Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
индивидуальная
коррекционно-развивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«РАЗВИВАЙКА»
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (72 час.)
Возраст обучающихся: 11 лет
Автор-составитель:
Серёжкина Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
пгт. Новозавидовский
2024 г.
1
Год разработки программы
2024 год
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
направленность программы: социально-гуманитарная
уровень программы: базовый
нормативно-правовое основание разработки программы:
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и
актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и
развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов
министерства образования Российской Федерации.
Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением
надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об
образовании».
Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на
получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:
- воспитание и обучение;
- социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Дополнительная общеобразовательная индивидуальная коррекционноразвивающая программа «Развивайка» для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья разработана на основе типовых программ с учетом
учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых
документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242
«О направлениях методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав учреждения.
Актуальность и целесообразность ДООП:
В нашей стране, к сожалению, специальных методик работы с детьми с
расстройством аутистического спектра разработано недостаточно. Каждая из
3
них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка. В связи
с данными обстоятельствами, программа разработана с учётом научно –
практических разработок и выстраивается система работы с ребёнком РАС
учитывая его индивидуальные особенности.
Программа «Развивайка» разработана с целью обеспечения коррекции
недостатков в речевом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
В основе данной коррекционной программы лежит понятие «дети с
ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям
вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать
следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми
нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные
дети", "исключительные дети". Таким образом, детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
можно
считать
детей
с
нарушением
психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном)
обучении.
Правительство РФ приняло ряд законов и нормативных актов с целью
оказания помощи детям с ограниченными возможностями в выживании,
лечении, образовании и более эффективной адаптации их в современном
обществе.
Программа строится с учетом следующих принципов:
учета актуального уровня развития ребенка и зоны его ближайшего
развития;
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
единства требований воспитания ребенка в ДЮЦ и условиях семьи;
коррекционной направленности воспитательного процесса;
доступности, повторяемости и концентричности предложенного
материала.
Педагогическая целесообразность
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Предвидя возможные трудности
обучающихся при выполнении задания, оказывается индивидуальная
помощь, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения, повышения
самостоятельности детей.
Для достижения оптимального результата используются следующие
современные педагогические технологии:
Технология личностно – ориентированного обучения;
Элементы технологии проблемного обучения;
Элементы игровых технологий;
Принципы построения программы:
Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности,
возможности, особенности психофизического развития детей.
4
Принцип практико-ориентированности – обеспечивает направленность
работы на решение коррекционных задач.
Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное
признание достижений детей.
Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении
ситуации успеха в деле.
Возраст детей, участвующих в реализации ДООП:
Программа адресована детям-инвалидам и детям с ОВЗ 11 лет.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий:
Применяются следующие формы проведения занятий: беседа, наблюдение,
занятие - игра, практическое занятие, игра сюжетно-ролевая.
Формы организации занятий:
Занятия проводятся индивидуально.
Формы аудиторных занятий:
Применяется следующая форма организации занятий: индивидуальная.
Сроки реализации ДООП:
Программа рассчитана на 1 год обучения на 72 часа в год (при учебной
нагрузке 2 часа в неделю).
Методы обучения:
Применяются следующие методы обучения: словесные, наглядные,
практические.
- Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение, рассказ,
побуждение к повторению за педагогом.
- Наглядные методы: показ педагогом приемов исполнения, работа по
образцу, наблюдение, использование игрушек;
показ иллюстраций,
просмотр книжек, фотографий, картинок, рисунков.
- Практические: тренировочные упражнения,
практические занятия
(пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика).
1.2. Цели и задачи
Цель ДООП: формирование личности ребенка с ОВЗ и ребенкаинвалида, и адаптация его к жизни в обществе через развитие и коррекцию
его речевых навыков.
Задачи ДООП:
1)
Обучающие:
Формировать понимание речи взрослого: на вопрос «где?» – уметь
находить взглядом предмет, знать свое имя, отзываться поворотом головы.
Обучать умению находить и давать знакомые предметы по просьбе
«Дай!»; употреблять глагол «Дай!» самостоятельно при необходимости;
5
понимать слова «нельзя, да, нет»; понимать название окружающих
предметов.
