УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-Юношеский Центр Конаковского района»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мини-футбол(базовый уровень)»
Направленность: физкультурно-спортивная
Общий объем программы в часах: 216 часов в год
Срок реализации программы: 3 года (648 часов)
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Уровень: базовый
Автор: педагог дополнительного образования
Степанов Сергей Владимирович
пгт. Новозавидовский
2024 г.
Год разработки программы 2023 год
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
направленность программы: физкультурно-спортивная (вид спорта –
мини-футбол);
уровень программы: базовый
нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями
2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
1.2 Актуальность ДООП.
В последние годы особенно остро встал вопрос о роли и месте спорта в
формировании всесторонне развитой личности. Особенно тесно это связано с
воспитанием детей и подростков в системе учреждений дополнительного
образования. В становлении человеческой личности спорт играет особую
роль, так как он формирует основы физически и нравственно здоровой
личности ребёнка.
Интерес к мини-футболу с каждым годом растет не только среди
мальчиков, но и среди девочек, поэтому по массовости и популярности он
опережает многие виды спорта. У мини-футбола есть еще одно ценное
качество – он универсален. Систематические занятия мини-футболом
оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий
уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам
коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Мини-футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная,
требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных
решений, умения анализировать ошибки, что, несомненно, развивает
интеллект ребёнка.
Спортсмены,
пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. Возраст 8-9 лет является оптимальным для
начала занятий мини-футболом. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении этим видом спорта.
Цели и задачи ДООП.
Целью программы является:
Развитие личности ребёнка и приобщение его к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни.
Задачами программы являются:
Обучающие:
1. Способствовать освоению воспитанниками спортивной техникой и
тактикой мини-футбола.
2. Формировать практические навыки и теоретические знания в области
мини-футбола.
3. Способствовать овладению основами тактики командных действий.
4. Сформировать систему навыков пользования общей и личной гигиеной и
умение осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
1.Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
2.Воспитывать в детях чувство товарищества и личной ответственности.
3.Укреплять здоровье и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
4. Способствовать воспитанию высоких моральных и волевых качеств;
развивать специальные физические качества личности.
5. Формировать потребность ведения здорового образа жизни.
Развивающие
1.Развивать умение думать, исследовать, умение общаться и позитивно
взаимодействовать, доводить дело до конца.
2.Развивать координацию, гибкость, пластику, общую физическую
выносливость.
3.Развивать внимательность, наблюдательность.
4. Способствовать профориентации.
1.3 Возраст детей, участвующих в реализации ДООП.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, не
имеющие медицинских противопоказаний. Необходимо заключение врача о
допуске к занятиям.
Занятия проводятся в группах.
Режим занятий: три раза в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей:
1 год обучения: 8 -11 лет,
2 год обучения: 12-14 лет,
3 год обучения: 15-17 лет,
1.4 Сроки реализации ДООП.
Программа рассчитана на три года обучения по 216 часов в год.
(при учебной нагрузке – шесть часов в неделю)
1.5 Форма обучения
Очная форма обучения.
1.6 Формы проведения занятий
Аудиторные, внеаудиторные формы занятия. Тренировки,
соревнования, турниры, фестивали, чемпионаты, тренинги, эстафеты.
1.7 Формы организации занятий
Занятия проводятся по возрастным группам, согласно году обучения.
1.8 Формы аудиторных занятий.
игры,
Образовательный процесс предполагает применение следующих форм
организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуально-групповая;
Групповая (командная);
Фронтальная (работа по подгруппам).
Методы обучения:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ);
Наглядные (показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по
образцу);
Практические (игра, тренировочные упражнения)
1.9 Формы проведения промежуточной аттестации
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
текущая и промежуточная (итоговая) аттестация обучающихся в
объединении «Мини-футбол»). Текущая аттестация проводится по
результатам первого полугодия один раз в год в декабре. Промежуточная
(итоговая) аттестация проводится по окончанию годичного курса обучения и
всего курса обучения в мае месяце. Форма проведения аттестации ежегодные контрольные нормативы, соревнования.
1.10 Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы воспитанники должны получить
определённые знания, умения и навыки.
