Программа Юный гроссмейстер_2024-2025 (72 ч)

Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Юный гроссмейстер»
Уровень освоения программы: углубленный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Составитель: Никитина Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования

пос. Новозавидовский
2024

Год разработки программы 2022.
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка программы включает в себя:
 направленность программы: физкультурно-спортивная
 уровень программы: углубленный
 нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Устав учреждения.
Программа «Юный гроссмейстер» (углублённый курс) является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой обучения детей
школьного возраста , имеющих спортивный разряд по шахматам. Программа разработана и адаптирована на основании книги «Как стать гроссмейстером» А. Котова, в ней освещены важнейшие стороны шахматной игры, законы и правила,
выработанные теоретиками шахмат.
 Актуальность и целесообразность ДООП:
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его
способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения.
Программа основана на книге выдающегося советского гроссмейстера А.
Котова. В ней предлагаются для изучения общая теория миттельшпиля, позиционная игра, комбинационное чутьё, расчёт вариантов, переход в эндшпиль, турнирный режим. Разделы «Как тренироваться» и «Упражнения» раскрывают методы самостоятельной тренировки, которыми пользовались в своё время сильнейшие шахматисты, а сборники примеров на разбираемую тему призваны дать материал для самостоятельных занятий.
3

 Адресат программы:
Вся программа построена по принципу от простого к сложному и адресована обучающимся шахматистам-разрядникам (от 11 до 17 лет), входящим в группы по 715 человек.
Условия набора: принимаются все желающие, имеющие базовые навыки игры в
шахматы и шашки, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья с предоставлением медицинской справки.
 Объём и срок освоения программы:
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа «Юный гроссмейстер» разработана на один год
обучения – 72 часа; срок освоения – 36 недель.
 Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем составом объединения и в группах.
Режим занятий: Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой
образовательного учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение детей среднего школьного и старшего школьного возраста.
Занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа. Общее количество
часов в неделю – 2 часа. Режим и периодичность занятий устанавливается с учетом СанПиН СП 2.4.3648-20.
 Формы проведения занятий
Занятия проходят в форме бесед, конкурсов решения задач, практической
игры в шахматы, викторин, олимпиад под руководством преподавателя.
 Формы организации занятий: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Программа предусматривает обучение детей
в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Постоянная смена видов деятельности на занятиях способствует активизации познавательной активности школьников. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе.
 Здоровьесберегающие технологии
На занятиях с дошкольниками и школьниками младшего школьного возраста очень важно и полезно проводить физкультминутки и пальчиковую гимнастику. Это способствует укреплению здоровья и развивает мозг и речь ребенка.
 Формы аудиторных занятий: индивидуально-групповая.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесные (лекция, беседа, объяснение) и практические (игра в шахматы, разыгрывание учебных примеров, турнирная практика).
4

1.2. Цель и задачи
Цель программы:
 формирование гармонично развитой и творчески активной личности через
обучение игры в шахматы.
















Задачи:
Обучающие:
повысить уровень мастерства игры в шахматы;
углубить знания в области теории и практики игры в шахматы;
обучить их методам самостоятельной тренировки;
научить тонкостям процесса обдумывания ходов.
Воспитательные:
создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы обучающихся;
воспитать чувство товарищества и личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
воспитание гармонично развитой и творчески активной личности.
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков;
развитие аналитических способностей;
развитие памяти, усидчивости, умения думать;
развитие внимательности и наблюдательности;
развитие творческого воображения и фантазии.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план

№
п/п

Тема

Вводное, беседа по технике безопасности.
Знакомство с образовательной программой.
2. Позиционная игра.
3. Учимся у чемпионов мира.
4. Методы самостоятельной тренировки.
5. План игры в шахматах.
6. Комбинационное зрение.
Три качества мастерства шахматиста в дей7.
ствии.
8. Дебют.
9. Эндшпиль.
10. Турнирная практика.
Итого
1.

