, внимательности и
наблюдательности. Важная особенность игры в шахматы и шашки заключается, в
том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры.
Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от
многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил
приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к
прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста
формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в
основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение
общепризнанных норм поведения.
Адресат программы:
Программа адресована обучающимся 8-17 лет, входящим в группы по 7-15
человек.
Условия набора: принимаются все желающие, имеющие начальные игры в шахматы и шашки, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья с предоставлением медицинской справки.
Объём и срок освоения программы:
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа «Шахматы и шашки-2 (базовый уровень)» разработана на один год обучения – 72 часа; срок освоения – 36 недель.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем составом объединения и в группах.
Режим занятий: одно занятие в неделю по 2 часа. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Режим и периодичность занятий устанавливается с учетом СанПиН
СП 2.4.3648-20.
Формы проведения занятий
Занятия проходят в форме бесед, конкурсов решения задач, практической
игры в шахматы, викторин, олимпиад под руководством преподавателя.
Формы организации занятий: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Программа предусматривает обучение детей
в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Постоянная смена видов деятельности на занятиях способствует активизации познавательной активности школьников. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе.
Здоровьесберегающие технологии
На занятиях с дошкольниками и школьниками младшего школьного возраста очень важно и полезно проводить физкультминутки и пальчиковую гимнастику. Это способствует укреплению здоровья и развивает мозг и речь ребенка.
Формы аудиторных занятий: индивидуально-групповая.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесные (лекция, беседа, объяснение) и практические (игра в шахматы, разыгрывание учебных примеров, турнирная практика).
1.2. Цель и задачи.
Цель программы:
формирование гармонично развитой и творчески активной личности через
обучение игры в шахматы и шашки.
Задачи:
Обучающие:
формирование базовых знаний, умений и навыков игры в шахматы и шашки;
дать детям основополагающие знания в области теории и практики игры в
шахматы и шашки;
обучать их совершать операции в уме, не передвигая фигур;
научить видеть на доске все возможные последствия от предполагаемого
хода и уметь просчитывать ходы соперника;
Воспитательные:
создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы обучающихся;
воспитать чувство товарищества и личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
воспитание гармонично развитой и творчески активной личности.
Развивающие:
повышать уровень мастерства игры в шахматы и шашки;
научить делать выводы и обобщения, выявлять закономерности;
развивать память, усидчивость, умение думать;
развитие внимательности и наблюдательности;
развитие творческого воображения и фантазии.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п
Тема
Теория Практика Всего
1.
Вводное, беседа по технике безопасности.
1
1
2.
Повторение сложных правил. Ничья. Ценность
фигур.
1
1
3.
Мат тяжёлыми фигурами. Упражнения на мат.
1
2
3
4.
Три стадии шахматной партии. Основные принципы игры в дебюте. Стейниц. Ласкер.
1
1
2
5.
Что делать после дебюта.
1
1
2
6.
Использование большого материального перевеса.
1
1
2
7.
Мат лёгкими фигурами. Упражнения на мат.
1
1
2
8.
Король и пешка против короля.
1
1
2
Тактические приёмы. Связка, двойной удар,
вскрытый двойной шах, «Мельница», «Вилки».
Комбинация. Характерные комбинационные
возможности различных фигур.
2
4
6
2
4
6
11.
Классификация комбинаций по идеям.
1
1
2
12.
Шахматные задачи и этюды.
1
1
2
13.
Ловушки. Разбор коротких партий.
1
1
2
14.
Атака на короля.
1
1
2
15.
Простейшие пешечные окончания
1
1
2
16.
Ферзь против ладьи, лёгких фигур, пешки.
1
1
2
17.
Некоторые случаи ничьей при материальном
перевесе.
1
1
2
18.
Простейшие ладейные окончания.
1
1
2
19.
Лёгкофигурные окончания.
1
1
2
20.
Влияние пешечной конфигурации на течение
борьбы. Филидор –« пешки- душа шахмат».
1
1
2
21.
Открытая линия и 7-я (2-я) горизонталь.
1
1
2
22.
История шахмат. Чемпионы и чемпионки мира.
1
1
2
9
9
12
12
48
72
9.
10.
23.
24.
Игра из начального положения. Шведские шахматы.
Тесты и упражнения для закрепления знаний.
Квалификационные турниры.
Итого
24
1.3.2. Содержание программы
1. Вводное занятие. История шахматной игры.
Шахматные короли и королевы.
