Программа_Удивительный мир папье-маше_2024-2025 (72ч)

Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПАПЬЕ-МАШЕ»
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (72 час.)
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Автор-составитель:
Игнатова Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования

пгт. Новозавидовский
2024 г.

Год разработки программы ___2023г.

Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
 направленность – художественная
 уровень – базовый
 нормативно-правовое основание разработки программы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
О внеурочной
деятельности и
реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Устав учреждения.
Актуальность программы. Изготовление изделий из папье-маше
оказывает влияние на развитие творческих способностей детей. В
современных условиях творческая личность становится востребованной
обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни,
происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств,
позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для
того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на
них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого
труда, оказание помощи в социализации и адаптации к жизни в обществе
являются одними из приоритетных задач современной российской системы
воспитания и образования.
Отличительная особенность программы. Среди наиболее значимых
отличительных особенностей программы можно выделить не подражание, а
творчество - овладение приемами маширования не на уровне повтора и
создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла

обучающихся. Также, воспитанники знакомятся не только с приёмами
маширования и лепки из массы, но также с разными способами декора
готовых изделий – роспись, декупаж, пейп-арт.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроках, развитию у детей интереса
к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время. Занятия кружка способствуют развитию творческой
личности, овладению практическими умениями самостоятельно создавать
изделия в технике папье-маше, учат воспитанников умелому применению
навыков на практике для создания изделий различного назначения
(украшений для себя и друзей, подарков, сувениров, предметов интерьера).
Новизна программы выражается в создании системы обучения,
позволяющей освоить разные виды маширования и сочетать их в своих
работах. Подробные объяснения технологий изготовления какой-либо
поделки позволяют сделать ее во множестве вариантов, а затем на основе
этой же технологии создавать что-то новое – творческое.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Удивительный мир
папье-маше» 7 - 12 лет, так как возрастные и психофизические особенности
детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду
творчества.
Условия набора: принимаются все желающие.
Объём и срок освоения программы:
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа «Удивительный мир папье-маше» разработана
на один год обучения – 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем составом
объединения и в группах.
Режим занятий: одно занятие в неделю по 2 часа. Общее количество часов в
неделю – 2 часа. Режим и периодичность занятий устанавливается с учетом
СанПиН СП 2.4.3648-20.
Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических
особенностей
воспитанников. Программа
предусматривает
изучение
необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно

– прикладного творчества. Содержание теоретических сведений
согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На
теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. При
изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно
использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции,
презентации. Остальное время посвящается практической работе. В процессе
практической деятельности основными формами являются индивидуальные
и групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо
закрепить полученные знания, умения, навыки. Другие формы: выставки,
занятия-игры, мастер-классы, творческие мастерские.
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого
потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки
обучающегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы,
готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым
праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса
обучающихся.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Занятия проводятся всем составом объединения. Форма организации занятия
индивидуально-групповая.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по
своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы
обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по
обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;
способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать
учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе
определенных методов обучения учитывается особенность контингента
детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса
обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность
каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация
обучения осуществляется через дифференцированный подход путем
создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы
индивидуально.
Основная форма
1
1. Познавательное
занятие
2. Практическое

Образовательная задача,
решаемая на занятиях
2
Передача информации.

Обучение. Вырабатывать

Методы
3
Беседа, рассказ,
объяснение, показ
приемов
изготовления
Упражнения, работа

занятие по отработке умение обращаться с
определенного
предметами, инструментом,
умения.
материалами. Научить
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
3. Самостоятельная
Поиск решения проблемы
деятельность детей
самостоятельно
4. Творческие
Применение знаний в новых
упражнения
условиях. Обмен идеями,
опытом
5. Игровая форма
6. Конкурсы

7. Выставки

8. Занятие –
соревнования
9. Занятие - зачет

Создание ситуации
занимательности
Контроль знаний, развитие
коммуникативных отношений.
Корректировка знаний, умений,
развитие ответственности,
самостоятельности
Массовая информация и
наглядная информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
Закрепление умений, знаний,
навыков
Подведение итогов, выявление
осознанности знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда

по образцу

Упражнения
Упражнения,
взаимная проверка,
временная работа в
группах
Короткая игра, играоболочка
Игра

Экспозиция

Игра
Индивидуальное
или групповое
занятие,
собеседование.

Цель программы - формирование у детей познавательных и творческих
способностей через обучение технике папье-маше.
Задачи программы:
1. Образовательные
– дать знания по основам папье-маше;
– обучить приемам маширования;
– обучить правилам безопасной работы с колюще-режущими
инструментами;
2. Развивающие
– развивать мотивацию к художественному творчеству;
– развивать
мелкую моторику, воображение, мышление,
художественный вкус;
– развивать детскую фантазию и кругозор;
– развивать конструкторские и творческие способности.

