Программа Пластика 2024-2025 год (144ч)

Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Пластика»

Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (144 час.)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Автор-составитель:
Игнатова Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования

пгт. Новозавидовский
2024 г.

Год разработки программы __2022

Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
 направленность – художественная
 уровень – базовый
 нормативно-правовое основание разработки программы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
О внеурочной
деятельности и
реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Устав учреждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластика» является модифицированной программой художественной
направленности.
Образовательная
деятельность
направлена
на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся
объединения.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы.
Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое
динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки богата и
разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает
удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в
пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и
трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Это же относится и
к бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем
не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас
прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне
нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для
подарков, подставки под карандаши и т.д.) любая работа с бумагой –
складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и

познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить
индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

свою

Новизна дополнительной образовательной программы «Пластика»
заключается в том, что образовательный процесс основан на интеграции
видов
художественно-эстетической
деятельности,
деятельности
экспериментирования
с
художественными
материалами
(бумагой,
пластилином, природными материалами), инструментами (карандашами,
стеками, ножницами) в ходе освоения способов создания образа.
Программа обучения посвящена лепке и оригами и состоит из двух
разделов:
1 раздел – «Лепка», который включает в себя занятия лепкой из пластилина;
2 раздел – «Чудеса из бумаги» (оригами), который включает в себя
складывание из бумаги, бумагопластику и бумажную аппликацию.
Главной отличительной чертой дополнительной образовательной
программы является то, что она основывается на комплексном подходе к
обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по лепке и
оригами, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия
более интересными и содержательными.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
образовательная деятельность по данной программе направлена на развитие
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей
обучающихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и
создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной
ситуации, в любой сфере деятельности.
Программа «Пластика» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с
помощью такого вида художественного творчества, как лепка и
конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои
способности.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки),
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество
образов, каждый раз находить новые варианты. Занимаясь лепкой, ребенок
знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него
формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений,
очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер,
пространственное
мышление.
Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из
которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и
изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные
предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной

деятельности — рисовании, аппликации, конструировании из природного
материала. Постепенно он открывает для себя пластику движения во всей его
взаимосвязи. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей
творческие
способности.
Учёными доказано, что развитие речи, памяти и внимания тесно связано с
развитием мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики
– один из показателей готовности к школьному обучению. Движения рук
имеют большое значение для овладения письмом. Поэтому в дошкольном
возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу
способствуют занятия по лепке. При работе с бумагой дети постигают
поистине универсальный характер этого материала, открывая ее
поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из
бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и вместе с тем,
интересных изделий. К тому же использование ножниц в работе с бумагой
также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и координацию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Пластика»
5-6 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые
знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
Условия набора: принимаются все желающие.
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа объединения «Пластика» разработана на один
год обучения – 144 часа.
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем
составом объединения и в группах.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа: 1 час –
лепка, 1 час - оригами. Продолжительность одного часа в соответствии с
нормами СанПин для учреждений, работающих с дошкольниками,
составляет 30 минут. Между занятиями проводятся специально
организованные динамические паузы, которые способствуют снятию
напряжения.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная,
индивидуально - групповая) организации обучения.
Занятия лепкой и оригами организуются на основе следующих методов
организации
педагогической
деятельности:
– наглядные (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций);
– практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);
–
игровые
(дидактические
игры,
ролевые
игры);
– словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является
игровая деятельность, обучение ведется через сказку, игру.
Другие формы занятий: занятие – игра, практическое занятие, творческая
мастерская, выставка.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель
программы:
развитие
творческой
личности
через овладение основ лепки и складывания из бумаги.
Задачи
Образовательные:

ребенка

- развитие элементарных изобразительных навыков и умений в лепке,
- формирование умения использовать технические приемы при работе с
бумагой;
- обучение основным приемам пальцевой техники лепки;
- обучение создавать форму предметов на основе восприятия
действительности;
- формирование навыков организации и планирования работы;
- знакомство со способами выразительной передачи образов
- обучение бережному и экономному использованию материала.
Развивающие:
- развитие воображения как основы творческой деятельности;
- развитие образной, ассоциативной памяти, внимания, мышления;
- развитие координации движений обеих рук, действий руки и глаза,
мелкой моторики;
- формирование художественного вкуса и гармонии между формой и
содержанием художественного образа
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, самостоятельности детей;
- воспитание терпения и усидчивости;
- формирование умений доброжелательно и конструктивно оценивать
результаты собственной деятельности, деятельности других детей;
- развитие коммуникативных качеств и умений взаимодействовать в
группе сверстников.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Раздел «Лепка»
№ п/п

Название темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

всего
Вводное занятие
1
Осень
7
Животные нашего края
8
Мой дом и все, что в нем
7
Домашние питомцы
4
Скоро Новый год
4
Зима (сюжетная лепка)
4
Парк Юрского периода
2
На цирковой арене
7
Сказка в гости к нам идет
7
Весна пришла
6
Веселый зоопарк
7
Праздники
7
Итоговое занятие
1
Итого:
72
Раздел «Чудеса из бумаги»

№ п/п

Название темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

всего
Вводное занятие
1
Базовая форма треугольник
19
Базовая форма Воздушный змей 11
Базовая форма Книжка
8
Базовая форма Дверь
2
Базовая форма Блинчик
2
Базовая форма Двойной
4
треугольник
Аппликации
9
Бумагопластика
7
Праздники
8
Итоговое занятие
1
Итого за год:
72

