Программа_Лоскуток_ 2024-25 (72ч)

Управление образования администрации
Конаковского муниципального округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского
района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Лоскуток»
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (72 час.)
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Автор-составитель:
Игнатова Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования

пгт. Новозавидовский
2024 г.

Год разработки программы ___________________

Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

Информационная карта программы
Название
Направленность
Разработчики
программы
Общий объём
программы в часах
Форма реализации
Целевая категория
обучающихся
Аннотация
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Лоскуток»
Художественная
Педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ
Конаковского района Игнатова О.В.
72 часа
Очная
Обучающиеся в возрасте 7-12 лет
Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса к
одному из традиционных видов народного художественного
творчества – шитью, развитие творческих способностей в
процессе постижения мастерства традиционного русского
рукоделия.
Обучение по программе позволяет получить первоначальные
навыки ручного шитья и кроя, познакомиться с
технологическими процессами шитья, особенностями работы
с разными материалами, инструментами и приспособлениями,
приёмами шитья на ручной швейной машинке; развивать
потребность к творческому труду и интерес к избранному
виду деятельности; даёт возможность каждому
обучающемуся проявлять индивидуальность в
художественном творчестве.
Одной из особенностей программы является технология
творческого проекта, которая позволяет пробудить желание
обучающихся творить самостоятельно, стремление

Планируемые
результаты

придумывать образ и воплощать его в материал. Программа
имеет практическую значимость: обучающиеся получат
швейные навыки, которые пригодятся в повседневной жизни,
поможет в будущей профориентации.
Знания названия и назначения ручных и машинных швов,
видов тканей, правил раскроя тканей, основных приёмов
шитья, технологии раскроя, изготовления, оформления
швейных изделий;
Умения использования инструментов для шитья, владения
приёмами кроя, выполнения швов в различной технике,
изготовления простых игрушек, панно, кукол, сувениров,
швейных изделий для использования в быту, аксессуаров из
текстиля, умения оформления и украшения изделий из ткани;
Навыки экономного расходования материала, аккуратного
вырезания деталей, качественного изготовления изделий
вручную и на швейной машинке.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
 направленность – художественная
 уровень – базовый
 нормативно-правовое основание разработки программы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями и дополнениями 2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242.
О внеурочной
деятельности и
реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Устав учреждения.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы
заключается в том, что работа по изготовлению изделий из ткани (мягкая
игрушка, предметы интерьера, текстильная кукла, цветы и текстильные
сувениры) помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета,
точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского
народного художественного творчества. Познание народных традиций
вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью
понимать язык народного искусства.
Программа отражает общую тенденцию к возрождению популярности
рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и
тенденций в традиционные виды декоративно- прикладного искусства. Через
приобщение обучающихся к инновационным видам рукоделия оказывается
влияние на формирование их художественного вкуса, открывается простор
для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических
ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами
творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально

открывать для себя волшебный мир искусства рукоделия, проявить и
реализовать свои творческие способности.
 Отличительные особенности и новизна:
В наше время технического прогресса построение образовательного
процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей
работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении
данной программы активно используется метод творческого проекта.
Научить всему, вызвать интерес творчеству, пробудить желание творить
самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает
практика, увлечение обучающихся поначалу лишь непосредственным
изготовлением предлагаемых образцов швейных изделий постепенно
перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем
воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.
Новизна программы также заключается в ее практической значимости: она
открывает большие возможности профориентационной и трудовой
деятельности каждому участвующему в ее реализации.
 Педагогическая целесообразность программы основывается на
преподавании теоретического материала параллельно с формированием
практических навыков у детей. Мастерство рукоделия детей развивается
индивидуально на разных уровнях: репродуктивном, репродуктивно творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в
образовательном процессе. В основе реализации программы лежит активный
процесс взаимодействия педагога и обучающихся: в совместном общении
выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с
деятельностью.
Занятия в объединении способствуют трудовому, эстетическому
воспитанию ребят, расширению их кругозора. Немаловажным является то,
что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими
деталями) у обучающихся воспитывается аккуратность, усидчивость. Это
способствует улучшению учебной деятельности в целом.
Программа «Лоскуток» предусматривает обучение шитью в так
называемых смешанных группах. Это группы с разновозрастным составом
обучающихся и разноуровневой подготовкой.
Общая тема занятия предлагается всем обучающимся. Одни изучают ее
на уровне простейшего способа изготовления. Другие знакомятся с
технологией изготовления изделий с элементами усложнения. Для тех, у кого
высокие знания и навыки шитья, ведущим методом является самостоятельная
работа с материалами печатных изданий, а также интернет ресурсами на
основе ранее полученных знаний и умений.
При комплектовании группы, в объединение часто зачисляются дети,
владеющие начальными навыками и умениями шитья. Данная программа
позволяет определить степень подготовленности ребенка, дает возможность
корректировать в зависимости от индивидуальных способностей и степени
овладения учебной программой.