3. Воспитательные
– воспитывать
трудолюбие,
целеустремленность,
умение
планировать свою работу, аккуратность, уважение к своему и
чужому труду;
– содействовать профессиональной ориентации учащихся.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
1.
2.

3.
4
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема
Вводное занятие.
Виды папье-маше. Технология
изготовления изделий из папье-маше.
Декоративная отделка.
Послойное папье-маше на простой
форме.
Послойное папье-маше на сложной
форме.
Папье-маше из бумажной массы
Игрушки из папье-маше.
Папье-маше с использованием
каркаса.
Предметы и украшения интерьера
Сувениры к праздникам
Модные вещицы на каждый день.
Диагностика. Оформление выставки
«Удивительный мир папье – маше».
Итоговое занятие.
Всего:

Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1,5
0,5
2
1,5
0,5

6

2

4

6

2

4

12
8
4

4
2
1

8
6
3

8
8
2
4

2
2
0,5

6
6
1,5
4

2
72

2

1.3.2. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по
технике безопасности, организации рабочего места. Знакомство с
материалами и инструментами, необходимыми для работы. Содержание в
порядке рабочего места. Знакомство с краткими историческими сведениями о
возникновении и развития искусства папье-маше. Способы декоративного
оформления изделий из папье-маше.
Практика: Первичная диагностика учащихся.

Тема 2. Виды папье-маше.
Технология изготовления изделий из папье-маше.

Декоративная отделка.
Теория: Знакомство с видами и свойствами бумаги, с бумагой, пригодной для
работы в папье-маше. Основные способы и приемы техники папье-маше
(слоёное, скульптурное). Подбор моделей и форм для изготовления папьемаше. Обучение техники маширования. Методы и правила просушки
заготовок. Правила хранения папье-маше. Сборка изделий из папье-маше.
Практика: анализ представленных фигурок из папье-маше, упражнения в
подборе моделей и форм для изготовления поделок папье-маше.
Тема 3. Послойное папье-маше на простой форме.
Теория: Правила приготовления и работа с клейстером: заваривание,
нанесение, хранение. Простые формы для послойного папье-маше.
Технология послойного папье-маше – основные этапы работы. Изготовление
заготовки (работа над формой, закрепление формы, устранение дефектов,
наращивание объёма, соединение заготовок); правила сушки изделия;
доработка заготовки (формирование мелких деталей и рельефа,
выравнивание поверхности); грунтовка поверхности; маширование на
дополнительной форме. Оформление и роспись.
Практика: изготовление простых поделок в технике послойного папье-маше
на простой форме (тарелочка, ваза для фруктов). Роспись.
Тема 4. Послойное папье-маше на сложной форме.
Теория:
Сложные формы для послойного папье-маше. Технология
послойного папье-маше на сложной форме – основные этапы работы.
Изготовление заготовки (работа над формой, закрепление формы, устранение
дефектов, наращивание объёма, соединение заготовок); доработка заготовки
(формирование мелких деталей и рельефа, выравнивание поверхности);
грунтовка поверхности; маширование на дополнительной форме.
Оформление и роспись.
Практика: изготовление простых поделок в технике послойного папье-маше
на сложной форме по образцу (ваза). Оформление по замыслу. Роспись.
Тема 5. Папье-маше из бумажной массы
Теория: Технология приготовления массы папье-маше; технология работы с
массой – основные этапы работы; Изготовление заготовки, каркасы для
фигурок папье-маше; правила сушки изделий, доработка изделия, грунтовка.
Практика: изготовление поделок папье-маше из бумажной массы – фигурок
животных по образцу и замыслу. Просушка. Оформление и роспись.
Тема 6. Игрушки из папье-маше.
Теория: Понятие игрушки. Новогодние подарки. Технология изготовления и
оформления игрушек к Новому году. Этапы работы над игрушкой.