Количество
часов
теория
0,2
1,4
1,6
1,4
0,8
0,6
0,8
0,4
1,4
1,4
1,2
1,4
1,4
0,2

практика
0,8
5,6
6,4
5,6
3,2
2,4
3,2
1,6
5,6
5,6
4,8
5,6
5,6
0,8

Количество
часов
теория
0,2
3,8
2,2
1,6
0,4
0,4
0,8

практика
0,8
15,2
8,8
6,4
1,6
1,6
3,2

1,8
1,4
1,6
0,2

7,2
5,6
6,4
0,8

1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел «Лепка»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях. Повторение
основных правил работы с пластичными материалами и инструментами,
последовательность изготовления изделий и основные этапы лепки.
Повторение основных свойств пластилина (сминается, скатывается,
вытягивается, сплющивается, режется, имеет цвет). Смешивание цветов.
Размазывание, цветовая растяжка.
Практика: Изготовление плоскостной работы «Осенний листок»
Тема 2. Осень
Теория: Беседы об осени. Стихи и загадки.
Правила ладонно-пальцевой техники обработки материала (скатывать,
раскатывать, надавливать, процарапывать). Правила ладонно-пальцевой
техники обработки материала и технология лепки простых и средних по
сложности изделий с передачей характерных особенностей предмета, его
пропорций и формы. Использование различных средств дополнения
предмета до сходства с реальным объектом. Композиция в рельефной лепке,
правила изготовления барельефа. Планирование работы: обсуждение
замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины,
последовательная лепка деталей.
Практика: практическое выполнение работ:
Тарелочка и ваза (Использование ладонно-пальцевой техники обработки
материала. Развитие мелкой моторики.). Фрукты и овощи (Лепка овощей и
фруктов в определенной последовательности: раскатывание шара,
сплющивание, вытягивание, прикрепление листьев. Создание композиций.).
Корзиночка с грибами (Создание композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х
частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей.
Создание композиции по замыслу из грибов в лукошке, совершенствование
техник лепки. Развитие чувства формы и композиции). Ворона
(Моделирование образа вороны: пропорции тела, передача характера.
Развитие чувства формы, мелкой моторики.). Филин на ветке
(Моделирование образа филина. Передача характерных особенностей,
сравнение с другими птицами). Яблоня с яблоками (Использование
конструктивного способа лепки при выполнении работы, соблюдение
пропорций. Усложнение форм мелкими деталями.). Барельеф «Ветка
рябины». (Композиционное построение. Использование способа налепа).
Тема 3. Животные нашего края.
Теория: Беседы о животных тверского края. Загадки и сказки. Пальцевая
техника (отжимать, вытягивать, оттягивать, мелкие части примазывать,

сглаживать и пр.). Правила и особенности лепки животных, передача
пластики движения. Технология лепки мелкой скульптуры пластическим
методом, правила создания пластилиновых рельефных миниатюр.
Практика: закрепление конструктивного и пластического способа лепки,
стилизации и декорирования изделий, применение комбинированного
способа. Практическое выполнение изделий с передачей динамики и
пропорций: мышка, ежик, белка, зайчик, лягушка, лиса, бобр. Использование
приемов рельефной лепки (голубь)
Тема 4. Мой дом и все, что в нем
Теория: Беседы о доме, загадки, стихи. Закрепление ладонно-пальцевой
техники обработки материала, основные технологических процессов: лепка
различных форм (шар, цилиндр, конус, кубик, змейка, лента) и их
соединение в изделии, передача характерных особенностей предмета, его
пропорций и динамики. Последовательность лепки простых по сложности
изделий. Использование различных средств дополнения предмета до
сходства с реальным объектом. Правила декорирования рельефных изделий.
Практика: Лепка и декорирование изделий с передачей пропорций и
динамики:
Посуда - чайный сервиз; телефон, часы, цветок в горшке, леечка для цветов,
мебель – табурет, стульчик, стол, диванчик, кресло. Рельефная лепка одежды
(свитер) и коврика. Поиск выразительных средств при выполнении и
оформлении работы.
Тема 5. Домашние питомцы
Теория: Теория: Беседы о домашних животных. Загадки и стихи.
Использование конструктивного, пластического и комбинированного
способов в лепке изделий. Использование различных средств дополнения
предмета до сходства с реальным объектом, передача характерных
особенностей предмета, его пропорций и динамики.
Практика: Применение основных форм лепки (шар, овоид, диск, капля,
конус, столбик, цилиндр, коробочка) Последовательность лепки. Лепка
домашних животных по представлению с передачей характерных признаков
и динамики: играющую собаку, спящего котика, попугайчика на жердочке,
хомячка в колесе.
Тема 6. Скоро Новый год
Теория: Беседы о праздниках Новый год и Рождество. Знакомство с
технологией выполнения изделий на праздничную тематику. Цветовая
палитра и цветовые характеристики (основные цвета и оттенки, теплые и
холодные цвета). Способы смешивания пластилина и сочетания цветов.
Стилизация. Скульптурное декорирование и рельефная лепка.
Практика: Лепка предметов новогодней тематики – подарка, конфеты,
снегурочки (скрепление частей (туловища и головы) с помощью валика,
свернутого в кольцо, - «пушистого воротника». Передача движения лепной

фигурки путем изменения положения рук) и Деда Мороза (лепка фигуры
человека на основе конуса (в длинной шубе) с передачей образа.
Самостоятельный выбор приемов лепки для передачи характерных
особенностей Деда Мороза. Моделирование мешка из плоской формы
(лепешки) путем преобразования в объемную), новогодней елочки.
Рельефная лепка по представлению «Новогодняя игрушка», «Новогодняя
елка» (использование приемов декорирования изделия).
Тема 7. Зима (сюжетная лепка)
Теория: Беседы о зиме, Знакомство с правилами создания сюжетных
композиций: размещение предметов в пространстве по отношению друг к
другу, пропорций, динамики во взаимодействии предметов между собой.
Стилизация. Скульптурное декорирование и рельефная лепка.
Практика: Лепка зимних персонажей – снежной бабы (раскатывание
кусочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения
снежков в форме шара, развитие чувства формы, мелкой моторики), снегиря,
выполнение плоскостных работ - снежинки, зимнего домика. Сочетание
разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей,
сплющивание, прищипывание, вдавливание.
Тема 8. Парк Юрского периода
Теория: Беседы о древних животных - динозаврах. Использование
конструктивного, пластического и комбинированного способов в лепке
изделий. Использование различных средств дополнения предмета до
сходства с реальным объектом, передача характерных особенностей
предмета, его пропорций и динамики.
Практика: Лепка динозавров по представлению. Передача динамики и
характера объекта. Дополнение предмета до сходства с объектом.
Тема 9. На цирковой арене
Теория: Беседы о Цирке и видах циркового искусства. Технология лепки
мелкой скульптуры конструктивным и пластическим способом, стилизация и
особенности лепки. Передача характерных особенностей цирковых артистов,
развитие чувства формы и пропорций. Композиция. Скульптурное
декорирование.
Практика: лепка объемных композиций – слона на тумбе, льва-каскадера,
гимнастов, жонглеров, клоунов, эквилибристов, дрессированной лошадки.
Выбор способа лепки. Передача динамики и характера.
Тема 10. Сказка в гости к нам идет
Теория: Беседа о сказках. Показ иллюстраций. Чтение отрывков сказок.
Технология лепки мелкой скульптуры конструктивным и пластическим
методом. Последовательность лепки героев сказок с использованием
различных средств дополнения предмета до сходства с реальным объектом.