Дать представление о названиях предметов по лексическим темам.
Формировать произношение гласных звуков (АОУЭЫ), правильное
произношение согласных звуков (В-Ф, К-Г, Х, С-З, Ш-Ж, Ч-Щ, Ц, Л),
отдельных слогов, коротких слов, фраз, коротких предложений.
Учить пользоваться звукоподражаниями в ходе организованной
ситуации и внеситуативно.
Уточнять, расширять и обогащать словарный запас названиями
основных действий.
Обучать знанию своего тела, лица.
2)
Развивающие:
Развивать эмоциональные качества: грусть, радость.
Развивать речевое дыхание.
Развивать речевой слух: умение различать звучащие игрушки,
предметы; определять направление и силу звука.
Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру.
3)
Воспитательные:
Воспитывать потребность в вербальном общении.
Воспитывать морально-волевые качества.
Воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно–тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Вводное.
Обследование
Лексическая тема «Семья»
Лексическая тема: «Домашние
животные».
Лексическая тема: «Настольный
театр «Репка»
Лексическая тема: «Настольный
театр «Теремок».
Количество часов
всего
теория
практика
1
0.5
0.5
7
2
5
8
2
6
6
2
4
8
2
6
8
2
6
7.
Лексическая тема: «Игрушки».
6
2
4
8.
Лексическая тема: «Транспорт».
6
2
4
6
Лексическая тема: «Домашние
птицы».
10. Лексическая тема: «Человекчасти тела».
11. Лексическая тема: «Овощи».
9.
ИТОГО:
8
2
6
8
2
6
6
2
4
72
20.5
51.5
1.3.2. Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство.
Теория. Невербальная форма приветствия.
Практика. Знакомство с кабинетом.
Тема 2. Обследование.
Теория. Обследование динамики раннего психологического развития:
личностных и коммуникативных особенностей ребенка.
Практика. Обследование анатомического строения артикуляционного
аппарата и уровня сформированности речи.
Тема 3. Лексическая тема «Семья»
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: пальчиковая гимнастика «этот
пальчик дедушка»
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:
«Поиграй мячик с
мальчиком» (подуть на бумажный мячик)
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья»
Папа,
мамочка и я-вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается,
улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама
удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при
произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить
указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я
(сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).
4. Развитие понимания речи: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи
(мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто
маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая?
И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы
ребенка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов
семьи).
7
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?»
(компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Педагог: У кого красная кофта, зеленое платье?
Тема 4. Лексическая тема: «Домашние животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы «скачут по столу: По
дороге белой, гладкой скачут пальцы. Как лошадки: Цок-цок-цок, цок-цокцок, скачет резвый табунок.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком»
(сдуть бумажный бантик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень
любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий
язык и совершать им лакательные движения. Кошка молоко лакала, после
ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка
и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет
мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке,
медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить
язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот
такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а
среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем
прикусить язык).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных
игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных —
киса, авка (собака), конь. Игра «Помоги детенышу найти свою маму».
Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились.
Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец
звукоподражания).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): сложить разрезную
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В
деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д.
Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе,
хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить
правильно. Скотный двор».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на
формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Тема 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать
руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед
8
собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки,
«шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала),
Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом
зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем
мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в
него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка
(изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами,
широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами
кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести
звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами).
Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть,
произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением
языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи).
Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. Д. (вопросы задаются после
рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей
сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета,
как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Тема 6. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два,
три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить
зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы —
это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут»
по столу как ножки), Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки
изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить
несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой
(указательный и средний пальцы скачут по столу).
2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в
лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи
(длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы
выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь
волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал
реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед).
Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит,
Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки
ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой?
И т.д.(покажи).
9
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки
по вопросу логопеда «Кто это?»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из
теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).
7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из
кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.
8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в
теремок». Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУКТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькимитихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.