 Адресат программы:
Программа адресована обучающимся 7 - 12 лет, входящим в группы по
10-12 человек, без предварительного отбора.
Условия набора: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказания по состоянию здоровья.
 Объём и срок освоения программы:
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа «Лоскуток» разработана на один год обучения
– 72 часа; срок освоения – 36 недель.
 Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем составом
объединения и в группах.
Режим занятий: одно занятие в неделю по 2 часа. Общее количество часов
в неделю – 2 часа. Режим и периодичность занятий устанавливается с учетом
СанПиН СП 2.4.3648-20.
Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических
особенностей
воспитанников. Программа
предусматривает
изучение
необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно
– прикладного творчества. Содержание теоретических сведений
согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На
теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. При
изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно
использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции,
презентации. Остальное время посвящается практической работе. В процессе
практической деятельности основными формами являются индивидуальные
и групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо
закрепить полученные знания, умения, навыки. Другие формы: выставки,
занятия-игры, мастер-классы, творческие мастерские.
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого
потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки
обучающегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие
замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к
любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень их знаний и
интереса.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Занятия проводятся всем составом объединения. Форма организации занятия
индивидуально-групповая.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по
своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы

обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по
обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;
способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать
учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе
определенных методов обучения учитывается особенность контингента
детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса
обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность
каждого, качества знаний формируется в системе, индивидуализация
обучения осуществляется через дифференцированный подход путем
создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы
индивидуально.
Основная форма
1
1. Познавательное
занятие

2. Практическое
занятие по отработке
определенного
умения.

3. Самостоятельная
деятельность детей
4. Творческие
упражнения

5. Игровая форма
6. Конкурсы

7. Выставки

Образовательная задача,
решаемая на занятиях
2
Передача информации.

Обучение. Вырабатывать
умение обращаться с
предметами, инструментом,
материалами. Научить
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
Поиск решения проблемы
самостоятельно
Применение знаний в новых
условиях. Обмен идеями,
опытом

Методы
3
Беседа, рассказ,
объяснение, показ
приемов
изготовления
Упражнения, работа
по образцу

Упражнения
Упражнения,
взаимная проверка,
временная работа в
группах
Короткая игра, играоболочка
Игра

Создание ситуации
занимательности
Контроль знаний, развитие
коммуникативных отношений.
Корректировка знаний, умений,
развитие ответственности,
самостоятельности
Массовая информация и
экспозиция
наглядная информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства

8. Занятие –
соревнования
9. Занятие - зачет

Закрепление умений, знаний,
навыков
Подведение итогов, выявление
осознанности знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда

1.2.

Игра
Индивидуальное
или групповое
занятие,
собеседование.

Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в
процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи:
Обучающие
- познакомить с историей и современными направлениями швейного
декоративного творчества;
- привить интерес к шитью и пробудить желание совершенствовать свои
умения и навыки;
- познакомить с основами шитья и кроя, конструирования и моделирования
при изготовлении текстильных изделий;
- обучать технологическим процессам шитья, техникам работы с
материалами, инструментами и приспособлениями, приемам шитья на
швейной машинке;
- научить применять полученные умения, навыки на практике, используя
знания швейной технологии.
Развивающие
- развить эстетический и художественный вкус, творческий потенциал;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться достижению целей;
- развить психомоторные качества личности, мелкую моторику рук,
глазомер, графические умения и навыки;
- развить интерес к избранному виду деятельности;
- развитие способности к адекватной самооценке, самоуважения.
Воспитательные
- приобщить к традиционной русской культуре и народному
художественному творчеству;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность при работе с
материалами и инструментами;
- дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в
художественном творчестве;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
объединении, терпимость и принятие чужого мнения.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема

Вводное занятие
Виды ручных стежков и швов
Машиноведение
Мягкая игрушка
Полезные мелочи из текстиля
Новогодние текстильные украшения
Аксессуары из текстиля
Текстильная кукла
Лоскутная техника
Текстильные сувениры и подарки к
праздникам
Творческие проекты
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
0,4
2
1,2
6
0,8
4
1,6
8
1,6
8
1,6
8
1,2
6
1,6
8
1,2
6
2
10
4
2
72