Практика: Лепка героев любимых сказок: Маши и медведя, змея Горыныча,
Кота в сапогах, Петушка-золотого гребешка, Трех поросят, используя
конструктивный и пластический способ создания скульптуры малых форм.
Применение навыков рельефной лепки при выполнении «Пряничного
домика».
Тема 11. Весна пришла
Теория: Беседы о весне. Правила создания сюжетных композиций:
размещение предметов в пространстве по отношению друг к другу,
пропорций, динамики во взаимодействии предметов между собой.
Стилизация.
Последовательность
разработки
эскизов).
Получение
выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов.
Практика: Разработка эскизов основных персонажей и предметов сюжета
(не более 2 – 3). Выбор метода лепки для каждого элемента сюжета. Лепка
персонажей из пластилина. Например, «Бабочки на цветочках», «Весеннее
дерево», «Рыбки в озере», выполнение творческого задания на тему «Кто
гуляет во дворе»; передача характерных особенностей их строения и цвета;
придание поделкам устойчивости. Выполнение рельефных композиций «По
реке плывет кораблик», «Цветы на лугу». Самостоятельный поиск средств и
приемов изображения.
Тема 12. Веселый зоопарк
Теория: Беседы о диких животных в зоопарке. Загадки. Пальцевая техника
при выполнении работы. Правила и особенности лепки животных.
Технология лепки мелкой скульптуры пластическим и конструктивным
методом. Передача формы и характерных особенностей объектов животного
мира.
Практика: закрепление способов лепки, стилизации и декорирования
изделий. Практическое выполнение изделий с передачей динамики и
пропорций: жирафа, тигра, бегемота, черепахи, енота, коалы.
Тема 13. Праздники
Теория: Беседы о праздниках, загадки, стихи. Закрепление способов
скульптурного декорирования, ладонно-пальцевой техники обработки
материала, основных технологических процессов: лепка различных форм
(шар, цилиндр, конус) и их соединение в изделии, передача характерных
особенностей предмета, его пропорций и динамики, технология лепки
плоских фигур.
Практика: Лепка и декорирование сувениров к праздникам: Дню Матери,
Новому году, Дню Защитника отечества, Пасхе, 8 марта, Дню Космонавтики,
Дню Победы. Поиск выразительных средств.

Тема 14. Итоговое занятие
Подведение итогов года. Творческая работа.
Раздел «Чудеса из бумаги»
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила поведения на занятиях. Понятие рабочее место, рабочие
инструменты. Техника безопасности. Ориентирование на листе. Понятие
геометрической формы – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Приемы
вырезания
одинаковых
деталей.
Практика: Осенняя березка из базовой формы Воздушный змей. Вырезание
листочков, приклеивание на основу.
Тема 2. Базовая форма треугольник
Теория: Геометрические фигуры. Основная фигура для складывания –
квадрат. Ориентирование на листе: верх, низ, правый, левый края, верхний,
нижний, правый, левый углы. Понятия диагональ, вертикаль, горизонталь.
Прием согнуть на себя. Прием повернуть. Прием перевернуть. Прием
согнуть от себя. Прием развернуть. Правила заглаживания складок. Вогнутая
и выпуклая складка. Беседы о предметах складывания. Чтение стихов,
загадки.
Практика: практические занятия по ориентированию на листе,
проглаживанию складок, изготовление поделок на основе базовой формы
треугольник: зверей, птиц, насекомых, рыб, строений, корабликов и др.
(белка, заяц, воробей, еж, лиса, щенок, котенок, медвежонок, тортик, елочка,
дед мороз, кораблик, пчела, бабочка, черепаха, рыбка и др.). Использование
приемов надрезания, вырезания деталей и аппликации для оформления
поделок.
Тема 3. Базовая форма Воздушный змей
Теория: ориентирование на листе, приемы согнуть на себя, повернуть,
перевернуть, согнуть от себя, развернуть. Техника изготовления базовой
формы Воздушный змей. Прием вогнуть. Беседы о предметах складывания.
Чтение
стихов,
загадки.
Практика: Складывание базовой формы Воздушный змей. Практические
занятия по ориентированию на листе, проглаживанию складок, изготовление
поделок на основе базовой формы Воздушный змей: морковка, ворона, сова,
утка, попугай, петушок, павлин, улитка, звездочка, гонка, зонтик.
Использование приемов надрезания, вырезания деталей и аппликации для
оформления поделок. Закрепление навыков складывания, развитие мелкой
моторики рук.
Тема 4. Базовая форма книжка.
Теория: Техника изготовления базовой формы Книжка. Повторение приемов
складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть, согнуть от себя,

вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний; сторона правая,
левая, нижняя, верхняя.
Беседы о предметах складывания. Чтение стихов,
загадки и сказки.
Практика: складывание базовой формы Книжка. Практические занятия по
ориентированию на листе, проглаживанию складок, изготовление поделок на
основе базовой формы Книжка: мышка, сердечко, автомобиль.
Использование приемов надрезания, вырезания деталей и аппликации для
оформления поделок.
Тема 5. Базовая форма дверь
Теория: Техника изготовления базовой формы Дверь. Повторение приемов
складывания. Беседы о предметах складывания. Чтение стихов, загадки и
сказки.
Практика: складывание базовой формы Дверь. Изготовление поделок на
основе базовой формы: арбуз, подберезовик, коробочка. Использование
приемов надрезания, вырезания деталей и аппликации для оформления
поделок.
Тема 6. Базовая форма блинчик
Теория: Техника изготовления базовой формы Блинчик. Повторение
приемов складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть, согнуть от
себя, вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний; сторона
правая, левая, нижняя, верхняя.
Беседы о предметах складывания. Чтение
стихов,
загадки.
Практика: складывание базовой формы Блинчик.
Изготовление поделок
на основе базовой формы: лягушонок, маска лягушки. Оформление работ.
Тема 7. Базовая форма Двойной треугольник.
Теория: Техника складывания базовой формы Двойной треугольник.
Повторение приемов складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть,
согнуть от себя, вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний;
сторона правая, левая, нижняя, верхняя. Беседы о предметах складывания.
Чтение
стихов,
загадки.
Практика: складывание базовой формы Двойной треугольник.
изготовление поделок на основе базовой формы: ходячий гном, кораблик.
Оформление работ.
Тема 8. Аппликации.
Теория: Понятие аппликации. Композиция и ее основы. Расположение
основных элементов и частей в определенной системе. Правила подбора
основы для аппликации. Рациональные способы работы с материалом.
Правила
вырезания
и
наклеивания.
Беседы
по
темам.
Практика: Изготовление аппликаций на разную тематику: дом для гнома,
снеговик, кактус из ладошки, цветы из кругов, рыбки в аквариуме.
Оформление работ.
Тема 9. Бумагопластика.
Теория: Понятие бумагопластики. Основные приемы вырезания и
соединения деталей. Виды симметричного вырезания. Складки и гармошки.

Склеивание.
Правила
оформления
работ.
Беседы
по
темам.
Практика: изготовление поделок в технике бумагопластики: осенний
листок, ёжик, птичка из кругов, снежинка, яблоко, жираф, динозавр.
Оформление работ.
Тема 10. Праздники.
Теория: что такое праздник. Беседы о праздниках. Что можно подарить на
праздник.
Правила
оформления
открытки
и
сувенира.
Практика: Изготовление поздравительных открыток и сувениров к
праздникам: Дню Матери, Новому году, Дню защитника Отечества, 8 марта,
Пасхе, Дню смеха, Дню Победы.
Тема 11. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Поощрение самых старательных ребят. Игра.

1.3.

Планируемые результаты

В результате освоения данной программы обучающиеся должны получить
определенные знания, умения и навыки.
Раздел Лепка:
К концу года обучения обучающиеся:
- будут знать свойства пластических материалов, понимать, какие предметы
можно из них вылепить;
- будут уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие
комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- смогут создавать из пластилина длинные, круглые, плоские формы
отрыванием,
скатыванием,
сплющиванием
шара
ладонями;
- научатся лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя
разнообразные приемы лепки;
- научатся передавать соотношение частей в изображаемом предмете;
- смогут создавать образы разных предметов и игрушек;
- смогут создавать композиции, объединяя различные предметы на одной
плоскости, передавая величинные соотношения между ними в соответствие с
замыслом;
- смогут использовать все многообразие усвоенных приемов;
- получат навыки рельефной лепки;
- будут уметь пользоваться инструментами для лепки.
Раздел «Чудеса из бумаги»
К концу года обучения воспитанники:
- познакомятся со свойствами бумаги и возможностями бумаги как материала
для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- получат навыки культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая и
составляют 36 недель.
Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует санитарногигиеническим и противопожарным требованиям, оборудованным: доской,
ученическими партами (6 шт.) и стульями (12 шт.), столом педагога,
шкафами для хранения материалов, образцов и инструментов (1 шт.),
стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов (1
шт.), вешалкой для верхней одежды.
Дидактический материал: шаблоны, фотографии, рисунки, методическая
литература, раздаточный материал, методические разработки, книги по лепке
и оригами, образцы изделий.
Материалы: пластилин, картон для рельефной лепки, бросовый и природный
материал (шишки, семена, веточки, листья, зубочистки, бусины и т.д.);
фломастеры, клеящие карандаши, наборы цветной бумаги, картона,
принтерная белая бумага, тканевые салфетки.
Инструменты: доски для моделирования пластиковые, стеки, ножницы.
2.2.2. Информационное обеспечение
В кабинете имеется компьютер, мультимедийные материалы.

2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1
– Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19
№ 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Способы и формы выявления результатов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения практических заданий;
- беседа;
- устный опрос;
- диагностика;
- выставка;
- итоговое занятие.
Способы и формы фиксации результатов:
- грамота;
- готовая работа;
- журнал;
- протоколы диагностики.
Способы и формы предъявления результатов:
- выставка;
- демонстрация готовых изделий;
- открытые занятия.
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие
виды контроля:
- вводный; проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью
выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать
учебно-тематический план, программу, определить направления и формы
индивидуальной работы.
- текущий; определяет степень освоения детьми учебного материала,
уровень их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и
заинтересованности
учащихся;
обеспечивает
ритмичность
и
организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее
эффективному
подбору
методов
и
средств.
- итоговый; проводится с целью определения степени достижения

результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на
дальнейшее
самостоятельное
обучение,
получение
данных
для
совершенствования педагогом образовательной программы.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам
проводится в форме творческой работы по определенному заданию. На
контрольных занятиях обучающиеся показывают усвоение понятийного
аппарата и демонстрируют полученные навыки лепки и работы с бумагой.
Два раза в год оформляются мини-выставки детских работ учебной группы.
Лучшие из них в конце учебного года показываются на итоговой выставке.
Выставки проводятся с целью определения уровня освоения содержания
образования, техники исполнения изделий, демонстрации достижений ребят,
степени подготовленности к самостоятельной работе и являются формой
активизации их творческих способностей.
Формы подведения итогов реализации программы
На занятиях применяются поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Два раза в год оформляются мини-выставки детских
работ учебной группы. Лучшие из них в конце учебного года показываются
на итоговой выставке ДЮЦ.
Формы аттестации:
- творческие работы;
- самостоятельные работы репродуктивного характера;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и
изобразительного творчества различного уровня;
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
- систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года,
включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень
самостоятельности в их решении и выполнении, уровень усвоения знаний,
умений и навыков, предусмотренных соответствующим разделом
программы;
- занятия-конкурсы на повторение практических умений;
- вопросники, собеседование (индивидуальное и групповое).