Тема 7. Лексическая тема: «Игрушки».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не
нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль). Ключом ее вы
заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в
«замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов).
Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив
пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка
выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком»
(подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с
куклою играет. Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот,
несколько раз произнести слово «мама»). Буратино улыбается, Даже если
удивляется. А улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей. (несколько раз
широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары большие, надувные. Вот
такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд). Стала Танечка
играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал, Только носом шар
порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с
шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал совсем-совсем
худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь).
Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь
не догнать (цокать языком).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить
названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми,
дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка —
машина — собачка и др.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к
повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, авав, и-го-го и др).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой
колокольчик поет вот так: дон-дон, Маленький: динь-динь, Средний: диньдон. Угадай, кто поет (перечислить). Или компьютерная игра «Учимся
говорить правильно. Колокольчики».
10
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки,
но разных размеров). Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И
т.д.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика
(треугольник с палочкой).
Тема 8. Лексическая тема: «Транспорт».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Транспорт» — автобус, троллейбус,
машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. В морях корабли, ледоколы,
суда. Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все
остальные по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Помоги машинам
разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной
«улице»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Какой бывает
транспорт» Посмотрите: самолет отправляется в полет. Самолет летит, гудит,
смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно
произносить звук (л). Ну а это парашют. Вниз нас спустит в пять минут
(высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на
носу). По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их
вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель). По железной
дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а
затем убрать его). Путь проделали большой и приехали домой.
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Рассматривание парных
картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же
словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам —
транспортные средства).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Учить называть транспортные
средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки
транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть.
Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок
по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Транспорт» - Давай послушаем
звуки разных машин: У-у-у — самолет, Би-би — машина, Ту-ту — поезд. Что
ты услышал? Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра
«Учимся говорить правильно: «Транспорт»).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Найди свое место» — транспортные
средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: Рисование гаража ( домик
— квадрат, крыша — треугольник).
Тема 9. Лексическая тема: «Домашние птицы».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Петушок» Идет петушок
(указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок
(указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные
пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»). Красная
11
бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга), Масляна головушка
(потереть большие пальцы обеих рук об остальные).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Помоги утенку
догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с
утенком»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «На птичьем дворе»
Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних
птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат
уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести
звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть
губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га,
га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех
распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки —
малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и
закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы
трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Кто мама?» — учить различать и
показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Отгадывание загадок. Он носом
в землю постучит. Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный.
Крикун неугомонный. (петух). Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под
крыло собирает. (курица) Закричу я га-га-га, Налечу я на врага. А когда я
обозлюсь. Больно за ноги щиплюсь (гусь). По водичке плавает, Громко
крякает (утка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Домашние птицы» Угадай, кто
кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся
говорить правильно: «На птичьем дворе».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Голодные цыплята». Логопед: Нужно
накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и
червячки разного цвета).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».
Тема 10. Лексическая тема: «Человек- части тела».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Рисуем человечка» Точка, точка,
запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать), Вышла рожица
кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это
указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал),
Получился человечек.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Дети катаются с горки»
(бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней
ниточками прикреплены фигурки детей на санках).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Водичка- водичка»
Водичка-водичка, Умой мое личико (потереть лицо ладонями), Чтобы глазки
блестели (потереть глаза кулачками), Чтобы щечки краснели (потереть
12
ладонями щеки), Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться) И кусался зубок
(пощелкать зубами).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Давай умоемся»: уточнить
понимание слов, обозначающих части тела, части лица.
5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди
спят». Ответы ребенка на вопросы логопеда: Кто это? Что делают люди?
Какие люди спят?
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): логопед показывает 2-3 картинки из общей
стопки, затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок
должен показать те картинки, которые ему были предъявлены вначале
(изображения людей).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.