0,8
0,4

Практика
1,6
4,8
3,2
6,4
6,4
6,4
4,8
6,4
4,8
8
3,2
1,6

Содержание программы
Тема 1. Вводные занятия.
Теория: День открытых дверей. Задачи кружка, знакомство с обучающимися.
Знакомство с программой обучения. План работы объединения.
Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы и личной
гигиены. Правила по технике безопасности при работе на швейной машине, с
иглами, ножницами, нитками, булавками, утюгом. Инструменты и
материалы, необходимые для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.
История шитья.
Знакомство с основными видами рукоделия,
применявшимися в нашей стране и других странах мира: шитье, вышивка,
вязание, валяние, плетение. Знакомство с миром шитья (приспособления,
инструменты и материал).
Знакомство с многообразием изделий, выполняемых разными видами
шитья.
Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов,
методических пособий, литературы.
Тема 2. Виды ручных стежков и швов.
Теория: Виды ручных стежков. Правила выполнения ручных работ. Техника
выполнения различных швов («вперед иголка», «назад иголка», «петельный»,
«через
край»,
«ручная
строчка»,
«в
подгибку»).
Пришивание пуговицы. Правила раскроя, соединения изделий из различных

тканей и материалов. Обучение экономному раскрою материалов.
Ознакомление с понятием ВТО, правила тепловой обработки материалов.
Практическая работа: Упражнения вставлять нить в иголку, делать узелок
на конце нити. Упражнения по выполнению стачного, разметочного,
обметочного, петельного подшивочного, потайного швов. Игольницы и
подушечки, салфетки и платочки, украшение отделочными материалами.
Тема 3. Машиноведение.
Теория: Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины
к работе. Заправка верхней и нижней нитей. Основные навыки работы на
ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка». Уход за швейной
машиной. Виды машинных швов. Соединительные, краевые и обметочные
швы. Их применение. Технология выполнения машинных швов. Приемы
выполнения стачного и накладного швов. Выполнение отделочной строчки.
Практическая работа: подготовка машины к работе. Заправка нитей.
Приемы выполнения стачного и накладного швов. Выполнение машинных
швов на бумаге, затем на ткани по контурам. Выполнение отделочной
строчки. Выполнение «сборки».
Тема 4. Мягкая игрушка.
Теория: История возникновения игрушки. Основные виды игрушек
(примитивные, чердачные, тильды, объемные…) Правила изготовления
миниатюрных игрушек из фетра и шерстяных тканей, использование шнуров
для
имитации
разных
частей
тела
(ручки,
ножки,
лапки).
Правила работы с выкройками: технология увеличения и уменьшения
выкройки, правила выполнения и хранения выкроек, правила графических
построений в альбоме, тетради, копирование готовых выкроек, шаблонов.
Простейшие цельнокроеные игрушки из флиса, драпа, фетра:
правила раскроя, соединения деталей, основные принципы шитья (основные
швы, как шить и вышивать без узлов, нюансы работы на швейной машинке,
правила набивки игрушки). Интерьерные игрушки: история возникновения,
основные виды.
Примитивная игрушка (чердачная). Тильда – игрушка.
Особенности изготовления сувенирной игрушки из тонкой ткани – ситца,
бязи, шелка и др. Оформление игрушки: правила расположения накладки и
глаз на мордочке игрушки, приёмы стягивания накладки для мордочки и
носика,
утяжки,
виды
накладок,
носиков,
глазок…
Объемные игрушки из различных материалов. Правила раскроя
симметричных деталей игрушки. Последовательность соединения деталей
игрушек, совмещение ключевых точек. Швы, используемые для пошива
игрушек.
Практическая работа: Выбор игрушки и ткани, изготовление шаблона,
перенос на ткань, выкраивание деталей, сшивание и набивка, оформление
лиц и мордочек при помощи пуговиц, бусин и ниток.
Тема 5. Полезные мелочи из текстиля.