Количество часов
Теория Практика Всего
2

0

2

10
1
1
6
3

10
1
1
6
3

20
2
2
12
6

3

3

6

1
2
0
29

1
2
16
43

2
4
16
72
5

1.3.2. Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой.
Теория. Вводное, беседа по технике безопасности. Три «кита» шахматного мастерства. Позиционное чутьё. Общая теория миттельшпиля. Типы шахматных сражений.
Практика. Разобрать примеры двух шахматных партий и сделать выводы о мышлении гроссмейстера.
2. Позиционная игра.
Теория. Виды шахматных партий. Основные постулаты позиционной игры. Анализ и оценка позиции.
Практика. Разобрать примеры шахматных партий по каждой теме урока и сделать выводы о мышлении гроссмейстера.
3. Учимся у чемпионов мира.
Теория. Показать примеры из турнирных практик чемпионов мира, проанализировать мышление гроссмейстеров.
Практика. Разобрать примеры шахматных партий и сделать выводы о мышлении
гроссмейстеров. Сделать анализ и оценку позиций.
4. Методы самостоятельной тренировки.
Теория. Как тренироваться в домашних условиях. Как готовиться к соревнованиям.
Практика. На примере упражнений проанализировать и оценить позиции.
5. План игры в шахматах.
Теория. Общая теория. Что такое план, виды планов.
Практика. Разобрать на примерах виды планов, проанализировать мышления
гроссмейстеров при составлении планов. Практические советы. Упражнения.
6. Комбинационное зрение.
Теория. Что такое комбинационное зрение. Теория, темы и типы комбинаций.
Тактические приёмы. Расчёт вариантов.
Практика. Учимся у чемпионов мира, разбор и анализ примеров комбинаций и
тактических приёмов. Тесты и упражнения для закрепления знаний.
7. Три качества мастерства шахматиста в действии.
Теория. Что такое атака, виды и типы атаки. Защита. Чувство опасности.
Практика. Анализ примеров различных атак и жертв при атаках. Тесты и упражнения для закрепления знаний.
8. Дебют.
Теория. Дебютная подготовка юных гроссмейстеров. Четыре отношения к дебюту.
Практика. Изучение и разыгрывание различных дебютов. Подбор индивидуального дебютного репертуара. Практические советы.
9. Эндшпиль.
Теория. Роль эндшпиля и его особенности. Как тренироваться в разыгрывании
эндшпиля.
Практика. Анализ игры гроссмейстеров в эндшпиле. Тесты и упражнения для закрепления знаний.
10. Турнирная практика.
6

Теория. Техника подготовки к турнирам. Правила участия в турнирах. Кодекс
поведения во время турнира. Классические шахматы, блиц и рапид. Судейский
семинар.
Практика. Игра в турнирах различного уровня. Турнирная практика включает
выезды на соревнования различных уровней согласно календарного плана мероприятий на учебный год.
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения желательно повысить свой рейтинг и спортивный разряд
по шахматам, играть в турнирах с различным контролем времени. Решать самостоятельно задачи и комбинации на 3-5 ходов.
Уметь грамотно и аккуратно записывать шахматные партии, делать аналитический разбор партий, оценивать шахматные позиции, видеть шахматную тактику в позициях, делать ловушки и самим избегать их.
Уметь давать сеансы одновременной игры и играть шахматные партии
вслепую.
Знать несколько дебютов и правила игры в различных окончаниях, историю
шахмат и шахматных чемпионов, принцип заполнения турнирной таблицы и три
системы проведения соревнований (олимпийскую, круговую и швейцарскую).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая для
каждого года обучения и составляют 36 недель.
Занятия проводятся два часа в неделю (один раз в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует санитарногигиеническим и противопожарным требованиям. В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска (1 штука), наборы шахмат – один набор на двоих обучающихся (7
штук), дидактический материал (карточки для самостоятельной работы), ручки (1
штук) и карандаши (1 штука), тетради (1 штука) на каждого обучающегося. С целью повышения интереса к занятиям и в качестве интерактивного обучения желательно использовать ПК (5 штук) и интернет.
2.2.2. Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы, интернет-источники.

7

2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1 – Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19 № 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие виды
контроля:
- вводный: проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебнотематический план, программу, определить направления и формы индивидуальной работы.
- текущий: определяет степень освоения детьми учебного материала, уровень их
подготовленности к занятиям; уровень ответственности и заинтересованности
учащихся; обеспечивает ритмичность и организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее эффективному подбору методов и средств.
- итоговый: проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение данных для совершенствования педагогом образовательной программы.
Способы определения результативности
Отслеживание результативности во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время решения
задач или комбинаций, а также в результате участия в квалификационных турнирах. Проводятся такие турниры в начале (либо середине) и (или) конце учебного
года. Если ребёнок набрал определённое количество очков (например, выиграл 8
партий из 10) и выполнил норму для выполнения спортивного разряда, то Комитет по делам молодёжи и спорта присваивает ему соответствующий спортивный
разряд, который фиксируется в зачетной квалификационной книжке спортсмена
разрядника. Такая книжка с его личными данными и фотографией выдаётся юному шахматисту, когда он выполняет норму 3 юношеского разряда. Итогом работы
объединения является участие детей в районных, областных и других соревнованиях и олимпиадах по шахматам.
Формы подведения итогов реализации ДООП:
 соревновательные процессы в виде игр,
 олимпиада,
 конкурсы решения комбинаций и задач,
8

 индивидуальная или совместная самостоятельная работа по карточкам,
 выезды на соревнования разных уровней.
Сроки и формы проведения промежуточной аттестации:
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в объединении «Шахматы и
шашки-1 (базовый уровень)». Промежуточная аттестация проводится в мае месяце после окончания первого года обучения. Итоговая аттестация проводится по
окончанию всего двухлетнего курса обучения в мае месяце. Промежуточная и
итоговая аттестация проводится в форме квалификационных и отборочных турниров и соревнований.
2.4. Оценочные материалы
В конце срока реализации программы педагог оценивает силу игры обучающегося по его индивидуальному рейтингу, который обсчитывается после каждой турнирной игры, при повышении спортивного разряда или подтверждении
его, педагог оформляет соответствующие документы на присвоение.
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и теоретических знаний и умений.
Фамилия,
№
п/п

имя
обучаемого

Знание основных
шахматных понятий, базовых
форм, терминов

Владение разнообразными тактическими
приёмами и основными навыками работы за
шахматной доской.