Тема 11. Лексическая тема: «Овощи».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Пирожки» Испекли всем пирожки
(хлопать одной ладонью по другой), Мышонку с картошкой (соединить
большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка),
Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а
остальные сжать в кулачок), Котенку с капустой (указательный палец и
мизинец отставить, остальные плотно соединить). Ешьте, будет вкусно.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Сдуй лишние овощи»
(бумажное пособие «Зайчик с морковкой» + на ниточках — лук, помидор).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Сладко и горько» Как
зайчишка, ловко погрызем морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами). А
того, чьи зубки крепки, Угостим мы спелой репкой (надуть щеки), Выросла у
нас на грядке Круглая да сладкая (улыбнуться). Можно губки облизать
(облизать губы). И спасибо всем сказать. А бывают овощи горькие. Это лук и
чеснок (поморщиться).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.
5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное
внимание, память, мышление): игра «Чего не стало?» (резиновые игрушки
овощей).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме,
величине).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по
трафарету.
1.4. Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы обучающийся будет знать:
- Понимать речь взрослого: по просьбе: дай - находить и давать знакомые
предметы; самостоятельно употреблять глагол: дай.
- Понимать слова: нельзя, да, нет.
- Понимать названия окружающих предметов.
13
- Иметь представление о названиях предметов по лексическим темам.
В результате освоения данной программы обучающийся будет уметь:
Внятно произносить гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И).
Пытаться правильно произносить согласные звуки (Ф-В, К-Г, Х, С-З, ЧЩ, Ц, Л).
Произносить отдельные слоги, короткие слова, связывать 2 слова во
фразу.
Пользоваться звукоподражаниями.
Владеть речевым дыханием.
Различать звучащие игрушки, предметы.
Определять направление звука и его силу.
Понимать названия основных действий.
Понимать расположение и названия частей тела и лица.
Уметь: хохотать, улыбаться, сердиться, различать эти эмоции у других.
Общаться вербально.
Быть усидчивым, аккуратным, доброжелательным.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая.
Обучение и составит 36 недель.
Режим занятий: занятия проводятся два часа в неделю (два раза в неделю по
одному часу).
Между занятиями проводятся специально организованные динамические паузы,
которые способствуют снятию напряжения.
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму, кроме зимних
каникул с 01января по 08 января и летних каникул с 01 июня по 31 августа.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Для реализации данной программы необходимо иметь помещение для
занятий, учебную доску. Также, необходимы следующие учебные пособия
по развитию навыков устной речи: Т.А. Ткаченко «Обогащаем словарный
запас», Т.П. Воронина «Азбука на кончиках пальцев», Т.В. Александрова
«Живые звуки или фонетика для дошкольника», Комплекс артикуляционной
гимнастики (№1 - №14).
Принадлежности (из расчета на одного обучающегося).
14
Простой карандаш – 1 шт.
Цветные карандаши – 18 цветов
Геометрическая линейка – 1 шт.
Ножницы с тупыми концами – 1 шт.
Набор писчей бумаги – 1 уп.
Пуговицы:
среднего размера с 2-мя дырочками – 5 шт.
большого размера с 2-мя дырочками – 5 шт.
маленькие с 4-мя дырочками – 4 шт.
7) Ленточка шириной 1 см длиной 35 см – 1 шт.
8) Танграм: вырезать по схеме из плотного цветного картона – 1 шт.
9) Шнурок плоский – 3 шт. разного цвета (не белый и не черный)
10) Зеркало настольное небьющееся – 1 шт.
11) Суровая нить или нить №10
12) Альбом для рисования – 1 шт.
13) Тетрадь в крупную клетку – 2 шт.
14) Ластик – 1 шт.
15) Клей-карандаш – 1 шт.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
2.2.2. Методическое обеспечение
Рекомендации по созданию условий для адаптации ребенка с ОВЗ
Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы
реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной
сферы, уровню подготовленности ребёнка т.е. уже усвоенным знаниям и
навыкам;
Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой
помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;
Индивидуальная дозированная помощь ученику;
Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность
воспринимать и принимать помощь;
Щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических
требований;
Создание у обучающегося чувства защищенности и эмоционального
комфорта;
Составление индивидуальной образовательной программы и программ
сопровождения;
Дополнительные индивидуальные занятия с педагогом - психологом по
развитию
познавательной
и
эмоционально
–
волевой
сферы,
коммуникативных навыков;
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ОВЗ.