Теория. Текстильные изделия, используемые в быту. Понятие Полезной
игрушки. Кухонные принадлежности. Как украсить интерьер.
Практическая работа. Изготовление небольших текстильных предметов:
чехлов для ножниц, очков, телефонов, пеналов, закладок для книг, булавниц,
подхватов, мешочков, салфеток, брелоков.
Тема 6. Новогодние текстильные украшения
Теория: История празднования Нового года в России. Рождество. Украшения
из текстиля на елку. Украшение интерьера. Подарки из текстиля своими
руками.
Практическая работа: Изготовление плоских ёлочных игрушек из атласных
и шелковых тканей простых форм (звезда, елочка, часы, месяц и т.д.). Выбор
ткани, выкраивание деталей, сшивание деталей, набивка. Оформление
игрушек отделочными материалами – бусинами, стразами, лентами и др.
Текстильная елочка. Выбор ткани, выкраивание, сшивание, набивка, декор.
Изготовление основы для елочки. Рождественские венки своими руками.
Тема 7. Аксессуары из текстиля.
Теория: Оформление одежды и аксессуаров. Правила изготовления цветов из
ткани и лент. Бусы, броши, колье, ободки, резинки.
Практическая работа: Изготовление цветов из текстиля в различных
техниках: бохо, кантри, канзаши, цветы из шелка, из лент, джинсы и др.,
оформление резинок для волос, браслетов, брошей, поясов, сумочек.
Тема 8. Текстильная кукла.
Теория: История появления куклы, виды кукол из ткани. Интерьерные и
игровые куклы. Правила раскроя ткани. Подбор тканей по цвету и рисунку.
Технология пошива. Показ образцов, иллюстраций.
Практическая работа: Технология пошива и оформление куклы. Выбор
модели. Зарисовка модели и запись последовательности выполнения куклы;
выполнение выкроек-лекал и чертежа куклы; выбор ткани; раскрой изделия;
пошив, набивка и оформление куклы (куклы-примитивы, Реггеди-Энн,
большеножки, тыквоголовые куклы, куклы в стиле тильда, вальдорфская
кукла – на выбор). Пошив одежды для кукол.
Тема 9. Лоскутная техника.
Теория: История лоскутного шитья. Утилитарное значение. Пэчворк в наши
дни. Ткани и цвета, подбор ткани. Виды и приемы соединения лоскутков.
Знакомство со способами составления рисунка из геометрических фигур.
Материалы и приспособления для работы. Раскрой лоскутков. Способы
складывания рисунков. Техника шитья. «Русский квадрат». Техника в стиле
«Крейзи»
Практическая работа: Подготовка материалов, разработка эскизов.
Работа с литературой и образцами изделий. Подготовка ткани. ВТО. Выбор
модели, изготовление выкроек-шаблонов, раскрой и пошив изделий:

небольших поделок, салфеток, ковриков, настенных панно, набора для кухни,
прихватки в технике: русский квадрат, крейзи.
Заключительная отделка изделий из лоскута. Изготовление творческого
изделия на основе изученных техник и узоров.
Тема 10. Текстильные сувениры и подарки к праздникам
Теория: История праздников (День пожилого человека, День матери, Новый
год и Рождество, День защитника отечества, Международный женский день,
Пасха, День Победы). Особенности, приемы, последовательность, способы
изготовления и оформления текстильных сувениров.
Практическая работа: Работа с литературой, рисунками, фотографиями и
образцами готовых изделий. Подготовка ткани и материалов для отделки.
Изготовление текстильных сувениров к праздникам: текстильные открытки,
панно, цветы, сердечки, полезные мелочи.
Тема 11. Творческие проекты
Практика. Выполнение работ по пройденным темам. Работа с литературой,
выбор изделия для работы, подготовка выкроек и лекал, раскрой и пошив.
Тема 12. Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года, награждение самых активных и
старательных ребят. Игровая программа.
1.4.

Планируемые результаты

Предметные
По окончанию курса обучения воспитанники
Будут знать:
- правила техники безопасности при работе на швейной машине и ручными
инструментами;
- название и назначение ручных швов;
- виды тканей;
- виды рукоделия;
- материалы инструменты и приспособления для шитья;
- правила кроя ткани,
- основные приемы и элементы шитья;
- способы обработки края готового изделия;
- технику швов;
- основы технологии раскроя, изготовления, оформления игрушек и кукол;
- основы композиции при изготовлении панно;
- правила изготовления цветов из ткани и лент;
- общие сведения о сочетании цветов;
- декоративные возможности;
- знать правила ухода за ручной швейной машиной;
Будут уметь:

- пользоваться инструментами для шитья;
- изготавливать шаблоны;
- владеть приемами кроя;
- выполнять швы в различной технике;
- изготавливать простые игрушки из ткани, флиса, меха;
- изготавливать панно с использованием текстильных материалов и
фурнитуры;
- оформлять и украшать изделие.
Приобретут навыки:
- экономного расходования различных материалов;
- аккуратного вырезания деталей;
- основные навыки работы на ручной швейной машинке;
- качественного изготовления изделий шитья;
- координации движений пальцев.
Метапредметные
- развитие мотивации к швейному рукоделию,
- развитие самостоятельности, ответственного отношения к работе,
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою
работу в соответствии с поставленной задачей,
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные
- формирование культуры общения и поведения в социуме,
- формирование эстетического вкуса посредством декоративно-прикладного
творчества,
- освоение элементарных коммуникативных навыков и правил поведения в
обществе.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая
для каждого года обучения и составляют 36 недель.
Занятия проводятся два часа в неделю (один раз в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует
санитарно-гигиеническим
и
противопожарным
требованиям,
оборудованным: доской, ученическими партами (6 шт.) и стульями (12 шт.),
столом педагога, компьютером, ручными швейными машинками (4 шт.),

электрической швейной машинкой (1 шт.), шкафами для хранения
материалов, образцов и инструментов (2 шт.), стеллажами для хранения
дидактических пособий и учебных материалов (2 шт.), тумбочками для
хранения материалов обучающихся (2 шт.), большими столами для раскроя
(2 шт.), зеркалом, вешалкой для верхней одежды, кулером, гладильной
доской и утюгом.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, фотографии, рисунки,
выкройки изделий, методическая литература, раздаточный материал,
видеозаписи, методические разработки, журналы, книги по шитью и
рукоделию, образцы изделий.
Материалы: ткань хлопчатобумажная (белая, цветная) – обрезки, лоскутки,
ткань флисовая разноцветная – по 1 метру каждого цвета, фетр – по 1 набору,
лоскут других тканей – драпа, меха, шелка, велюра, трикотажа. Нитки
швейные – белые, черные, цветные – по 1 катушке каждого цвета, синтепон
для набивки игрушек и простегивания изделий – 2 метра на каждого, бусины,
фурнитура, пайетки, пуговицы и др. – по 1 набору на каждого, мулине,
шерстяные нитки – несколько мотков, копировальная бумага – 1 упаковка,
проволока - 1 моток, картон для шаблонов.
Инструменты: простые карандаши- 15 шт., линейки – 15шт, клей ПВА – 1
банка, иглы – 2-3 на каждого ребенка, ножницы – 15 шт., калька – 1 рулон,
портновские булавки – 15 наборов, вспарыватели, пинцеты – 15 шт.,
наперстки, мел для ткани, термопистолет.
2.2.2. Информационное обеспечение
Программа обеспечена разработками мастер-классов к праздничным
датам, мультимедийными презентациями к темам курса (История рукоделия,
Текстильная кукла, Мягкая игрушка и её виды, Пэчворк в наши дни,
Полезное рукоделие).
В кабинете имеется компьютер, с подключенным интернетом,
мультимедийные материалы, компьютерные программы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1
– Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19
№ 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Способы и формы выявления результатов:

- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения практических заданий;
- беседа;
- устный опрос;
- диагностика;
- выставка;
- итоговое занятие.
Способы и формы фиксации результатов:
- грамота;
- готовая работа;
- журнал;
- протоколы диагностики.
Способы и формы предъявления результатов:
- выставка;
- демонстрация моделей;
- готовые изделия;
- открытые занятия.
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие
виды контроля:
- вводный: проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью
выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать
учебно-тематический план, программу, определить направления и формы
индивидуальной работы.
- текущий: определяет степень освоения детьми учебного материала,
уровень их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и
заинтересованности
учащихся;
обеспечивает
ритмичность
и
организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее
эффективному подбору методов и средств.
- итоговый: проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на
дальнейшее
самостоятельное
обучение,
получение
данных
для
совершенствования педагогом образовательной программы.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам
проводится в форме творческой работы по определенному заданию. На
контрольных занятиях обучающиеся показывают усвоение понятийного
аппарата и демонстрируют полученные навыки рукоделия.
Два раза в год оформляются мини-выставки детских работ учебной группы.
Лучшие из них в конце учебного года показываются на итоговой выставке.
Выставки проводятся с целью определения уровня освоения содержания