Практика: составление эскизов изготовление новогодних игрушек и
сувениров по образцу и замыслу на основе простых форм. Оформление.
Тема 7. Папье-маше с использованием каркаса.
Теория: Материалы и инструменты, необходимые для изготовления каркаса.
Способы изготовления фигурок на каркасе (послойное папье-маше, масса
папье-маше). Технология формообразования и конструирования.
Практика: Изготовление фигурки сказочного персонажа из массы папьемаше на каркасе по образцу или замыслу.
Тема 8. Предметы и украшения интерьера
Теория: Понятие интерьера. Способы украшения интерьера. Предметы,
которыми можно украсить интерьер (панно, вазы, светильники, рамки,
карандашницы и шкатулки, статуэтки). Технология изготовления предметов
украшения.
Практика: изготовление предметов украшения интерьера – вазы, шкатулки,
панно, фоторамки, подсвечника (на выбор) по образцу или замыслу.
Тема 9. Сувениры к праздникам
Теория: Что такое праздник. Ценность подарков своими руками.
Практика: Изготовление сувениров к праздникам к Дню матери, Дню
защиткника отечества, Новому году, 8 марта, пасхе и др. по образцу.
Тема 10. Модные вещицы на каждый день.
Теория: понятие «аксессуар» и «украшение». Особенности и способы
изготовления украшений из папье-маше.
Практика: Изготовление брошки из массы папье-маше по замыслу.
Тема 11. Диагностика. Оформление выставки
Практика: (тестирование, беседа, практические задания). Проведение опроса
для выявления уровня предметных знаний учащихся по итогам полугодия и
всего курса обучения. Организация выставки творческих работ
обучающихся.
Тема 12. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов года. Награждение самых активных ребят.
Игровая программа.
1.4. Планируемые результаты
2. По окончанию курса обучения воспитанники
будут знать:
– историю возникновения папье-маше;
– основные понятия, термины;
– виды и свойства бумаги;
– правила безопасной работы с материалами и инструментами;
– технологию изготовления изделий по каркасу и основе;
будут уметь:

пользоваться инструментами, соблюдая правила ТБ;
самостоятельно планировать предстоящую работу;
организовывать свое рабочее место;
применять способы и приемы маширования;
работать в коллективе;
оформлять изделие согласно образцу или самостоятельно по эскизу;
оценивать результаты своего труда;
вносить
изменения
в
конструкцию
изделия
с
целью
усовершенствования;
– сочетать разные виды декоративно-прикладного искусства для создания
собственных оригинальных изделий.
Направленность, содержание программы, формы и технологии ее
реализации, предполагают формирование у учащихся универсальных
учебных действий:
Регулятивные:
– реализация своего творческого замысла при помощи различных
средств, оценка результата своей деятельности;
– составление плана и работа по нему, соответственно цели; контроль,
коррекция и оценка своей деятельности;
– нахождение нескольких вариантов решения различных художественнотворческих задач, выбор наиболее приемлемого;
– представление себя и результата своей творческой деятельности,
обоснование своей точки зрения; умение принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою;
– самостоятельные поиск, анализ, отбор информации через различные
источники, ее сохранение и передача;
– знание и применение правил личной гигиены, техники безопасности на
занятиях, умение заботиться о собственном здоровье.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;
- поиск необходимой информации, структурирование знаний;
- рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности.
Коммуникативные:
- умение выстраивать монолог, участвовать в диалоге;
- умение правильно задавать вопросы с целью поиска и сбора
информации;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
- знание норм и правил поведения в обществе и умения работы в
коллективе, подчинение правилам;
- умение управлять эмоциональным состоянием.
Личностные:
– положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
– готовность приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся, самостоятельность в поиске решений различных задач;
– осознание трудностей и стремление к их преодолению.
–
–
–
–
–
–
–
–

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
–

Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31
мая для каждого года обучения и составляют 36 недель.
– Занятия проводятся два часа в неделю (один раз в неделю по два часа).
– В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
– Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
–

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует
санитарно-гигиеническим
и
противопожарным
требованиям,
оборудованным: доской, ученическими партами (6 шт.) и стульями (12
шт.), столом педагога, компьютером, шкафами для хранения
материалов, образцов и инструментов (2 шт.), стеллажами для
хранения дидактических пособий и учебных материалов (2 шт.),
вешалкой для верхней одежды, кулером.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, фотографии,
рисунки,
методическая
литература,
раздаточный
материал,
видеозаписи, методические разработки, образцы изделий.
Материалы и инструменты:
бумага (газетная, оберточная, туалетная); салфетки бумажные; фольга
пищевая, малярный скотч, проволока для каркаса, наждачная бумага,
клей; гуашь; кисти; грунтовка, лак; нитки швейные; нитки для вязания;
мука; картон; карандаши; линейки; ножницы; шило.
2.2.2. Информационное обеспечение
В кабинете имеется компьютер, с подключенным интернетом,
мультимедийные материалы, компьютерные программы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации.
(п.3.1 – Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда
России от 5 мая 2018 г. 19 № 298н) и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).