К концу первого года обучения по данной образовательной
программе обучающиеся:
получат начальное представление об особенностях развития организма
человека и влиянии различных физических упражнений на его
развитие;
будут знать о роли капитана команды, его права и обязанности;
будут знать правила использования спортивного инвентаря.
будут знать правила безопасной работы на стадионе и в спортивном
зале;
освоят упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и
быстроты, скорости.
будут знать базовые основы техники и тактики игры в мини-футбол;
освоят приемы групповых и командных действий игры в минифутбол;
К концу второго года обучения по данной образовательной
программе обучающиеся:
получат более глубокие знания об особенностях развития организма
человека и влиянии различных физических упражнений на его
развитие;
усовершенствуют спортивные навыки игры в мини-футбол;
приобретут знания о правилах соревнований и методах организации и
проведения спортивных соревнований различного уровня;
усовершенствуют приемы групповых и командных действий в игре
мини-футбол;
будут уметь проводить учебно-тренировочные занятия по
совершенствованию приемов тактики игры;
приобретут базовые навыки судейской и инструкторской работы.
К концу третьего года обучения по данной образовательной
программе обучающиеся:
усовершенствуют спортивные навыки игры в мини-футбол;
будут знать основные правила здорового питания;
будут уметь технически правильно осуществлять двигательные
действия во время игры в мини-футбол, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
будут уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим,
подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать
оптимальный уровень индивидуальный работоспособности;
будут уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите
во время игровых ситуаций в спортивном зале;
углубят теоретические знания о правилах футбольных соревнований и
методах организации и проведения спортивных соревнований
различного уровня;
будут уметь на более высоком уровне проводить учебнотренировочные занятия по совершенствованию приемов тактики игры;
приобретут более глубокие навыки судейской и инструкторской
работы.
1.11 Способы определения результативности:
1) Педагогическое наблюдение;
2) Педагогический анализ результатов тестирования выполнения учащимися
диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях
(соревнованиях), активности обучающихся на занятиях.
3)Педагогический мониторинг: контрольные нормативы, диагностика
личностного роста, ведение журнала учета.
1.12 Формы подведения итогов реализации ДООП
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы является сводная таблица освоения контрольных нормативов
каждым воспитанником, а также результативности
соревнованиях разного уровня.
его участия в
1.13 Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая
для одного года обучения и составляют 36 недель.
Занятия проводятся шесть часов в неделю (три раза в неделю по два
часа) в каждой группе.
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму, кроме
зимних каникул с 01января по 08 января и летних каникул с 01 июня по 31
августа.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
декабрь – текущая, промежуточная (итоговая) – май.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. «Мини-футбол в России: история развития и правила игры»
1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Теория:
инструктаж по технике безопасности на занятиях по мини-футболу.
Понятие « физическая культура», как составная часть общей культуры
и как средство воспитания личности.
значение физической культуры для подготовки к трудовой
деятельности и защите Родины.
врачебный контроль.
Практика:
беседа на тему «Спорт, как средство формирования здорового образа
жизни
2. Правила игры в мини-футбол.
Теория:
разбор и изучение правил игры в «малый футбол».
роль капитана команды, его права и обязанности.
Практика:
тестирование правил соревнований по мини-футболу.
опрос на знание обязанностей капитана команды.
просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
3. Зал (площадка) для игры в мини-футбол, разметка,
оборудование.
Теория:
зал (площадка) для игры в мини-футбол, её устройство, разметка.
подготовка площадки для занятий и соревнований по мини-футболу.
специальное оборудование.
Практика:
осмотр площадки до начала занятия.
просмотр на пригодность инвентаря.
4. Развитие мини-футбола в России.
Теория:
понятие - федерация мини-футбола.
лучшие российские команды, тренеры и футболисты.
международные соревнования с участием российских команд.
Практика:
беседа на тему: «Великие тренеры России».
обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди
команд мастеров.
5. Техника безопасности на тренировках.
Теория:
- как вести себя, чтобы избежать травм; правильное поведение игроков на
игровой площадке, в спортивном зале; соблюдение правил безопасной
работы на стадионе и в спортивном зале.
Практика:
- беседа на тему: «Техника безопасности в спортивном зале во время
тренировок»
Модуль 2. «Здоровый образ жизни. Гигиена и закаливание»
1. Здоровый образ жизни. Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.