образования, техники исполнения изделий, демонстрации достижений ребят,
степени подготовленности к самостоятельной работе и являются формой
активизации их творческих способностей.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет
коллективный анализ творческих работ. При этом отмечаются наиболее
удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания,
разбираются характерные ошибки.
Формы подведения итогов реализации программы
На занятиях применяются поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам
проводится в форме творческой работы по определенному заданию. Два раза
в год оформляются мини-выставки детских работ учебной группы. Лучшие
из них в конце учебного года показываются на итоговой выставке ДЮЦ.
Также формой подведения итогов реализации программы является участие в
выставках и конкурсах различных уровней. Важными показателями
успешности освоения программы можно считать развитие интереса
обучающихся к народному творчеству, их участие в мероприятиях.
Формы аттестации:
- защитный просмотр (просмотр работ с их одновременной защитой
ребенком);
- творческие работы;
- самостоятельные работы репродуктивного характера;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и
изобразительного творчества различного уровня;
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
- систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года,
включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень
самостоятельности в их решении и выполнении, уровень усвоения знаний,
умений и навыков, предусмотренных соответствующим разделом
программы;
- занятия-конкурсы на повторение практических умений;
- вопросники, собеседование (индивидуальное и групповое).
2.4. Оценочные материалы
К формам педагогического контроля, используемых в объединении
относятся: открытые и зачетные занятия, выставки. Уровень теоретических
знаний проверяется педагогом на зачетных занятиях с помощью опрос – карт
по пройденным темам. Методика исследования практических ЗУН

применяются на открытых занятиях, конкурсах мастериц, при подготовке к
выставкам декоративно – прикладного творчества.
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
№
п/п
Фамилия, Имя
обучаемого

Умение
пользоваться
инструментами и
приспособлениями
Организация
рабочего места

Умение
переводить
рисунок на
ткань,
выкраивать
детали
изделия

Свободно и
качественно
выполнять
простейшие
швы

Делать
простейшие
игрушки и
другие
изделия

Умение оформить и
декорировать
работу.
Стремление к
совершенствованию
изделия.
Проявление
творчества и
фантазии в работе

п

п

Этапы диагностики
п

и

п

и

п

и

и

и

1.
2.

Критерии оценивания уровня знаний, умений и навыков воспитанников
Критерии:
Качество выполнения работы
- соблюдает последовательность и аккуратность
при изготовлении изделия;
- выполняет работу быстро и четко, в
соответствии с указанием педагога;
- помогает отстающим правильно сделать
необходимую работу;
- оценка качества выполненной работы в целом.
Знание видов и особенностей тканей
- определят у ткани нити «основы и «утка»;
- знает названия разных видов изученных тканей;
- определяет натуральные и искусственные ткани;
- знает особенности и свойства разных видов тканей;
Творчество, фантазия
- проявляет активность, инициативность, желание
экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при
изготовлении текстильных поделок;
- проявляет самостоятельность при изготовлении
изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид.
Знание техники безопасности и правил при работе на швейной машине

- знает и соблюдает технику безопасности при
работе с острыми и режущими инструментами;
- знает и соблюдает технику безопасности при
работе с утюгом;
- знает и соблюдает технику безопасности при
работе на швейной машине.
Технология изготовления текстильных изделий
- соблюдение технологических приемов при
раскрое;
- самостоятельно выполняет раскрой заготовок;
- знает и соблюдает последовательность
изготовления текстильных изделий;
- применяет фантазию и самостоятельно
выполняет отделку изделий.
Личностный рост (на основе наблюдений педагога)
- самостоятельность в работе;
- дисциплинированность;
- аккуратность;
- проработка изделий;
- умение работать в коллективе;
- развитие фантазии и творческого потенциала.
Личные творческие достижения (участие в выставках, конкурсах,
фестивалях)
- в учрежденческих;
- в районных;
- в региональных;
- в областных;
- во всероссийских.
Организация рабочего места
- поддерживает
чистоту и порядок на рабочем месте во время занятий;
- наводит порядок на рабочем месте по окончании работы.
Параметры критериев
Оценка критериев (максимум 5 баллов):
3 балла – критерий выполняется слабо;
4 балла - критерий выполняется хорошо;
5 баллов - критерий выполняется отлично.
Низкий уровень знаний, умений и навыков: 3 балла
Средний уровень знаний, умений и навыков: 4 балла
Высокий уровень знаний, умений и навыков: 5 баллов
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
О проведении занятий.