2.3. Формы аттестации и контроля
Способы и формы выявления результатов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения практических заданий;
- беседа;
- устный опрос;
- диагностика;
- выставка;
- итоговое занятие.
Способы и формы фиксации результатов:
- грамота;
- готовая работа;
- журнал;
- протоколы диагностики.
Способы и формы предъявления результатов:
- выставка;
- готовые изделия;
- открытые занятия.
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает
следующие виды контроля:
- вводный; проводится на первых учебных занятиях и имеет своей
целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся,
скорректировать учебно-тематический план, программу, определить
направления и формы индивидуальной работы.
- текущий; определяет степень освоения детьми учебного материала,
уровень их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и
заинтересованности
учащихся;
обеспечивает
ритмичность и
организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее
эффективному
подбору
методов
и
средств.
- итоговый; проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на
дальнейшее самостоятельное обучение, получение данных для
совершенствования педагогом образовательной программы.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам
проводится в форме творческой работы по определенному заданию. На
контрольных занятиях обучающиеся показывают усвоение материала

программы и демонстрируют полученные навыки работы с массой
папье-маше.
Два раза в год оформляются мини-выставки детских работ учебной
группы. Лучшие из них в конце учебного года показываются на
итоговой выставке. Выставки проводятся с целью определения уровня
освоения содержания образования, техники исполнения изделий,
демонстрации достижений ребят, степени подготовленности к
самостоятельной работе и являются формой активизации их
творческих способностей.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение
имеет коллективный анализ творческих работ. При этом отмечаются
наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению
задания, разбираются характерные ошибки.
Формы аттестации:
- защитный просмотр (просмотр работ с их одновременной защитой
ребенком);
- творческие работы;
- самостоятельные работы репродуктивного характера;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и
изобразительного творчества различного уровня;
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных
разделов программы);
- систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного
года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность
ребенка; активность, аккуратность, творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении, уровень
усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных
соответствующим разделом программы;
- занятия-конкурсы на повторение практических умений;
- вопросники, собеседование (индивидуальное и групповое).
2.4. Оценочные материалы
Результативность образовательной программы отражает достижение
обучающимися детского объединения предметных, метапредметных и
личностных результатов. Достижение личностных и метапредметных
результатов отслеживается педагогом преимущественно на основе
собеседований и наблюдений за обучающимися в ходе учебных
занятий, участия ребят в коллективных творческих делах и
мероприятиях детского объединения и образовательного учреждения.
Предметные результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы отражают сформированность у
обучающихся теоретических знаний и практических умений и навыков.
Итоги контрольной диагностики фиксируются педагогом в журнале.

Показатель

Теоретические
знания

Практические
умения, навыки

Степень
выраженности
оцениваемого
показателя
Учащийся владеет
менее чем ½
объёма знаний,
предусмотренных
программой,
практически не
использует в своей
речи специальную
терминологию в
рамках изучаемого
курса;
Учащийся владеет
более чем ½
объёма знаний,
задания
предусмотренных
программой,
нередко
использует в своей
речи специальную
терминологию в
рамках изучаемого
курса;
Учащимся освоен
практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой,
осознанно
используется
специальная
терминология в
рамках изучаемого
курса
Учащийся овладел
менее чем ½
предусмотренных
программой

Оценка
уровня

Методы
диагностики

Низкий

Наблюдение,
опросы,
тестирование,
контрольные

Средний

Высокий

Низкий

Наблюдение,
анализ
результатов
творческой

умений и навыков;
выполняет простые
практические
задания, задания
на основе образца;
Учащийся овладел
более чем ½
предусмотренных
программой
умений и навыков; Средний
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества;
Учащийся овладел Высокий
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой;
выполняет
практические
задания творчески.

деятельности

Так же учитывается активность и результаты участие учащихся в
конкурсных мероприятиях различного уровня.
Важной составляющей образовательного процесса в детском
объединении является организация демонстрации приобретенного
учащимися в процессе занятий мастерство. Выставки, презентации
работ могут проводиться в конце занятия, организовываться по итогам
изучения разделов, по окончании учебного курса.
Критериями оценки созданных учащимися творческих работ
выступают следующие показатели:
 качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
 четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
 аккуратность выполнения;
 самостоятельность выполнения;
 художественная выразительность.
К формам педагогического контроля, используемых в объединении
«Удивительный мир папье-маше» относятся: открытые и зачетные занятия;
выставки. Уровень теоретических знаний проверяется педагогом на зачетных
занятиях с помощью опрос – карт по пройденным темам.