2.4. Оценочные материалы
Контрольные занятия проводятся два раза в год (декабрь, май) и решают
следующие задачи:
- проверка сформированности умений и навыков;
- корректировка знаний, умений, навыков;
- обобщение, повторение, закрепление изученного материала;
- закрепление навыков лепки и складывания;
- оценка качества реализации образовательной программы.
Контрольное занятие включает в себя выполнение практического
задания. В конце каждого полугодия проводится выставка работ для
представления успешности результатов деятельности каждого ребёнка.
Мониторинговая карта
Показатели освоения образовательной программы
ФИ
ребенка

Организация
рабочего
пространства

Освоение
техник
лепки
(складывания)

Творческое
выполнение
задания

Совместная
работа в
группе

Творческое
представление
работы

1.
2.
3.
4.

Уровни владения:
Высокий уровень:
- справляется самостоятельно, либо требуется незначительная
помощь педагога, детей;
- точно и правильно выполняет задание в отведенное на работу
время;
- может пояснить свои действия.
Средний уровень:
- Требуется помощь педагога, необходимость уточнения задания,
корректировка действий по ходу выполнения упражнений;
- Затрудняется в пояснении своих действий.
Низкий уровень:
- Не может выполнить задание

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
О проведении занятий.
Решение образовательно-воспитательных задач осуществляется в учебной
группе из 10-14 человек однородного состава (обучающиеся одного возраста
и различного уровня подготовки). Для обучения лепке и работе с бумагой
используются опасные инструменты (ножницы, стеки для лепки), что требует
особой осторожности детей и особого внимания педагога. Занятия
проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете.
Подобраны необходимые для работы наглядные пособия, методические
разработки, выставочные экземпляры. В кабинете имеются необходимые
инструменты и приспособления: линейки, ножницы, доски для лепки и т. д.
Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей.
Основой организации обучения является фронтальная учебной работа:
При фронтальном обучении весь состав детей работает над одной учебной
задачей. Иногда используется индивидуальная форма работы (на занятиях
творческого характера).
При индивидуальной форме работы каждый учащийся работает
самостоятельно, проявляя инициативу. Темп его работы определяется
степенью целеустремленности, работоспособности, а также зависит от
возможностей и подготовленности учащегося.
При проверке ЗУН обучающихся также используются фронтальные, и
индивидуальные формы работы контроля и оценки результатов учебной
деятельности. Степень усвоения пройденного материала в основном
определяется при выполнении практических заданий. Проводится
тематический контроль (после изучения одной или нескольких тем) и
итоговый. Одна из форм итогового контроля – участие в выставках
различных уровней. На итоговом занятии анализируется эффективность
работы каждого ребенка.
2.5.1. Описание методов и приемов обучения по программе
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий:
Словесные
-рассказ, беседа, опрос, объяснение, пояснение, чтение художественной
литературы (сказок, рассказов, стихов и т.п.), разгадывание загадок;
Наглядные
-демонстрация рисунков и иллюстраций, образцов подделок; наблюдение;
рассматривание таблиц, плакатов;
Практические
-самостоятельная деятельность детей по изготовлению поделок;
продуктивная, творческая деятельность;
Игровые

-дидактические игры, игры-путешествия, игры-соревнования, сюжетноролевые игры, театрализованные игры, игры-импровизации, подвижные игры
и т.д.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный –
дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный–
воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- частично-поисковый–
дети участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
- исследовательский–
самостоятельная творческая работа воспитанников.
Формы проведения занятий: практическая деятельность, игра, путешествие,
соревнование,
викторина, конкурс и другие.
Данная программа базируется на нескольких основных видах
взаимодействия
в образовательной среде:
педагог –воспитанник: необходимы партнёрские взаимоотношения между
педагогом и воспитанником, основанные на обоюдном доверии;
педагог –педагог: роль личного примера в воспитании детей очень важна.
Дети внимательно наблюдают, как педагоги общаются между собой, они
усваивают и переносят в среду своих сверстников приёмы общения
взрослых;
воспитанник –воспитанники: в коллективе необходимо поддерживать
доброжелательную атмосферу. Каждый ребёнок должен понимать, что: его
права не должны ущемлять права других людей; осуществление его прав
должно зависеть не от других людей, а от него самого. Учебный процесс
строится так, чтобы у детей возникало естественное желание помогать
другим воспитанникам;
педагог –родители: образовательная среда должна создавать предпосылки и
целевые установки, направленные на удовлетворение потребностей детей и
их родителей в: трудовой активности и творческом самовыражении,
социальном контакте с людьми, соревновательности и положительных
эмоциях, самосовершенствовании.
2.5.2. Описание образовательных технологий.
Для
реализации
данной
программы
используются
следующие
образовательные технологии: информационно-коммуникативные (ИКТ),
индивидуализации обучения, здоровьесберегающие, игровые, педагогика

сотрудничества, группового обучения,
обучения.
Описание образовательных технологий.

коллективного

развивающего

2.5.3. Перечень видов учебных занятий по программе.
№
1

2

3

Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
Открытия
нового
знания - беседа,
(изучения нового материала) - проблемное занятие,
Цели:
- занятия смешанного типа.
Деятельностная: научить детей
новым способам нахождения
знания, ввести новые понятия,
термины.
Содержательная:
сформировать систему новых
понятий, расширить знания
учеников за счет включения
новых определений, терминов,
описаний.
- собеседование,
Рефлексии (закрепления
- консультация,
изученного материала)
Цели:
- самостоятельная работа,
Деятельностная: формировать
- практическая работа, практикум,
у учеников способность к
- решение творческих задач,
рефлексии коррекционно- диалог,
контрольного типа, научить
- комбинированное занятие.
детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно
строить алгоритм действий по
устранению затруднений,
научить самоанализу действий и
способам нахождения
разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить
усвоенные знания, понятия,
способы действия и
скорректировать при
необходимости.
Общеметодологической
направленности (обобщения и
систематизации знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей

- конкурс,
- консультация,
- урок-игра,
- обсуждение,
- беседа.

4.

структуризации полученного
знания, развивать умение
перехода от частного к общему
и наоборот, научить видеть
каждое новое знание, повторить
изученный способ действий в
рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить
обобщению, развивать умение
строить теоретические
предположения о дальнейшем
развитии темы, научить
видению нового знания в
структуре общего курса, его
связь с уже приобретенным
опытом и его значение для
последующего обучения.
Развивающего контроля
(оценки и коррекции знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
способам самоконтроля и
взаимоконтроля, формировать
способности, позволяющие
осуществлять контроль.
Содержательная: проверка
знания, умений, приобретенных
навыков и самопроверка
учащихся.