Теория:
правила личной гигиены;
общий режим дня школьника;
вред курения;
значение правильного питания для юного спортсмена;
использование естественных факторов природы в целях закаливания
организма;
Практика:
составления личного распорядка дня и режима питания.
обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и
закаливающие процедуры.
2. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория:
понятие - самоконтроль.
объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия,
спирометрия, пульс.
субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит,
работоспособность, утомляемость, настроение.
Практика:
дневник самоконтроля.
определить ЧСС в покое и после нагрузки.
устный опрос на тему: « Предупреждение травм в футболе».
Модуль 3. «Общая и специальная физическая подготовка» (ОСФП)
1. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория:
понятие – выносливость.
как развить гибкость.
понятие – сила.
как способствовать развитию ловкости.
понятие – быстрота.
понятие о специальной физической подготовке.
цель специальной физической подготовки.
основные способы развития специальной физической подготовки.
Практика:
поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения,
сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в
стороны.
выпады вперёд, в сторону, назад.
прыжки в полу приседе.
упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок
вперёд, кувырок назад из приседа).
упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из
упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
Легкоатлетические упражнения.
подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости»,
эстафеты с преодолением препятствий.
спортивные игры, ручной мяч.
специальные упражнения для развития быстроты.
специальные упражнения для развития ловкости.
Модуль 4. «Техника игры в мини-футбол»
1. Техника игры в мини-футбол.
Теория:
классификация и терминология технических приёмов игры в минифутбол.
прямой и резаный удар по мячу.
понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых
ситуациях.
техника передвижения – виды бега: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и
направо.
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке,
с места и с разбега.
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней
стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по
неподвижному мячу.
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающего мяча - на месте, в движении вперёд и назад,
подготавливая мяч для поступающих действий.
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и
внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега
или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведения
внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру,
находящемуся сзади.
отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги
вместе и шага.
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в
воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и
скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в
сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в
прыжке.
Модуль 5. «Тактика игры в мини-футбол»
1. Тактика игры в мини-футбол.
Теория:
понятие о тактике и тактической комбинации.
характеристика игровых действий: вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих.
понятие о тактике нападения.
понятие о тактике защиты.
Практика:
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий
по зрительному сигналу.
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение на футбольном поле.
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча.
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более
игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнёру, на свободное место, на удар.
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать
позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие
получению им мяча.
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации
«стенка».
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в
воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»,
разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли).
учебные игры.
Модуль 6. «Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры»
1. Соревнования по мини-футболу. Двусторонние игры.
Теория:
внешний вид во время выступлений: спортивный костюм.
правила подготовки и психологической настройки к спортивному
выступлению.
правила поведения во время соревнований.
Практика:
выступления проводятся согласно календарному плану спортивных
мероприятий по правилам игры в «малый футбол».
2. Организация и проведение соревнований по мини-футболу.
Теория:
изучение положения о соревнованиях.
выбор места судей при различных игровых ситуациях
обязанности судей.
Практика:
работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля.
3. Учебно-тематический план
Первый год обучения (216 учебных часов)
№
Раздел
Всего часов
1
Вводное занятие
2
2
Техника безопасности
2
2
3
Теоретическая подготовка
8
8
4
Общая физическая подготовка
50
50
5
Специальная физическая
подготовка
36
36
66
66
30
30
18
18
Участие в соревнованиях по
мини-футболу
4
4
Контрольные нормативы
Итого:
216
6
В том числе
Теорет.
Практич.
2
Техническая подготовка
7
Двусторонние игры
8
9
12
204
Второй год обучения (216 учебных часов).
№
Раздел
1.
Техника безопасности в
спортивном зале.
2.
Всего
часов
2
В том числе
Теорет.
Практич.
2
2
2
6
6
2
2
Здоровый образ жизни.
3.
Правила футбола.
4.
5.
Виды травм и первая
медицинская помощь
54
54
6.
ОФП.
30
30
7.
СФП.
66
66
8.
Техническая подготовка.
30
30
9.
Двусторонние игры.
20
20
10.
Участие в соревнованиях по
мини-футболу.