Теория. Шахматная история - чемпионаты мира, первые чемпионы. Некоронованные шахматные чемпионы. Наследие А. Андерсена и П. Морфии. В. Стейниц –
первый шахматный чемпион. Краткая историческая справка, рассказ и самые интересные партии или комбинации всех шахматных чемпионов и чемпионок мира.
Практика. Изучение шахматного наследия. Записать и разобрать самые интересные партии из истории шахмат. Подготовить презентацию на любого великого
шахматиста.
2. Три стадии шахматной партии.
Теория. Вводное, беседа по технике безопасности. Повторение сложных правил.
Ничья. Ценность фигур. Мат тяжёлыми фигурами. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Основные принципы игры в дебюте. Классификация дебютов. Принципы
быстрейшего развития в дебюте. Изучение открытых и закрытых дебютов. Самые
популярные и редкие дебюты. Что делать после дебюта. Основы стратегии в миттельшпиле. Использование большого материального перевеса.
Практика. Записать в тетради основные понятия и определения. Записать и разобрать несколько открытых дебютов. Игра различным цветом заданных дебютов.
Задачи и тесты на использование большого материального перевеса Задачи одноходовки и двуходовки на мат.
3. Эндшпиль.
Теория. Изучение пешечного эндшпиля: правило квадрата, проходная пешка,
крайняя пешка, ключевые поля. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая
пешка. Роль короля в эндшпиле. Мат легкими фигурами. Ферзь против ладьи,
легких фигур и пешек. Простейшие ладейные окончания. Легкофигурные окончания.
Практика. Игра пешками. Разыгрывание учебных примеров на основные принципы пешечного эндшпиля. Тренировка техники расчета. Задачи и тесты по изучаемой теме.
4. Тактические приемы в шахматной партии.
Теория. Основные тактические приёмы. Связка, двойной удар, вскрытый двойной
шах, «Мельница», «Вилка», отвлечение, завлечение, спертый мат.
Практика. Разыгрывание учебных примеров на основные тактические приемы.
Тренировка техники расчета. Задачи и тесты по изучаемой теме.
5. Комбинация. Задачи и этюды.
Теория. Определения и отличия комбинаций, задач и этюдов. Характерные комбинационные возможности различных фигур. Классификация комбинаций по
идеям. Задачи по идеям. Что такое шахматные этюды.
Практика. Разыгрывание учебных примеров на различные комбинации. Решение
комбинаций по идеям. Решение различных этюдов. Тренировка техники расчета.
Задачи и тесты по изучаемой теме. Конкурсы и блицконкурсы по решению задач,
этюдов и комбинаций.
6. Ловушки. Атака на короля.
Теория. Ловушки в шахматной партии. Атака на нерокировавшегося короля. Атака на короля при различных рокировках. Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля. Открытая линия и 7-я (2-я) горизонталь. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Борьба за открытую линию. Жертва слона при атаке на короля.
Практика. Записать в тетради и разобрать короткие партии с дебютными ловушками. Разобрать на доске учебные примеры на заданные темы. Тренировка техники расчета. Игра тренировочная и турнирная практика.
7. Шахматное наследие. Филидор.
Теория. Изучение великих шахматистов прошлого. Их жизнь и вклад в развитие
шахмат. Филидор – «пешки - душа шахмат». Влияние пешечной конфигурации на
течение борьбы. Сильный пешечный центр и его подрыв. Фигуры против пешечного центра. Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей.
О некоторых сильных полях. Борьба при необычном соотношении сил.
Практика. Изучение шахматного наследия. Записать и разобрать на доске партии
по теме урока. Тренировка техники расчета. Конкурс решения задач и комбинаций. Турнирная практика.
8. Турнирная практика и соревнования.
Теория. Правила шахмат ФИДЕ. Организация и проведение шахматных соревнований. Этика шахматиста. Основы шахматного судейства. Системы проведения
шахматных соревнований. Шахматные часы и их особенности. Шахматная нотация. Правила присвоения спортивных разрядов по шахматам. Рейтинговая система в шахматах.
Практика. Участие в шахматных соревнованиях и спартакиадах различного уровня.
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения желательно иметь спортивный разряд по шахматам, играть в турнирах с различным контролем времени. Решать самостоятельно задачи
и комбинации на 3-5 ходов.
Уметь грамотно и аккуратно записывать шахматные партии, делать аналитический разбор партий, оценивать шахматные позиции, делать ловушки и самим
избегать их.