- устные опросы,
- творческий отчет,
- конкурсы.

2.6. Список учебно-методической литературы
Литература для педагога:
Литература к разделу «Лепка»
1. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.
Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. Москва
«Просвещение», 1978г.
2. 55 фигурок из пластилина. И.Козлова. Ростов-на-Дону, Издательский
дом Владис, 2013 г.
3. Чудеса из пластилина. Макаренко М.К. ООО «Издательство АСТ»,
2014г.
4. Веселый пластилин. Простые уроки лепки. Степанова И. Харьков,
Белгород, 2014 г.

5. Секреты пластилина. Рони Орен. Москва «Махаон», 2014 г.
6. Секреты пластилина. Новый год. Рони Орен. Москва «Махаон», 2013г.
7. Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки. Лыкова И.
Издательский дом «Цветной мир», 2012 г.
8. Веселый пластилин. Первые шаги. № 1,2,3,4
9. Веселый пластилин. Учимся лепить. Речка. Луг.
Литература к разделу «Чудеса из бумаги»
1. Оригами и развитие ребенка. Т.И.Тарабарина. «Академия развития».
Ярославль 1997г.
2. Оригами и педагогика. СПБ. 1996г.
3. Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П.
Кристалл СПБ, 2001г.
4. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин. Кристалл СПБ
1998 г.
5. 365 моделей оригами. Т.Сержантова. Айрис Пресс. Москва 1999г.
6. Оригами для малышей. И.А. Коротеев. Москва «Просвещение» 1996 г.
7. Оригами. И.Богатова «Мартин» 2008г.
8. Азбука оригами. С.Соколова. Москва «Эксмо» 2004г.
9. Игрушки из бумаги. Дельта. Кристалл. Санкт-Петербург, 1996г.
10.Как долететь до оригами. И.А.Коротеев, «Карапуз»,1996г.
11.Игрушки и забавы. С.В.Соколова, Издательский дом «Нева», СанктПетербург, 2003г.

2.7. Рабочая образовательная программа
«Пластика»
для детей 5 – 6 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа:
Всего: 144 учебных часа за 9 месяцев
Раздел «Лепка» (72 часа)
№
п/п

Дата
проведения

план

1

03.09

2

06.09

3

10.09

4

13.09

5

17.09

фак
т

Раздел программы/
тема занятия

Количе
ство
часов

Сентябрь
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности.
Материалы и
инструменты.
Входная диагностика
Пластилинография:
«Подсолнух»
«Осень»
Пластилинография:
Осенний листок.
Смешивание цветов.
Размазывание по
контуру. Цветовая
растяжка.
Лепка композиции.
Овощи на тарелке.
Правила ладоннопальцевой техники
обработки материала.
Фрукты в вазе.
Передача формы.
Рельефная лепка.
Барельеф «Ветка
рябины».
Композиционное

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

1

Комбинированн Наблюден
ое (вводное,
ие
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Практическое

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

6

20.09

7

24.09

8

27.09

построение.
Лепка композиции
«По грибы пойдем»
(Корзиночка с
грибами).
Конструктивный
способ лепки.
Предметная лепка.
«Яблоня с
яблоками».
Усложнение форм
мелкими деталями.
Ворона (предметная
лепка). Передача
пропорции.

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

01.10

Итого:
Октябрь
Предметная лепка.
Филин на ветке.
Передача пропорции.

2

04.10

«Животные нашего
края»
Мышка-норушка.
Предметная лепка.
Передача пропорции.

3

08.10

Ежик с листочком
(предметная лепка).
Передача пропорции.

1

4

11.10

Белка с желудем
(предметная лепка).
Передача пропорции.

1

5

15.10

Зайчик (предметная
лепка). Передача
пропорции.

1

6

18.10

Лягушка-квакушка
(предметная лепка).
Передача пропорции.

1

1

8
1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательно
е,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,

7

22.10

Хитрая лиса
(предметная лепка).
Передача пропорции.

1

8

25.10

Бобр с веточкой
(предметная лепка).
Передача пропорции.

1

9

29.10

Рельефная лепка
«Голубь». Приемы
пластилиновой
живописи.

1

Итого:
Ноябрь
«Мой дом и все, что
в нем»
Мебель (стол со
стульчиком,
диванчик)
Предметная лепка.
Композиционное
построение.
Рельефная лепка.
«Красивый коврик».
Скульптурное
декорирование.
Часы и Телефон.
Развитие
воображения и
фантазии.
«Мой гардероб»
Пластилинография.
«Красивый свитер».
Знакомство с
контррельефом.
Рельефная лепка
«Цветок в горшке».
Композиционное
построение.
«На кухне». (Чайник,
чашки и

9

1

01.11

2

05.11

3

08.11

4

12.11

5

15.11

6

19.11

практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)

1

Комбинированн
ое
(познавательно
е,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

1

1

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое

7

22.11

8

26.11

9

02.12

1

03.12

2

06.12

3

10.12

4

13.12

(познавательное
, практическое)

конфетница с
конфетами).
Композиционное
построение.
Праздники. Сувенир
для мамы.

1

Декоративная
тарелочка. Способы
декора.

Домашние
питомцы.
Собака играет.
Передача динамики и
пропорции. Выбор
способа лепки.
Итого:
Декабрь
Упитанный котик
спит. Передача
динамики и
пропорции. Выбор
способа лепки.
Попугайчик машет
крыльями. Передача
динамики и
пропорции. Выбор
способа лепки.
Хомячок на колесе.
Передача динамики и
пропорции. Выбор
способа лепки.
Скоро Новый год
Рельефная лепка
«Новогодняя
игрушка»
декоративное панно.
Способы декора.

1

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

9
1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

5

17.12

Снегурочка.
Передача характера.

6

20.12

1
Дед мороз с
подарками. Передача
характера.