Умение решать
шахматные
задачи, комбинации и этюды.

Стремление к
совершенству
и законченности в работе
Проявление
творчества и
фантазии.

Участие в соревнованиях
различного
уровня.

Этапы диагностики
п

и

п

и

п

и

п

и

п

и

1.
2.

2.5. Методические материалы
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения.
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время
решения задач или комбинаций, а также в результате участия в соревнованиях
различного уровня.
Образцы дидактического материала по программе обучения представлены
отдельными файлами.

9

2.6. Учебно-методическая литература.











А. Котов. «Как стать гроссмейстером».
А.И. Нимцович. «Моя система», «Как я стал гроссмейстером».
М. Блох. «Комбинационные мотивы».
Компьютерные программы: «Шахматная школа», часть 2 для 4-2 разрядов;
«Шахматные комбинации»; «Шахматный университет».
В. Костров, П. Рожков. «1000 шахматных задач».
В. Костров. «Как играть шахматные окончания» 1,2,3,4 части.
Н. Яковлев, В. Костров. «Найди лучший ход».
Я.И. Нейштадт. «250 ловушек и комбинаций».
Я.И. Нейштадт. «Некоронованные чемпионы».
Дидактический материал.
Календарно - тематическое планирование
на 2024 -2025 учебный год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа:
Всего: 72 учебных часа за 1 год.

№
п/
п

Дата проведения
план
факт

Раздел программы/ тема занятия

Колво
часов

Форма
проведения занятия

2

1. 07.09.24

Вводное, беседа по технике
безопасности. Знакомство с образовательной программой.

Беседа.
Игра.

2. 14.09.24

Виды шахматных партий.

2
2

3. 21.09.24

Основные постулаты позиционной игры. Анализ и оценка позиции.

4. 28.09.24

Турнирная практика.

2

Итого сентябрь

8

Форма
контроля

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
Игра.

рейтинг

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.

6.

05.10.24

Слабые поля. Слабые пешки.

2

12.10.24

Слабость периферии. Пешечные
островки.

2

7.

19.10.24

Открытые вертикали, диагонали,
горизонтали.

2

8.

Беседа.
Игра.

9.

26.10.24

Турнирная практика.

2

Игра.

Итого октябрь

8

рейтинг

10

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.

10. 02.11.24

Проходная пешка. Два слона.

2

Пространство. Неудачная позиция одной фигуры.

2

11. 09.11.24

Дисгармония в расстановке фигур.

2

12. 16.11.24

Беседа.
Игра.

13. 23.11.24

Турнирная практика.

2

Игра.

14. 30.11.24

Центр.

2

Беседа.
Игра.

Итого ноябрь

10

15. 07.12.24

Столкновение элементов.

2

16. 14.12.24

Учимся у чемпионов.

2

17. 21.12.24

Турнирная практика.

2

18. 28.12.24

Методы самостоятельной тренировки.

2

Итого декабрь

8

19. 11.01.25

План игры. Общая теория.

2

20. 18.01.25

Виды планов.

2

21. 25.01.25

Турнирная практика.

2

Итого январь

6

22. 01.02.25

План при защите

2

23. 08.02.25

Многоступенчатый план.

2

24. 15.02.25

Одноступенчатый план.

2

25. 22.02.25

Задачи и упражнения.

2

Итого февраль

8

Комбинации : темы и типы.

2

26. 01.03.25

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
Игра.

рейтинг

рейтинг

Беседа.
Игра.

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
Игра.

рейтинг

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
самоТесстоятель- ты.
но
Беседа.
Игра.

Тесты.
11

27. 08.03.25

Тактические приёмы.

2

28. 15.03.25

Задачи и упражнения.

2

29. 22.03.25

Турнирная практика.

2

Итого март

8

30. 05.04.25

Качества мастерства шахматиста.

2

31. 12.04.25

Атака.

2

32. 19.04.25

Задачи и упражнения.

2

33. 26.04.25

Турнирная практика.

2

Итого апрель

8

34. 03.05.25

Дебюты.

2

35. 10.05.25

Эндшпиль.

2

36. 17.05.25

Задачи и упражнения.

2

37. 24.05.25

Турнирная практика.

2

Итого май

8

Итого за учебный год

72

Беседа.
Игра.

Тесты.

самоТесстоятель- ты.
но
Игра.
рейтинг

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.
самоТесстоятель- ты.
но
Игра.
рейтинг

Беседа.
Игра.
Беседа.
Игра.

Тесты.

самоТесстоятель- ты.
но
Игра.
рейтинг

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».