Знать несколько дебютов и правила игры в различных окончаниях, историю
шахмат и шахматных чемпионов, принцип заполнения турнирной таблицы и три
системы проведения соревнований (олимпийскую, круговую и швейцарскую).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая и
составляют 36 недель.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует санитарногигиеническим и противопожарным требованиям. В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска (1 штука), наборы шахмат – один набор на двоих обучающихся (7
штук), дидактический материал (карточки для самостоятельной работы), ручки (1
штук) и карандаши (1 штука), тетради (1 штука) на каждого обучающегося. С целью повышения интереса к занятиям и в качестве интерактивного обучения желательно использовать ПК (5 штук) и интернет.
2.2.2. Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы, интернет-источники.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1 – Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19 № 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие виды
контроля:
- вводный: проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебнотематический план, программу, определить направления и формы индивидуальной работы.
- текущий: определяет степень освоения детьми учебного материала, уровень их
подготовленности к занятиям; уровень ответственности и заинтересованности
учащихся; обеспечивает ритмичность и организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее эффективному подбору методов и средств.
- итоговый: проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение данных для совершенствования педагогом образовательной программы.
Способы определения результативности
Отслеживание результативности во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время решения
задач или комбинаций, а также в результате участия в квалификационных турнирах. Проводятся такие турниры в начале (либо середине) и (или) конце учебного
года. Если ребёнок набрал определённое количество очков (например, выиграл 8
партий из 10) и выполнил норму для выполнения спортивного разряда, то Комитет по делам молодёжи и спорта присваивает ему соответствующий спортивный
разряд, который фиксируется в зачетной квалификационной книжке спортсмена
разрядника. Такая книжка с его личными данными и фотографией выдаётся юному шахматисту, когда он выполняет норму 3 юношеского разряда. Итогом работы
объединения является участие детей в районных, областных и других соревнованиях и олимпиадах по шахматам.
Формы подведения итогов реализации ДООП:
соревновательные процессы в виде игр,
олимпиада,
конкурсы решения комбинаций и задач,
индивидуальная или совместная самостоятельная работа по карточкам,
выезды на соревнования разных уровней.
Сроки и формы проведения промежуточной аттестации:
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в объединении «Шахматы и
шашки-1 (базовый уровень)». Промежуточная аттестация проводится в мае месяце после окончания первого года обучения. Итоговая аттестация проводится по
окончанию всего двухлетнего курса обучения в мае месяце. Промежуточная и
итоговая аттестация проводится в форме квалификационных и отборочных турниров и соревнований.
2.4. Оценочные материалы
В период обучения много внимания уделяется конкурсам решения задач и
комбинаций. Подробно рассматриваются тактические приёмы, основы стратегии,
различные окончания и дебюты. Для закрепления теоретических навыков необходимо проводить соревнования не только в рамках кружка или одной школы.
Практическая часть включает также игру в квалификационных турнирах. Во время турниров ребёнок пробует свои силы в практической игре со своими сверстниками, радуется успехам и учится правильно относиться к поражениям. Соревнования воспитывают в ребёнке волю к победе, раскрывают его творческие способности и закаляют характер.
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и теоретических знаний и умений.
Фамилия,
№
п/п
имя
обучаемого
Знание основных
шахматных понятий, базовых
форм, терминов
Владение разнообразными тактическими
приёмами и основными навыками работы за
шахматной доской.
Умение решать
шахматные
задачи, комбинации и этюды.
Стремление к
совершенству
и законченности в работе
Проявление
творчества и
фантазии.
Участие в соревнованиях
различного
уровня.
Этапы диагностики
п
и
п
и
п
и
п
и
п
и
1.
2.
2.5. Методические материалы
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения. Содержание программы предусматривает изучение правил игры, простейших схем достижения матовых ситуаций и
практическую отработку полученных умений и навыков.
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время
решения задач или комбинаций, а также в результате участия в квалификационных турнирах.
Образцы методического материала по соответствующему году обучения
приведены в приложении данной программы.
2.6. Учебно-методическая литература
В. Зак, Я. Длуголенский. «Я играю в шахматы» и «Отдать, чтобы найти».
И. Сухин. «Приключения в шахматной стране».
М. и Л. Береславские. «1000 вопросов шахматиста».
А.Н. Костьев. «Уроки шахмат».
Ю. Авербах, М. Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство».
В. Зак. «Пути совершенствования».
А.И. Нимцович. «Моя система».
В. Голенищев. Программы подготовки шахматистов 4, 3, 2 и 1 разрядов.
С. Иващенко. Учебник шахматных комбинаций. 1, 2, 3, 4 части.