Таблица фиксирования результатов освоения программы.
Фамилия, имя
ребенка

Специальные
Начало
знания Конец
года
года

Практические
Начало
умения Конец
года
года

Творческие
Начало
Конец года
способности
года

Критерии оценки уровня развития творческих способностей
(адаптированная методика Рыбаковой)
Низкий уровень креативности – работам свойственна схематичность,
практически полное отсутствие деталей или их незначительное количество.
Средний уровень креативности – в работах проявляется предметная
оформленность окружающей среды. К рисунку добавляются все новые и
новые элементы, организуя целостную композицию.
Высокий уровень креативности – для работы характерно
многократное использование заданной фигуры при построении единой
смысловой композиции. Тест – фигура включается в сложную целостную
структуру композиции в качестве мелкой второстепенной детали.
Критерии оценки уровня знаний
Высокий уровень – знает теоретический материал, отвечает
уверенно, без наводящих вопросов.
Средний уровень – знает основные термины и понятия, отвечает
неуверенно, ждет наводящих вопросов.
Низкий уровень – путается в терминологии, отвечает односложно.
Критерии оценки практических умений:
Высокий уровень - умеет работать с материалами и инструментами,
соблюдает правила техники безопасности, умеет внести фантазию и
изобретательность, изделие выполнено аккуратно в соответствии с заданной
темой.
Средний уровень - умеет работать с материалами и инструментами,
соблюдает правила техники безопасности, умеет внести фантазию и
изобретательность, изделие соответствует заданной теме, выполнено
неаккуратно.
Низкий уровень - не умеет работать с материалами и инструментами,
не соблюдает правила техники безопасности, изделие не соответствует
заданной теме.
Диагностическая карта
Диагностика результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Удивительный мир
папье-маше»
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

К-во
балло
в

Методы
диагностики

Теоретические
знания (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)

Владение
специальной
терминологией по
тематике программы

Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебнотематического
плана программы)

1. Теоретическая подготовка
Соответствие
минимальный уровень
теоретических
(обучающийся овладел
знаний
менее чем ½ объема
обучающегося
знаний,
программным
предусмотренны х
требованиям
программой);
средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);
максимальный уровень
(обучающийся освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренны х
программой за
конкретный период);
Осмысленность минимальный уровень
и правильность
(обучающийся, как
использования
правило, избегает
специальной
употреблять
терминологии специальные термины);
средний уровень
(обучающийся
сочетает специальную
терминологию с
бытовой);
максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
и в полном
соответствии с их
содержанием).
2. Практическая подготовка
Соответствие
минимальный уровень
практических
(обучающийся овладел
умений и
менее чем ½
навыков
предусмотренны х
программным
умений и навыков);
требованиям
средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½);
максимальный уровень
(обучающийся овладел
10 43 практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренны ми
программой за
конкретный период)

1

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

5

10

1

5

10

1

5

10

Практические
занятия,
наблюдение,
опрос.

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Творческие навыки
(творческое
отношение к делу и
умение воплотить
его в готовом
продукте)

Умение подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

минимальный уровень
умений (обучающийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с оборудованием)
средний уровень
(работает с
оборудованием с
помощью педагога)
максимальный уровень
(работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Креативность в
начальный
выполнении
(элементарный)
заданий
уровень развития
креативности
(обучающийся в
состоянии выполнять
лишь простейшие
практические задания
педагога)
репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
творческий уровень
(выполняет
практические задания с
элементами творчества)
3. Общеучебные умения и навыки
Самостоятельно минимальный уровень
сть в подборе и умений (обучающийся
анализе
испытывает серьезные
литературе
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога)
средний уровень
(работает с
литературой с
помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень
(работает с
литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

1

5

10

1

Наблюдение,
практические
занятия,
конкурсные и
презентационн
ые занятия

5

10

1

5

10

Творческие
задания по
теории,
наблюдение,
опрос.

Умение
осуществлять
учебноисследовательску ю
работу (писать
рефераты, проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

Умение слушать и
слышать педагога

Умение
конструктивно
общаться со
сверстниками

Самостоятельно минимальный уровень
сть в учебноумений (обучающийся
исследовательск испытывает серьезные
ой работе
затруднения, нуждается
в помощи и контроле
педагога)
средний уровень
(работает с помощью
педагога или
родителей)
максимальный уровень
(работает
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
4.Учебно-коммуникативные умения
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

Сформированно
сть умения
конструктивно
общаться со
сверстниками

1

5

10

минимальный уровень
умений (обучающийся
испытывает серьезные
затруднения, нуждается
в постоянной помощи и
контроле педагога

1

средний уровень (часто
нуждается в помощи
педагога или
родителей)
максимальный уровень
(не испытывает особых
трудностей)
минимальный уровень
(обучающийся
испытывает серьёзные
затруднения в
общении, нуждается в
постоянной помощи,
периодически
провоцирует
конфликты)
средний уровень (часто
нуждается в помощи
педагога или
родителей, сам в
конфликтах не
участвует, старается их
избежать)
максимальный уровень
(не испытывает особых
трудностей, пытается