4
4
Контрольные нормативы
Итого:
216
12
204
Третий год обучения (216 учебных часов)
№
Раздел
1
Техника безопасности в спорт. зале
Всего
часов
2
2
Теория
5
3
Общая физическая подготовка
50
50
4
Специальная физическая
подготовка
40
40
52
52
38
38
25
25
Участие в соревнованиях по минифутболу
4
4
Контрольные нормативы
Итого:
216
5
В том числе
Теорет. Практич.
2
5
Техническая подготовка
6
Двусторонние игры
7
8
7
4. Оценочные материалы
Первый год обучения.
Контрольные нормативы:
Общая физическая подготовка (ОФП).
Бег 30 м (сек.) – 5,2
Бег 300 м (сек) – 60
Прыжок в длину с места (см) – 160
Тройной прыжок (см) – 450
Специальная физическая подготовка (СФП).
209
Бег 30 мс ведением мяча (сек) – 6,1
Вбрасывание мяча руками (м) – 12
Удар по мячу на точность (раз) – 6
Жонглирование мячом (раз) – 8
Второй год обучения.
Контрольные нормативы:
ОФП.
Бег 30 м(сек.) – 5,0
Бег 300 м(сек) – 59, 0
Прыжок в длину с места (см) – 170
Тройной прыжок (см) – 460
СФП.
Бег 30 мс ведением мяча (сек) – 6,1
Вбрасывание мяча руками (м) – 13
Удар по мячу на точность (раз) – 7
Жонглирование мячом (раз) – 10
Третий год обучения.
Контрольные нормативы:
ОФП.
Бег 30 м (сек.) – 4, 8
Бег 300 м (сек) – 57
Бег 6 минут (м) - 1100
Прыжок в длину с места (см) – 180
Тройной прыжок (см) – 520
СФП.
Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,0
Вбрасывание мяча руками (м) – 14
Удар по мячу на точность (раз) – 8
Удар по мячу на дальность (м) - 45
Жонглирование мячом (раз) – 12
6. Методические материалы
Методические рекомендации при проведении
учебно-тренировочных занятий по мини-футболу.
Спортсмены, пришедшие в мини-футбол из других видов спорта,
отвечают лишь минимальным требованиям в технической и тактической
подготовке. Поэтому, занятия мини-футболом нужно начинать уже в
начальном школьном возрасте. В младшем школьном возрасте активно
развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного
процесса у юных мини-футболистов. На начальном этапе подготовки
закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться
профессиональное мастерство мини-футболистов. При определении
перспективности к занятиям мини-футболом нельзя не учитывать возрастные
особенности детей, а также объективные закономерности развития,
формирование систем организма, двигательных и других функций,
применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки
возможностей каждого подростка в овладении
Возраст 8-10 лет самый благоприятный для развития двигательных
способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают
при
помощи
простых
физических
упражнений
определенной
направленности, во время выполнения которых следует направлять
двигательную активность обучающихся этой возрастной категории.
Основными формами подготовки на учебно-тренировочных занятиях
должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам
(с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах),
соревнования,
эстафеты,
физические
упражнения
определенной
направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а
связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч (мини-футбольные
облегченные, волейбольные, теннисные, резиновые, набивные весом не более
1 кг).
На учебно-тренировочном занятии 80% времени обучающиеся должны
заниматься с мячом, 20%-упражнениями различного характера. В силу
физиологических особенностей возраст 8-10 лет не обладает отчетливыми
мышечно-двигательными ощущениями, поэтому основными методами
являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование) показ
технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит
демонстрация правильного и четкого выполнения, а затем объяснения и
указания на главные моменты действия.
Далее надо дать обучающимся попробовать действие и только после
следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение
ключевых моментов, чтобы у занимающихся было представление об этом
приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного
выполнения путем многократного повторения.
Начиная с 11-12 лет, когда организм ребенка развивается равномерно и
стабильно и уже способен выдержать определенные нагрузки, можно
приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в минифутбол. С учетом физиологических особенностей у детей 11-14 улучшается
координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные
движения.
При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой
и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются
наблюдательность, внимание и двигательная память, занимающиеся
постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно
использовать методику программированного обучения, в основе которой
лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги).