1.
Соблюдение
организации
определенных
гигиенических
требований
при
15
занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на
занятиях.
2.
Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его
размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание
ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно
продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности
другим, включать в план занятий физкультминутки.
4. Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и
применять индивидуальный подход.
Методические рекомендации по созданию организационно –
педагогических условий по работе с детьми с ОВЗ
Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков, что проявляется:
в «пошаговом» предъявлении материала;
в использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
в обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния детей с
ОВЗ;
в
постоянном
стимулировании
познавательной
активности,
побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному
миру;
в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым
ситуации успеха; именно для ребенка с ОВЗ данная ситуация жизненно
необходима;
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с
ОВЗ младшего школьного возраста:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций:
артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки,
оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
16
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой
социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной
ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на
уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
(познавательная
активность,
самостоятельность,
произвольность),
преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого
вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в
соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и
самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ОВЗ
педагогами;
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с
с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста»
адресована детям в возрасте от 3 до 11 лет.
Предусматривает:
1. Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых
общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица,
употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким
животным, к транспортным средствам;
2. Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
3. Различение картинок животных, птиц и их детенышей, Понимание
действий и признаков предметов;
4. Различение цвета, формы и величины предметов;
5. Выделение одной игрушки из нескольких;
6. Развитие конструктивного праксиса;
7. Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
8. Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их,
штрихование, обведение трафаретных фигур.
17
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1
– Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19
№ 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие
виды контроля:
- вводный: проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью
выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать
учебно-тематический план, программу, определить направления и формы
индивидуальной работы.
- текущий: определяет степень освоения детьми учебного материала,
уровень их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и
заинтересованности
учащихся;
обеспечивает
ритмичность
и
организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее
эффективному подбору методов и средств.
- итоговый: проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на
дальнейшее
самостоятельное
обучение,
получение
данных
для
совершенствования педагогом образовательной программы.
С целью контроля и проверки результативности обучения
предусмотрена текущая и промежуточная (итоговая) аттестация
обучающихся в объединении «Развивайка». Текущая аттестация проводится
по результатам первого полугодия один раз в год в декабре. Промежуточная
(итоговая) аттестация проводится по окончанию всего годичного курса
обучения в мае. Форма проведения аттестации – результаты выставок,
творческие работы обучающихся.
2.4. Способы определения результативности
Для проверки результативности обучения и текущего контроля
предусмотрены следующие мероприятия: наблюдение и мониторинг.
2.5. Учебно-методическая литература
1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского
аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.
2. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего
18
детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. —
М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
3. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного
возраста. Теоретические и методические материалы. — М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,
2001. — 160 с.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути
помощи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
5. Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе
коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 25.
6. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического
воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие
детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения
развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.
Рабочая образовательная программа «Развивайка» для 11 лет
на 2024-2025 учебный год
Срок реализации – один год.
Всего: 72 учебных часа в год.
Календарно - тематическое планирование
на 2024-2025 учебный год.
№
п/п
Дата занятия
Тема
план
Кол-во
часов
факт
1.
Вводное занятие.
1
2.
Диагностика личностных и
коммуникативных особенностей
ребенка.
1
3.
Диагностика зрительно-слухового
восприятия ребёнка.
1
4.
Диагностика состояния мимической
мускулатуры ребёнка.
1
5.
Диагностика состояния
артикуляционной моторики,
анатомического строения
1
19
артикуляционного аппарата ребёнка.
6.
Диагностика уровня понимания речи
обучающимся.
1
7.
Диагностика уровня сформированности
фонетической стороны речи ребёнка.
1
8.
Диагностика активности речевой
деятельности ребёнка.
1
a.
Итого сентябрь
8
2.
Лексическая тема «Семья».
Развитие мелкой моторики
Лексическая тема «Семья».
Упражнение на развитие дыхания
3.