5

10

1

5

10

Наблюдение

самостоятельно
уладить возникающие
конфликты)
5.Учебно-организационные умения
Умение организовать
Способность
минимальный уровень
свое рабочее
самостоятельно умений (обучающийся
(учебное) место
готовить свое
испытывает серьезные
рабочее место к затруднения, нуждается
деятельности и в постоянной помощи и
убирать его за
контроле педагога)
собой
средний уровень (часто
нуждается в помощи
педагога или
родителей)
максимальный уровень
(не испытывает особых
трудностей)
Навыки соблюдения
Соответствие
минимальный уровень
в процессе
реальных
(обучающийся овладел
деятельности правил
навыков
менее чем ½ объема
безопасности
соблюдения
навыков соблюдения
правил
правил безопасности,
безопасности
предусмотренны х
программным
программой)
требованиям
средний уровень
(объем усвоенный
навыков составляет
более ½)
максимальный уровень
(обучающийся освоил
практически весь объем
навыков,
предусмотренны х
программой за
конкретный период).
Умение аккуратно
Аккуратность и
удовлетворитель но
выполнять работу
ответственность
хорошо
в работе
отлично

1

Наблюдение

5

10

1

5

10

1
5
10

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
В основу образовательного процесса заложен принцип личностно ориентированного подхода: организация процесса обучения с опорой на
субъектный опыт ребенка, развитие и обогащение этого опыта; возможность
проявления каждым творческой инициативы, наличие разноуровневых
заданий с учетом психологических особенностей дете й;
дифференцированная помощь педагога; анализ не только результата, но и
всего процесса обучения.

Методы проведения занятий
Словесные. В основу этих методов положено слово как источник
информации. Поэтому для изучения материала используется рассказ, беседа,
лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах, различных
технологиях. Инструкции, которые применяются при изготовлении поделок.
Правила техники безопасности при работе.
Наглядные. Данные методы проведения занятия подразделяются на
иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные
(выставки, просмотр альбомов и т.п.). Показ образцов, выполненных с
помощью различных технологий. Использование наглядных пособий.
Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов с
фотографиями изделий, изготовленных детьми.
Практические. Разнообразные упражнения применяются для
отработки навыков выполнения той или иной операции, последовательности
в работе по изготовлению изделия из папье-маше. Применяются различные
виды игр: игра-соревнование (дети соревнуется в быстроте и качестве
выполнения операций по изготовлению изделий из папье-маше); подвижные
игры;
развивающие игры (развитие внимания, памяти, воображения,
навыков самоконтроля и самодисциплины).
Типы занятий:
 комбинированный;
 первичного ознакомления материала;
 усвоение новых знаний;
 применение полученных знаний на практике;
 закрепления, повторения;
 итоговое.
Формы организации учебного занятия:
 кружковое занятие;
 виртуальная экскурсия;
 проект;
 творческий отчет;
 творческая мастерская;
 урок-игра.
Программой предусматривается также:
 посещение выставок;
 творческие конкурсы.
Широко применяются различные педагогические технологии
1. Технология развивающего обучении через:
– объяснительно-иллюстративный
метод:
рассказ,
беседа,
сопровождающаяся показом наглядности. Используемый наглядный
материал: альбомы, репродукции, фотографии, детские работы;

наглядно-практический метод: выполнение творческих, развивающих
заданий;
– метод активации творческой деятельности: беседы об искусстве,
экскурсии, игры, викторины, создание ситуации занимательности,
новизны, ситуации успеха;
– метод стимулирования деятельности и поведения, направленные на
создание мотивации к творчеству: одобрение, обращение внимания на
достоинства в работе, отбор творческих работ для участия в конкурсах,
выставках разных уровней;
– метод
контроля и самоконтроля: устные и письменные,
индивидуальные опросы, открытые занятия для педагогов и родителей,
показы творческих работ, анализ, самоанализ, обсуждение творческих
работ по итогам занятия или мероприятия.
2. Технология проблемно-поискового обучения через:
– творческие исследования;
– творческие задания;
– ситуации выбора;
– решение проблемных вопросов.
3. Технология творческого проектирования через:
– проектирование;
– планирование;
– поиск информации;
– изготовление;
– презентация изделий на творческом этапе программы.
4. Технология здоровьесбережения через:
– динамические паузы;
– специальные упражнения для профилактики снижения зрения,
нарушения осанки;
– релаксационные упражнения;
– создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
5. Компьютерная
технология
–
через
использование
компьютерных программ:
– поиск информации по теме занятия;
– изготовление схем для работы;
– ознакомление с сайтами по рукоделию.
6. Игровая технология через:
– упражнения и игры для развития произвольного внимания;
– игры на адаптацию детей в начале учебного года;
– дидактические игры.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
–

3.4.