7

24.12

Олень Санты.
Предметная лепка

1

8

27.12

Праздники. Панно
«Новогодняя елка».
Творческая работа.
(промежуточная
диагностика)

1

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)

Итого: 8
Январь
1

10.01

2

14.01

3

17.01

4

21.01

5

24.01

«Зима»
Рельефная лепка
«Снегирь». Метод
налепа.
Снежная баба
(предметная лепка).
Пропорция и
скульптурное
декорирование.
Рельефная лепка
«Волшебная
снежинка». Лепка из
жгутов методом
налепа.
Пластилинография
«Зимний домик».
Цветовая растяжка.
Стилизация.
«Парк Юрского
периода»
Травоядный
Динозавр. Выбор
способа лепки и

1

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное

6

28.01

7

31.01

1

04.02

2

07.02

3

11.02

4

14.02

5

18.02

6

21.02

образа.
Хищный Динозавр.
Выбор способа лепки
и образа.

1

«На цирковой
арене»
Композиция «Слон
1
на тумбе». Передача
динамики и
характера.
Итого:
7
Февраль
Лев-каскадер.
1
Передача динамики и
характера.
Жонглер Бублик
Баранкин.
Комбинирование
способов лепки.
Передача динамики и
характера.
Обезьянки –
эквилибристки.
Выбор способа
лепки. Передача
динамики и
характера.
Клоун Яша в кепке.
Конструктивный
способ лепки.
Передача динамики и
характера.
Дрессированная
лошадка.
Комбинирование
способов лепки.
Передача динамики и
характера.
Праздники.
«Солдат на посту» к
23 февраля. Передача
пропорции и

1

, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

7

25.02

8

28.03

характера.
«Сказка в гости к
нам идет»
Рельефная лепка
«Пряничный
домик».
Скульптурное
декорирование.
Змей Горыныч
(предметная лепка).
Передача образа и
характера.
Итого:
Март
Праздники. Розы
для мамы.
Скульптурное
декорирование.
Маша и Медведь.
Передача образа и
характера.

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

8

1

04.03

2

07.03

3

11.03

Маша и Медведь.
Передача образа и
характера.

1

4

14.03

Три поросенка.
Передача образа и
характера.

1

5

18.03

Кот в сапогах.
Передача образа и
характера.

1

6

21.03

Петушок – золотой
гребешок. Передача
образа и характера.

1

7

25.03

«Весна пришла»
Весеннее дерево.
Закрепление
способов ладонно-

1

1

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)
Комбинированн
ое
(познавательное

8

28.03

1

01.04

2

04.04

3

08.04

4

11.04

5

15.04

6

18.04

7

22.04

8

25.04

пальцевой техники.
1
Бабочки на
цветочках.
Композиционное
построение.
Итого: 8
Апрель
1
Рельефная лепка.
По реке плывет
кораблик. Метод
налепа. Стилизация.
Рыбки в озере.
1
Композиционное
построение.
Праздники.
«Космические дали»
к
12 апреля.
Творческая работа.
Рельефная лепка
«Цветы на лугу».
(Собака во дворе)
Композиция.
Способы
формообразования.
Кто гуляет во дворе
(предметная лепка).
Коза-дереза. Выбор
способа лепки.
Праздники.
Пасхальное яичко
(рельефная лепка).
(Объемная
композиция с
пасхальным
кроликом)
Скульптурный декор.
«Веселый зоопарк»
Хамелеон
Комбинированный
способ лепки.

1

Жираф.

1

, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)

1

Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)

1

1

Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн

Конструктивный
способ.
9

29.04

Тигр.
Комбинированный
способ лепки.

1

Итого:
9
Май
Праздники. «Танки 1
и самолеты» к 9 мая.
Творческое задание.

1

06.05

2

13.05

Черепашки.
Комбинированный
способ лепки.

1

3

16.05

Бегемот.
Комбинированный
способ лепки.

1

4

20.05

Енот.
Комбинированный
способ лепки.

1

5

23.05

Коала.
Комбинированный
способ лепки.

1

6

27.05

Итоговое занятие.
Лепим лето.
Творческая работа.

1

Итого: 6
Итого за год: 72

ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное
, практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое)
Комбинированн
ое (углубление
знаний,
практическое,
обобщение
знаний)

Раздел «Чудеса из бумаги» (72 часа)
№
п/п

Дата
проведения
план
факт

1

03.09

2

06.09

3

10.09

4

13.09

5

17.09

6

20.09

7

24.09

Коли
чест
Форма
Раздел программы/
Форма
во
проведения
тема занятия
контроля
часо
занятия
в
Сентябрь
1
Познавательное Наблюдени
Вводное занятие.
Техника
е
безопасности.
Инструменты.
Ориентирование на
листе.
Вводная диагностика
1
Комбинированн
Б. ф. воздушный
ое
змей. Осенняя
березка.
(познавательное,
практическое)
1
Комбинированн
Б.ф. воздушный
ое
змей. Морковка для
зайчика. Приемы
(познавательное,
согнуть на себя,
практическое)
развернуть,
повернуть. Беседа об
осенних плодах.
1
Комбинированн
Б.ф. книжка.
Сладкий арбуз.
ое
Закрепление приемов
(познавательное,
и терминов. Загадка.
практическое)
1
Комбинированн
Аппликация.
«Осенний листок».
ое
Обрывная
(познавательное,
аппликация. Показ
практическое)
осенних листьев,
беседа.
Б.ф. дверь. Грибы.
1
Комбинированн
Подберезовик.
ое
Деление на равные
(познавательное,
части. Беседа о
практическое)
грибах.
1
Комбинированн
Бумагопластика.
ое
Яблочко из
(познавательное,
рулончика

8

27.09

Б.ф. воздушный
змей. Птицы осенью.
Беседа. Ворона.
Закрепление приемов
и терминов.
Итого:
Октябрь
Б.ф. воздушный
змей. Сова.

1

Б.ф. книжка.
Мышка. Закрепление
приемов и терминов.
Чтение сказки.
Аппликация Ежик.
Композиционное
решение. Сказка про
ежа.
Б.ф. треугольник.
Белочка с орешком.
Чтение сказки.
Закрепление приемов
и терминов.
Б.ф. треугольник.
Надрезание. Заяц.
Беседа.

1

Б.ф. блин. Нарядный
лягушонок.
Повторение техники
складывания.
Б.ф. треугольник.
Лисичка. Чтение
сказки.

1

практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

8

1

01.09

1

2

04.10

3

08.10

4

11.10

5

15.10

6

18.10

7

22.10

8

25.10

Б.ф. треугольник.
Медвежонок.
Соединение деталей.
Оформление работы.
Сказка.