Решение образовательно-воспитательных задач осуществляется в учебной
группе из 10-14 человек смешанного состава (обучающиеся разного возраста
и различного уровня подготовки). Для обучения шитью используются
опасные инструменты и оборудование (иглы, булавки, ножницы, утюг,
швейные машины, распарыватели), что требует особой осторожности детей и
особого внимания педагога. Занятия проводятся 2 раза в неделю в
специально оборудованном кабинете. Здесь имеются швейные машины,
раскройные столы, электроутюг. Подобраны необходимые для работы
наглядные пособия, методические разработки, выставочные экземпляры,
выполненные обучающимися. В кабинете имеются необходимые
инструменты и приспособления: линейки, лекала, ножницы, гладильная
доска, иглы, нитки и т. д.
Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей.
Задания практической части зависят от выбора учащихся (по желанию, по
материальным возможностям, по мере необходимости и т.д.).
Основой организации обучения является выбор формы учебной работы:
фронтальной, групповой или индивидуальной. Эти формы отличаются друг
от друга количеством учащихся и способами организации работы.
При фронтальном обучении весь состав детей работает над одной учебной
задачей.
При групповой форме состав разбивается на подгруппы, бригады, звенья. При
этой форме обучения управление учебной деятельностью требует от педагога
особого внимания. Ему нужно определить задания по группам, обеспечить
контроль за их деятельностью. В процессе работы осуществляется
сотрудничество узкого круга учащихся в группах. Каждая группа работает
своим темпом. Работа строится на принципах самоуправления учащимися с
меньшим контролем педагога. Дети советуются, помогают друг другу.
При индивидуальной форме работы каждый учащийся работает
самостоятельно, проявляя инициативу. Темп его работы определяется
степенью целеустремленности, работоспособности, а также зависит от
возможностей и подготовленности учащегося.
При проверке ЗУН обучающихся также используются фронтальные,
групповые и индивидуальные формы работы контроля и оценки результатов
учебной деятельности. Степень усвоения пройденного материала в основном
определяется при выполнении практических заданий. Проводится
тематический контроль (после изучения одной или нескольких тем) и
итоговый. Одна из форм итогового контроля – участие в выставках
различных уровней. На итоговом занятии анализируется эффективность
работы каждого ребенка.
2.5.1. Описание методов и приемов обучения по программе
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра
и труд, познание и учение, общение и творчество.

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно
выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у обучающихся положительной
мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении
конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и
практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во
внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание
обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное
искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы,
традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные
для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение
делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех
обучающихся в изготовлении текстильных изделий рождает в них
уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению
творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности,
робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое
мастерство возникает у ребят на протяжении всего периода обучения: на
первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения
выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к
самосовершенствованию и мастерству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс
творчества и дает обучающимся навыки совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса к занятиям в тематическом плане
предусматривается частая смена видов деятельности.
В процессе обучения в объединении у детей формируются три основные
группы практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические,
технологические.
2.
общетрудовые: организаторские, конструкторские.
3.
специальные: обработка ткани, вышивка и пр.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений
обучающиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это
знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется с тщательным
продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные
трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная
цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно

осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился
согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений
на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура
труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы
обучающийся ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от
трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и
постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и
навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый
обучающийся осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой
процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции
и самоконтроль.
Формы занятий:
традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое
занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование,
выставка.
2.5.1. Описание методов и приемов обучения по программе
- фронтальный;
- коллективный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый;
исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, и т. д);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами
в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое
занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных
промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория
сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме
рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,

наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями
педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования
инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники
безопасности.
Знакомство с технологией изготовления того или иного изделия ведется
по схеме:
1. разнообразие изделий, способов их выполнения;
2. материалы и оборудование, необходимые для работы;
3. технология выполнения, схема работы;
4. построение выкройки, если есть необходимость, выкраивание деталей;
5. поузловая обработка и отделка изделия.
Такое построение программы позволяет успешно реализовать основные
дидактические принципы. А именно: учитывать возрастные и
психологические особенности учащихся, изучать материал последовательно от простого к сложному, обеспечивает связь теории с практикой.
Развивающий характер обучения и дифференцированный и индивидуальный
подход к каждому ученику, дает возможность формировать устойчивый
интерес, обеспечивая прочность усвоения знаний, сознательность,
активность и творческое развитие каждого.
2.5.2. Описание образовательных технологий.
Образовательный процесс реализации программы строится на основе
интеграции современных образовательных технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения, которая предполагает
опору на субъектный опыт ребенка, учет возрастных и личностных
возможностей и особенностей обучающихся, создание ситуации успеха,
сотрудничество, партнерство педагога и обучающихся, развитие
рефлексивных умений.
- Технология развивающего обучения предполагает учет зоны ближайшего
развития ребенка, использование вариативных заданий, направленных на
развитие абстрактного мышления, операций сравнения, обобщения, анализа,
классификации; специальные задания, развивающие аналитические умения:
«Продумай технологию изготовления», «Чего не хватает?», задания по
выбору, задания и вопросы проблемного характера, вариативные творческие
задания «Придумай свое оформление, нарисуй, составь эскиз» и др.