Список учебно-методической литературы

Литература для педагога:
1. Волина В. Е.Волгина «Развитие творческих способностей детей» - М.:
2000г.
2. Гибсон Р. «Папье-маше» М.: 2005 г.
3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль: Академия
развития, 2000 г.
4. Бельтюкова, Н.Б. Самоделки из папье-маше/ Н.Б. Бельтюкова. – М.: АСТ,
2006. - 112 с.
5. Иванова, Е.П. Поделки из папье-маше/ Е.П. Иванова. - Белгород: Книжный
клуб "Клуб семейного досуга", 2011. – 64 с.
6. Чаянова, Г.Н. Папье-маше/ Г.Н. Чаянова – М.: Дрофа Плюс, 2007. – 144 с.
Литература для обучающихся:
1. Лыкова, И.А. Наше папье-маше/ И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2008. - 16
с.
2. Матюхина, Ю. А. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров/ Ю.
А. Матюхина, О. П. Медведева. - М.: Феникс, 2007. - 256 с
3. Родионова, С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия/ С.Родионова. –
М.: АСТ-Пресс, 2010. – 120 с.
4. Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье –
маше. Серия «Умелые руки». [Текст]: книга для обучающихся. А.А.
Алебастрова. – М.: «Академия развития», 2010. – 192 с.
5. Зайцева, А.А. Папье – маше. Коллекция оригинальных идей. Серия
«Азбука рукоделия». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Зайцева. –
М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.toysew.ru/
http://www.livemaster.ru/
http://ochumelye.ru/
http://www.passionforum.ru/
http://handcraft-studio.com/
http://stranamasterov.ru/
http://www.passionforum.ru/

Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
Занятия проводятся 1 раз в неделю (среда (четверг)) по два часа:
Всего: 72 учебных часа за 9 месяцев
№
п/
п

Дата
проведения

план
1.

4.09 (5)

2.

11.09
(12)

3.

18.09
(19)

4.

25.09
(26)

факт

Раздел программы/ тема
занятия

Количес
тво
часов

Форма
проведения
занятия

Сентябрь
Вводное занятие.
Виды папье-маше.

2

Познавате
льное
Презентац
ия
Познавате
льное
Презентац
ия

Наблюде
ние

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

2

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

Технология
изготовления изделий
из папье-маше.
Декоративная отделка
заготовки из папьемаше.
Послойное папьемаше на простой
форме (посуда).
Выбор формы для
изделия (тарелочка,
стаканчик, вазочка и
тд.) Приготовление
клейстера для работы
Обрыв бумаги и
наложение её по всей
поверхности формы.
Создание 7 слоёв из
бумаги и клея ПВА,
просушка.
Послойное папьемаше на простой
форме. Обрыв бумаги
и наложение её по
всей поверхности
формы. Создание 7
слоёв из бумаги и клея
ПВА, просушка.

Итого:
1.

2.10 (3)

2

Форма
контроля

Наблюде
ние

8
Октябрь
Послойное папьемаше на простой

2

Практичес Опрос.
кое
Анализ

2.

9.10
(10)

3.

16.10
(17)

4.

23.10
(24)

5.

30.10
(31)

форме. Выравнивание
и шлифовка формы,
роспись изделия.
Папье-маше из
бумажной массы.
Технология
приготовления массы
папье-маше, основные
этапы работы над
поделкой.
(Осенняя композиция
Грибочки)
Папье-маше из
бумажной массы.
Технология
приготовления массы
папье-маше, основные
этапы работы над
поделкой. (Осенняя
композиция Грибочки)
Послойное папьемаше на сложной
форме. Выбор формы
для изделия.
Изготовление изделия.
Сушка.

Послойное папьемаше на сложной
форме. Оформление,
роспись, лакировка.

Итого:
1.

06.11
(7)

работ

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

2

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Комбинир Опрос.
ованное: Анализ
Познавате работ
льное,
практичес
кое

2

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

10
Ноябрь
Послойное папьемаше на сложной
форме. Завершение
росписи изделия
(покрытие лаком)

2

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче

2.

13.11
(14)

Сувениры к
праздникам.
Вазочка (конфетница)
для мамы

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льноеМаст
ер-класс

3.

20.11
(21)

Сувениры к
праздникам.
Вазочка (конфетница)
для мамы

2

Мастеркласс

4.