Лексическая тема «Семья». Развитие
артикуляционной моторики
1
4.
Лексическая тема «Семья». Развитие
понимания речи
1
5.
Лексическая тема «Семья». Развитие
речевого подражания
1
6.
Лексическая тема «Семья». Развитие
неречевых психических процессов
(зрительное внимание, память,
мышление).
1
7.
Лексическая тема «Семья». Развитие
слухового внимания
1
8.
Лексическая тема «Семья». Сенсорное
развитие
1
1.
a.
Итого октябрь
1
1
8
1.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Развитие артикуляционной
моторики. Упражнение на развитие
дыхания
1
2.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Развитие артикуляционной
моторики
1
3.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Развитие понимания речи.
1
20
Развитие речевого подражания
4.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Развитие неречевых
психических процессов. Развитие
слухового внимания
1
5.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Сенсорное развитие
1
6.
Лексическая тема: «Домашние
животные». Развитие графомоторных
навыков.
1
7.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие мелкой моторики.
1
8.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Упражнения на развитие
дыхания
1
a.
Итого ноябрь
8
1.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие артикуляционной
моторики
1
2.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие понимания речи
1
3.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие речевого
подражания
1
4.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие неречевых
психических процессов
1
5.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Сенсорное развитие
1
6.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Репка». Развитие графомоторных
навыков
1
7.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие мелкой моторики.
1
8.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие артикуляционной
1
21
моторики
a.
Итого декабрь
8
1.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие понимания речи
1
2.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие речевого
подражания
1
3.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Упражнение на развитие
речевого дыхания
1
4.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие конструктивного
праксиса
1
5.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие слухового
внимания
1
6.
Лексическая тема: «Настольный театр
«Теремок». Развитие графомоторных
навыков
1
7.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
мелкой моторики. Упражнение на
развитие дыхания
1
8.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
артикуляционной моторики
1
Итого январь
8
1.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
понимания речи. Развитие речевого
подражания
1
2.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
неречевых психических процессов
(зрительное внимание, память,
мышление)
1
3.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
слухового внимания. Сенсорное
развитие
1
4.
Лексическая тема: «Игрушки». Развитие
1
a.
22
графомоторных навыков
5.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие мелкой моторики. Упражнение
на развитие дыхания
1
6.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие артикуляционной моторики
1
7.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие понимания речи. Развитие
речевого подражания
1
8.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие неречевых психических
процессов (зрительное внимание,
память, мышление)
1
a.
Итого февраль
8
1.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие слухового внимания.
Сенсорное развитие
2.
Лексическая тема: «Транспорт».
Развитие графомоторных навыков
1
3.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие мелкой моторики
1
4.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Упражнения на развитие дыхания
1
5.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие артикуляционной моторики
1
6.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие понимания речи
1
7.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие речевого подражания
1
8.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие неречевых психических
процессов (зрительное внимание,
память, мышление)
1
Итого март
1.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
8
1
23
Сенсорное развитие
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
Лексическая тема: «Домашние птицы».
Развитие графомоторных навыков
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие мелкой моторики
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Упражнения на развитие дыхания
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие артикуляционной
моторики
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие понимания речи
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие речевого подражания
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие неречевых психических
процессов (зрительное внимание,
память, мышление)
Итого апрель
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Сенсорное развитие
Лексическая тема: «Человек - части
тела». Развитие графомоторных
навыков
Лексическая тема: «Овощи». Развитие
мелкой моторики. Упражнения на
развитие дыхания
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
4.
Лексическая тема: «Овощи». Развитие
артикуляционной моторики
1
5.
Лексическая тема: «Овощи». Развитие
понимания речи. Развитие речевого
подражания
1
6.
Лексическая тема: «Овощи». Развитие
неречевых психических процессов
(зрительное внимание, память,
мышление)
1
7.
Лексическая тема: «Овощи». Сенсорное
развитие
1
8.
Лексическая тема: «Овощи». Развитие
1
24
графомоторных навыков
Итого май
8
Всего год
72
25