1

9

29.10

Б.ф. треугольник.

1

1

1

1

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн

1

01.11

2

05.11

3

08.11

4

12.11

5

15.11

6

19.11

7

22.11

8

26.11

Вырезание. Воробей.
Чтение
стихотворения.
Итого:
Ноябрь
Б.Ф. книжка.
Пианино
Аппликация.
Декоративная
тарелочка из
геометрических
фигур.
Бумагопластика.
Вазочка из
рулончика.

ое
(познавательное,
практическое)
9
1

1

1

Б.ф. дверь.
Коробочка. Приемы
изготовления.
Оформление.
Применение.
Аппликация.
Вырезание. Кактус.
Развитие умения
экономно расходовать
материал.
Б.ф. треугольник.
Тортик. Украшение
аппликацией.

1

Праздники.
Открытка для
мамы. Творческая
работа.
Аппликация из
геометрических
фигур «Дом для
гнома». Рациональное
использование
материала.
Композиция, цветовое
решение.

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

9

29.11

1

03.12

2

06.12

3

10.12

4

13.12

5

17.12

6

20.12

7

24.12

8

27.12

1

09.01

Б.ф. треугольник
Забавный щенок.
Придумывание
истории.
Итого:
Декабрь
Б.ф. треугольник.
Вырезание. Весёлый
котенок.
Использование
приемов. Беседа.
Б.ф. воздушный
змей. Попугайчик.
Прием вогнуть.
Декор.
Б.ф. книжка.
Хомяк.

1

Б.ф. воздушный
змей. Звездочка из
модулей. Соединение
деталей.
Праздники.
Сапожок для
подарков. Беседа о
Новогоднем
празднике.
Промежуточная
диагностика
Б.ф. треугольник.
Дед мороз.
Бумагопластика.
Новогодняя свеча
(складывание
бумажных полос)
Новогодняя игрушка

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

9
1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

1

1

1

1

Итого: 8
Январь
1
Б.ф. треугольник.
Снегирь. Чтение

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое

стихотворения.
2

14.01

Аппликация.
Снеговик.
Композиция.

3

17.01

4

21.01

5

24.01

1
Бумагопластика.
Вырезание.
Снежинка. Правила
деления листа на
части.
1
Б.ф. треугольник.
Снежная елочка.
Чтение стихов о зиме.
Закрепление знаний о
базовых формах.
1
Бумагопластика.
Динозаврик

6

28.01

7

31.01

Бумагопластика.
Вырезание. Птичка
из кругов. Развитие
навыка вырезания
круга.
Аппликация. Арена
цирка из картона

1

1

1

(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

Итого:
1

04.02

2

07.02

3

11.02

7
Февраль
1
Б.ф. книжка. Юла

Б.ф. книжка.
1
Сердечко.
Закрепление знаний о
приемах складывания.
1
Б.ф. двойной
треугольник.
Вертушка.
Обыгрывание
поделки.

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

4

14.02

Б.ф. воздушный
змей. Гонка. Игра с
моделями.

1

5

18.02

1

6

21.02

7

25.02

8

28.02

Б.ф. двойной
треугольник.
Ходячий гном.
Закрепление знаний о
базовых формах.
Праздники. «Скоро
День защитника
отечества» открытка для папы.
Беседа.
Композиционное
построение.
Оформление работы.
Б.ф. треугольник.
Надрезание. Летучая
мышь. Применение
приемов складывания
Б.ф. треугольник.
Домик с крыльцом.
Беседа. Закрепление
знаний о приемах
складывания.
Итого:
Март
Праздники.
Аппликация
«Цветы из кругов».
Правила вырезания
круга. Расположение
на картоне.
Б.ф. блин. Маска
лягушки. Применение
приемов складывания.
Обыгрывание
поделки.
Б.ф. воздушный
змей. Кукла Маша.
Оформление работы.
Б.Ф. книжка.

1

1

04.03

2

07.03

3

11.03

4

14.03

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

8
1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)

1

Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн

Автомобиль. Беседа.
Оформление работы.
Б.ф. воздушный
змей. Утка. Беседа о
водоплавающих
птицах. Прием
выгнуть наружу.
Аппликация.
Подснежники

1

25.03

Б.ф. двойной
треугольник.
Божья коровка.

1

8

28.03

1

01.04

2

04.04

Б.ф. треугольник.
1
Кораблик.
Оформление на
картоне.
Итого: 8
Апрель
1
Праздники.
Игрушка-шутка.
Беседа. Обыгрывание
поделки.
1
Б.ф. воздушный
змей. Гибкая рыбка
(надрезание)

3

08.04

Праздники.
Надрезание. Ракета.
Беседа.

4

11.04

5

15.04

1
Праздники.
Пасхальный зайчик. (
Цыплёнок в яйце)
Беседа. Оформление
поделки.
Б.ф. треугольник.
1
Пчела. Оформление
коллективной работы.

6

18.04

5

18.03

6

21.03

7

Б.ф. воздушный

1

1

1

ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн

7

22.04

8

25.04

9

29.04

змей. Надрезание.
Улитка. Беседа.
Применение приемов
складывания.
1
Б.ф. двойной
треугольник. Краб.
Чтение рассказа.
Использование
приемов складывания.
1
Бумагопластика.
Жираф (надрезание)
Б.ф. треугольник.
Панда. Применение
приемов складывания

1

Итого:
Май
Праздники.
Аппликация Танк Т34 ко Дню Победы

9

1

1

06.05

2

13.05

Б.ф. треугольник.
Надрезание.
Черепаха.

3

16.05

4

20.05

5

23.05

1
Б.ф. треугольник.
Надрезание. Золотая
рыбка. Чтение
отрывка сказки.
Обыгрывание
поделки.
1
Б.ф. воздушный
змей. Павлин. Чтение
сказки.
Декорирование
поделки.
Б.ф. книжка.
1
Монстрик. Сочиняем
историю

6

27.05

Итоговое занятие.
Б.ф. воздушный

1

1

ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое
(познавательное,
практическое)
Комбинированн
ое

змей. Зонтик из
модулей.
Приклеивание на
основу. Оформление.
Итого: 6
Итого за год: 72

(познавательное,
практическое,
подведение
итогов года)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».