27.11
(28)

Игрушки из папьемаше. Новогодние
игрушки из бумажной
массы. Подготовка
основы (шар), работа с
массой по образцу,
сушка.

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

Итого:
1.

4.12 (5)

2.

11.12
(12)

ских
заданий
Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

8
Декабрь
Игрушки из папьемаше. Новогодние
игрушки из бумажной
массы. Оформление
игрушки, роспись.

Игрушки из папьемаше. Новогодние
игрушки из бумажной
массы. Подготовка
основы (по замыслу).
Изготовление
игрушки.

2

2

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

3.

18.12
(19)

Диагностика.
Оформление
выставки.

2

4.

25.12
(26)

Игрушки из папьемаше. Новогодние
игрушки из бумажной
массы. Изготовление
игрушки по замыслу.
Оформление, роспись.

2

Итого:
1.

15.01
(9)

2.

22.01
(16)

3.

29.01
(23)

8
Январь
Папье-маше из
бумажной массы.
Фигурки животных.
Изготовление
заготовки для
поделки, лепка из
массы. Сушка,
оформление, роспись.
Папье-маше из
бумажной массы.
Фигурки животных.
Изготовление
заготовки для
поделки, лепка из
массы. Сушка,
оформление, роспись.
Папье-маше из
бумажной массы.
Фигурки животных.
Изготовление
заготовки для
поделки, лепка из
массы. Сушка,
оформление, роспись.

(30)
Итого:
1.

5.02 (6)

Комбинир Опрос.
ованное Анализ
детских
работ.
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

2

2

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

6 (8)
Февраль
Папье-маше из
бумажной массы.
Фигурки животных.

2

Практичес Опрос.
кое
Анализ
детских

Изготовление
заготовки для
поделки, лепка из
массы. Сушка,
оформление. роспись.
Сувениры к
праздникам. День
защитника Отечества.
Брелок для папы.
Изготовление
поделки.

работ.

2.

12.02
(13)

3.

19.02
(20)

Сувениры к
праздникам. День
защитника Отечества.
Брелок для папы.
Оформление поделки.

2

4.

26.02
(27)

Сувениры к
праздникам.
Международный
женский день.
Магнитик для мамы.

2

Итого:
1.

5.03 (6)

2.

12.03
(13)

2

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
Мастеркласс

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Комбинир Наблюде
ованное: ние.
Познавате Анализ
льное,
выполне
мастерния
класс
практиче
ских
заданий

8
Март
Сувениры к
праздникам.
Международный
женский день.
Магнитик для мамы.
Оформление поделки.
Папье-маше с
использованием
каркаса. Изготовление
фигурки человека с
послойным папье-

2

2

Мастеркласс

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Комбинир Наблюде
ованное: ние.
Познавате Анализ
льное,
выполне
практичес ния

маше или массой.
Сушка.
3.

19.03
(20)

4.

26.03
(27)

Папье-маше с
использованием
каркаса. Изготовление
фигурки человека с
послойным папьемаше или массой.
Оформление поделки.
Предметы и
украшения интерьера.
Вазы и статуэтки.

Итого:

кое

2

2

практиче
ских
заданий
Практичес Опрос.
кое
Анализ
детских
работ.

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

8
Апрель
Предметы и
украшения интерьера.
Вазы и статуэтки.

1.

2.04 (3)

2

2.

9.04
(10)

Сувениры к
праздникам.
Пасхальный сувенир.
Изготовление
пасхального яйца
способом послойного
папье-маше.

2

3.

16.04
(17)

Сувениры к
праздникам.
Изготовление
пасхального яйца
способом послойного
папье-маше.
Оформление сувенира.

2

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Комбинир Наблюде
ованное: ние.
Познавате Анализ
льное,
выполне
практичес ния
кое
практиче
Мастер- ских
класс
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

4.

23.04
(24)

Предметы и
украшения интерьера.
Панно из массы папьемаше.

2

5.

30.04
(-)

Предметы и
украшения интерьера.
Панно из массы папьемаше.

2

Итого:

Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Практичес Наблюде
кое
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий

10 (8)
Май
Модные вещицы на
каждый день.
Составление эскиза,
изготовление поделки.

1.

7.05 (8)

2

2.

14.05
(15)

Диагностика.
Оформление
выставки.

2

3.

21.05
(22)
Итого:
Всего:

Итоговое занятие.

2
6
72

Комбинир
ованное:
Познавате
льное,
практичес
кое

Наблюде
ние.
Анализ
выполне
ния
практиче
ских
заданий
Комбинир Опрос.
ованное Анализ
детских
работ.
Игра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».