Компьютерные программы: «Шахматная школа», часть 2 для 4-2 разрядов;
«Шахматные комбинации»; «Шахматный университет».
В. Костров, П. Рожков. «1000 шахматных задач».
В. Костров. «Как играть шахматные окончания» 1,2,3,4 части.
И. Майзелис. «Шахматы».
Я.И. Нейштадт. «250 ловушек и комбинаций».
Я.И. Нейштадт. «Некоронованные чемпионы».
И. Л. Славин. «Стратегия атаки и защиты».
И. Л. Славин. «Учебник-задачник шахмат» 12 частей.
Г.Я. Левенфиш, В.В. Смыслов. Теория ладейных окончаний».
Дидактический материал.
Рабочая образовательная программа объединения
«Шахматы и шашки-2 (базовый уровень) »
для детей 8-17 лет.
Срок реализации – 1 год.
Всего: 72 учебных часа в год
Цель программы – формирование гармонично развитой и творчески активной
личности через любовь к шахматам.
Задачи:
Обучающие:
формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры;
обучать правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим
ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения
матовых ситуаций.
дать детям основополагающие знания в области теории и практики шахматной игры;
обучать их совершать операции в уме, не передвигая фигур;
научить видеть на доске все возможные последствия от предполагаемого
хода и уметь просчитывать ходы соперника;
Воспитательные:
создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы обучающихся;
воспитать чувство товарищества и личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
воспитание гармонично развитой и творчески активной личности.
Развивающие:
повышать уровень мастерства игры в шахматы;
научить делать выводы и обобщения, выявлять закономерности;
развивать память, усидчивость, умение думать;
развитие внимательности и наблюдательности;
развитие творческого воображения и фантазии.
Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа:
Всего: 72 учебных часа в год.
№
занятия
Дата
проведения занятия
план
Дата проведения
занятия
факт
Тема
Часы
1. 07.09.24
Вводное, беседа по технике безопасности. Повторение сложных правил. Когда бывает ничья. Игра
2
2. 14.09.24
Мат тяжёлыми фигурами. Упражнения на мат.
Игра
2
3. 21.09.24
Три стадии шахматной партии. Игра
2
4. 28.09.24
Шахматное наследие. В. Стрейниц, Эм. Ласер.
Игра
2
Итого сентябрь
8
1. 05.10.24
Что делать после дебюта. Игра.
2
2. 12.10.24
Использование большого материального перевеса. Игра.
2
3. 19.10.24
Король и пешка против короля.
2
4. 26.10.24
Тесты и упражнения для закрепления знаний.
2
Итого октябрь
8
1. 02.11.24
Тактические приёмы. Связка.
2
2. 09.11.24
Вскрытый двойной шах.
2
3. 16.11.24
«Вилки».
2
4. 23.11.24
Тесты и упражнения для закрепления знаний.
2
5. 30.11.24
Комбинация.
2
Итого ноябрь
10
Характерные комбинационные возможности
различных фигур.
Характерные комбинационные возможности
различных фигур.
2
3. 21.12.24
Тесты и упражнения для закрепления знаний.
2
4. 28.12.24
Классификация комбинаций по идеям.
2
Итого декабрь
8
1. 11.01.25
Классификация комбинаций по идеям.
2
2. 18.01.25
Классификация комбинаций по идеям.
2
3. 25.01.25
Турнир.
2
Итого январь
6
1. 01.02.25
Шахматные задачи и этюды.
2
2. 08.02.25
Ловушки. Игра.
2
3. 15.02.25
Атака на короля.
2
4. 22.02.25
Атака на короля.
2
Итого февраль
8
1. 01.03.25
Простейшие пешечные окончания.
2
2. 08.03.25
Простейшие пешечные окончания.
2
3. 15.03.25
Некоторые случаи ничьей при материальном
перевесе.
2
4. 22.03.25
Турнир.
2
Итого март
8
1. 05.04.25
Простейшие ладейные окончания.
2
2. 12.04.25
Тесты и упражнения для закрепления знаний.
2
3. 19.04.25
Лёгкофигурные окончания.
2
1. 07.12.24
2. 14.12.24
2
Влияние пешечной конфигурации на течение
борьбы.
Итого апрель
2
1. 03.05.25
Филидор –« пешки- душа шахмат».
2
2. 10.05.25
История шахмат. Чемпионы и чемпионки мира.
История шахмат. Чемпионы и чемпионки мира.
2
Турнир.
2
Итого май
8
Итого за год
72
4. 26.04.25
3. 17.05.25
4. 24.05.25
8
2