Программированное обучение движениям предусматривает такой способ
научения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия
случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цели-выработке
стабилизированного навыка.
Мини-футбол - эмоциональная игра, поэтому построение занятия,
подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при
котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приемы,
позволяющие осваивать саму игру. В возрасте 15-17 лет завершается
развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в
этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают ее
регулирующие возможности.
Уровень практических знаний занимающихся мини-футболом растет
на базе последовательно углубляемой физической, технической и
тактической подготовки. На учебно-тренировочных занятиях необходимо
уделять должное внимание освоению игровых действий с учетом функций в
команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря
специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом.
Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и
росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса
определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у
юных спортсменов.
7. Средства обучения
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для проведения
занятий:
№
Наименование
п.п.
1 Мяч мини-футбольный
2 Флаги для разметки спортивного
зала
Единица
измерения
штук
штук
Количество
изделий
10
6
3 Мини-футбольные ворота
штук
2
4 Стойки для обводки
штук
20
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
6 Насос универсальный для
комплект
4
накачивания мячей
7 Мяч набивной (медицинбол)
комплект
3
весом от 1кг до 5кг
8 Сетка для переноски мячей
штук
2
9 Сетка для ворот для миникомплект
2
футбола
10 Манишки футбольные
штук
20
11 Планшет тренера (магнитный
комплект
1
или маркерный)
12 Секундомер
штук
2
13 Свисток
штук
2
8.Учебно-методическая литература
1. А. Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23, 2006
С. Андреев, Э. Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт
в школе», № 5, 2007
2. Ю.И. Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987
С.Ю.
Тюленьков,
А.А.
Федоров
«Футбол
в
зале:
система
подготовки» - М, 2000
3. О.А. Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной
школе» -М, 2004
4. Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» -М, 2005
5.
В.А.
Муравьев
«Воспитание
физических
качеств
детей
дошкольного и школьного возраста» -М, 2004
6. Б.Х. Ланда «Мониторинг физического развития и физической
подготовленности учащихся» - ПУ «Первое сентября», 2006.
7. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС»,
1981.
8. Швыков И. А.Футбол в школе, М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2002
9. Перепекин В. А. Восстановление работоспособности футболистов.- М.: ТерраСпорт, Олимпия Пресс, 2005
10. Сассо Э. Футбольный тренер; пер. с итал.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,
2003
11.Футбол. Правила игры. - М.: Терра-Спорт, 2004
12. Хьюз Ч. Тактические действия команды; пер. с англ. Москва, «ФиС», 1979.
13. Симаков В.И. Футбол: голы из стандартных положений,- Москва, «ФиС», 1982
14. Цирик Б.Я. и Лукашин Ю. С., Футбол.- Москва, «ФиС», 1982, 2-ое
исправленное и дополненное издание.
15. Монаков Г. В. Техническая подготовка футболиста.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
_________ Шуркина Ю.Н.
«26» апреля 2024г.
Рабочая образовательная программа на 2024-2025 учебный год
«Мини-футбол» для детей 8 – 17 лет
Срок реализации – три года.
1 группа – первого года обучения
Занятия проводятся три раза в неделю
понедельник
15.30 – 17.00
среда
15.30 – 17.00
пятница
15.30 – 17.00
Итого: 216 учебных часов в год
Календарно - тематическое планирование
на 2023-2024 учебный год (третий год обучения).
Сентябрь
№
занятия
Дата проведения
план
1
02.09.2024
2
04.09.2024
3
06.09.2024
4
09.09.2024
факт
тема
Кол-во
часов
Вводное. Знакомство с планом работы
объединения и группы. Правила поведения в
объединении. Разминка. Общие развивающие
упражнения. Двухсторонняя игра
Техника безопасности на тренировках.
Правила личной гигиены; Разминка. Общие
развивающие упражнения. Двухсторонняя
игра
2ч
Общий режим дня школьника;
2ч
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
Беседа на тему «Спорт, как средство
формирования здорового образа жизни».
2ч
2ч
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Эстафета в колоннах. «Кто быстрее?»
Двухсторонняя игра
5
6
11.09.2024
13.09.2024
Значение правильного питания для юного
спортсмена; Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Беседа о вреде курения. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Передачи мяча в
парах. Двухсторонняя игра
2ч
2ч
7
Использование естественных факторов природы в
целях закаливания организма;
17.09.2024
8
19.09.2024
9
21.09.2024
10
24.09.2024
11
26.09.2024
12
28.09.2024
13
30.09.2024
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Вбрасывание аута на дальность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Эстафета в колоннах. «Кто быстрее?»
Двухсторонняя игра
Составления личного распорядка дня и режима
питания. Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек. Двухсторонняя
игра
Врачебный контроль. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Передачи мяча в
парах. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра.
Роль капитана команды, его права и обязанности.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
26
часов
Октябрь
№
занятия
Дата проведения
план
факт
тема
1
02.10.2024
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Ведение мяча с изменением направления.
Двухсторонняя игра
2
04.10.2024
Зал (площадка) для игры в мини- футбол, её
устройство, разметка. Разминка. Общие
3
07.10.2024
4
09.10.2024
5
11.10.2024
развивающие упражнения. Удары по
неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Вбрасывание аута на дальность.
Двухсторонняя игра
Подготовка площадки для занятий и
соревнований по мини-футболу. Разминка.
Общие развивающие упражнения. Эстафета в
колоннах. «Кто быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
2ч
6
Просмотр на пригодность инвентаря. Разминка.
14.10.2024
7
16.10.2024
8
18.10.2024
9
21.10.2024
10
23.10.2024
11
25.10.2024
12
28.10.2024
13
30.10.2024
Общие развивающие упражнения. Передачи
мяча в парах в два касания.
Двухсторонняя игра
Понятие – выносливость. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Остановка мяча
стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
Понятие – сила. Как развить силу.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Ведение мяча с изменением направления.
Двухсторонняя игра
Правила игры. Мини-футбол
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Удары по катящемуся навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Понятие – быстрота. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Эстафета в
колоннах. «Кто быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Обводка стоек
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
26
часов
Ноябрь
№
занятия
Дата проведения
план
1
01.11.2024
2
06.11.2024
3
08.11.2024
4
11.11.2024
5
13.11.2024
факт
тема
Понятие о специальной физической подготовке.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
Основные способы развития специальной
физической подготовки. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Вбрасывание аута
на дальность. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Классификация и терминология технических
приёмов игры в мини-футбол. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Ведение мяча с
изменением направления. Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
6
Понятие – точность удара и траектория полёта
мяча после удара. Разминка. Общие
15.11.2024
7
18.11.2024
8
20.11.2024
9
22.11.2024
10
25.11.2024
11
27.11.2024
12
29.11.2024
развивающие упражнения. Передачи мяча в
парах в два касания.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Удары по катящемуся навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Правила игры. Мини-футбол.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Прямой и резаный удар по мячу.
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Обводка стоек Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие упражнения.
Жонглирование (на месте; в движении).
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
24 часа
Декабрь
№
занятия
Дата проведения
план
1
02.12.2024
2
04.12.2024
3
06.12.2024
4
09.12.2024
5
11.12.2024
факт
тема
Понятие о тактике и тактической комбинации.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Эстафета в колоннах. «Кто
быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Характеристика игровых действий: вратаря,
защитников, полузащитников, нападающих.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Понятие о тактике нападения.
Разминка. Общие развивающие
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
упражнения. Вбрасывание аута на точность.
Двухсторонняя игра
6
13.20.2024
7
16.12.2024
Понятие о тактике защиты.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по катящемуся
навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Групповые действия.
2ч
2ч
Противодействие комбинации «стенка».
8
18.12.2024
9
20.12.2024
10
23.12.2024
11
25.12.2024
12
27.12.2024
Ведение мяча с изменением направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек. Двухсторонняя
игра
Понятие о тактической системе и стиле игры.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
24 часа
Январь
№
занятия
1
Дата проведения
план
10.01.2025
2
13.01.2025
3
15.01.2025
4
17.01.2025
план
тема занятия
Знакомство с тактическими расстановками на
поле 1-4-3-3.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Двухсторонняя игра
Обсуждение примеров тактических приёмов.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по катящемуся
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
2ч
5
20.01.2025
навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
6
22.01.2025
Тактика игры в нападение.
7
24.01.2025
8
27.01.2025
9
29.01.2025
10
31.01.2025
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Тактика игры в защите: организация обороны,
«персональная опека».
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Эстафета в колоннах. «Кто
быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Личная гигиена (Закаливание).
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
20
часов
Февраль
№
занятия
1
Дата проведения
план
03.02.2025
2
05.02.2025
3
07.02.2025
факт
тема
Тактика нападения: индивидуальные действия уметь оценивать целесообразность той или иной
позиции. Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек. Упражнение для
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
развития умения «видеть поле»- игра в
пятнашки парами на ограниченной площади.
4
10.02.2025
5
12.02.2025
6
14.02.2025
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
2ч
2ч
2ч
7
17.02.2025
8
19.02.2025
9
21.02.2025
10
26.02.2025
упражнения. Удары по катящемуся
навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Эстафета в колоннах. «Кто
быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении).
2ч
2ч
2ч
2ч
Тактика нападения: групповые действия - уметь
взаимодействовать с партнёрами при равном
соотношении и численном превосходстве
соперника. Двухсторонняя игра
11
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактика нападения: командные
28.02.2025
2ч
действия - уметь выполнять обязанности в атаке
на своём игровом месте. Двухсторонняя игра
ИТОГО:
22 часа
Март
№
занятия
Дата проведения
план
1.
03.03.2025
2.
05.03.2025
факт
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактика защиты: индивидуальные
Кол-во
часов
2ч
2ч
действия – осуществлять «закрытие» и
препятствовать сопернику в получении мяча.
3.
07.03.2025
4.
12.03.2025
5.
14.03.2025
Передачи мяча в парах. Двухсторонняя
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
2ч
2ч
2ч
6.
17.03.2025
7.
19.03.2025
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Тактика защиты: групповые
2ч
2ч
действия – уметь взаимодействовать в обороне
при равном соотношении и численном
превосходстве соперника. Двухсторонняя
8.
21.03.2025
9.
24.03.2025
10.
26.03.2025
11.
28.03.2025
12.
31.03.2025
игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по катящемуся
навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Правила игры. Мини-футбол.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
24 часа
Апрель
№
занятия
Дата проведения
план
1.
02.04.2025
2.
04.04.2025
факт
тема
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по катящемуся
навстречу мячу. Тактика защиты: командные
Кол-во
часов
2ч
2ч
действия – организация обороны по принципу
персональной и комбинированной защиты.
3.
07.04.2025
4.
09.04.2025
5.
11.04.2025
Двухсторонняя игра.
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в колоннах, со
сменой мест. Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
2ч
2ч
2ч
упражнения. Ведение мяча, различными
способами. Тактика вратаря - играть на
выходах из ворот при ловле катящихся по земле
и летящих на разной высоте мячей.
6.
14.04.2025
7.
16.04.2025
8.
18.04.2025
9.
21.04.2025
10.
23.04.2025
11.
25.04.2025
12.
28.04.2025
13.
30.04.2025
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность, точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Эстафета в колоннах. «Кто
быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
24 часа
Май
№
занятия
Дата проведения
план
факт
тема
02.05.2025
Правила подготовки и психологической
настройки к спортивному выступлению.
2
05.05.2025
3
07.05.2025
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность, точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Обводка стоек
1
количес
тво
часов
2ч
2ч
2ч
4
12.05.2025
5
14.05.2025
6
16.05.2025
7
19.05.2025
8
21.05.2025
9
23.05.2025
10
26.05.2025
11
28.05.2025
12
30.05.2025
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Ведение мяча с изменением
направления.
Двухсторонняя игра
Внешний вид во время выступлений:
спортивный костюм. Разминка. Общие
развивающие упражнения. Удары по
катящемуся навстречу мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Остановка мяча стопой.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Передачи мяча в парах.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Удары по неподвижному мячу.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Вбрасывание аута на
дальность, точность.
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Эстафета в колоннах. «Кто
быстрее?»
Двухсторонняя игра
Разминка. Общие развивающие
упражнения. Жонглирование (на месте; в
движении). Двухсторонняя игра
ИТОГО:
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
24 часа