- Технология дифференцированного обучения предполагает использование
заданий различного уровня сложности, подбор специальных индивидуальных
заданий и упражнений, нацеленных на устранение проблем и недостатков у
отдельных детей (отстающих по определенной теме или пропускающих по
причинам болезней). Необходимо учитывать и гендерные особенности детей,
так как запросы и интересы девочек и мальчиков в группе могут не
совпадать, а иногда вступать в противоречия (выбор проекта, способы
изготовления и оформления, детализация и др.)
- Информационно-коммуникативные технологии позволяют обогатить
процесс обучения средствами наглядности, сделать его более
информативным и современным, предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающихся.
- Технологии здоровьесбережения, используемые на занятиях, направлены
как на сохранение и укрепление здоровья детей, так и на формирование
безопасного и здорового образа жизни. Для решения этих задач в ходе
реализации
программы
используются
музыкотерапия,
проводятся
физминутки, гимнастики для глаз и динамические паузы, создается
благоприятный психологический климат. Особое внимание на каждом
занятии уделяется режиму, технике безопасности, смене видов деятельности,
отслеживанию состояния детей (осанка, утомляемость, эмоциональность,
напряженность и др.).
- Проектная технология. Использование в обучении элементов
исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей,
сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Все
темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны
пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект.
2.5.3. Перечень видов учебных занятий по программе.
№ Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
1
Открытия
нового
знания - беседа,
(изучения нового материала) - лекция,
Цели:
- проблемное занятие,
Деятельностная: научить детей - мультимедиа,
новым способам нахождения - самостоятельная работа: работа с
знания, ввести новые понятия, литературой,
инструкционными
термины.
картами,
Содержательная: сформировать - учебный практикум,
систему
новых
понятий, - занятия смешанного типа.
расширить знания учеников за

2

3

счет
включения
новых
определений,
терминов,
описаний.
Рефлексии (закрепления
изученного материала)
Цели:
Деятельностная: формировать у
учеников способность к
рефлексии коррекционноконтрольного типа, научить
детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно
строить алгоритм действий по
устранению затруднений,
научить самоанализу действий и
способам нахождения
разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить
усвоенные знания, понятия,
способы действия и
скорректировать при
необходимости.
Общеметодологической
направленности (обобщения и
систематизации знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
структуризации полученного
знания, развивать умение
перехода от частного к общему и
наоборот, научить видеть каждое
новое знание, повторить
изученный способ действий в
рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить
обобщению, развивать умение
строить теоретические
предположения о дальнейшем
развитии темы, научить видению
нового знания в структуре
общего курса, его связь с уже

- собеседование,
- консультация,
- самостоятельная работа,
- практическая работа, практикум,
- решение творческих задач,
- диалог,
- комбинированное занятие.

- конкурс,
- консультация,
- урок-игра,
- обсуждение,
- беседа.

4.

приобретенным опытом и его
значение для последующего
обучения.
Развивающего контроля
(оценки и коррекции знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
способам самоконтроля и
взаимоконтроля, формировать
способности, позволяющие
осуществлять контроль.
Содержательная: проверка
знания, умений, приобретенных
навыков и самопроверка
учащихся.

- зачет,
- устные опросы,
- смотр знаний,
- творческий отчет,
- защита проектов,
- тестирование,
- конкурсы.

2.6. Список учебно-методической литературы
Литература для педагога:
1. Берг, Ю.В. Игрушки. Шьем сами / Ю.В. Берг. - М.: АСТ, 2020. - 16 c.
2. Войнатовская, Елена Домашние феи. Мастер-классы и выкройки от
Nkale / Елена Войнатовская. - М.: Питер, 2019. - 13 c.
3. Глория Николь. Шьем из лоскутков. Контент, 2005г. – 128с.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного
образования детей: Практикум: Учеб.пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
5. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из
опыта работы, М.П.1978г. – 175с.
6. Кононович, Т. П. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки / Т.П.
Кононович, З.Л. Неботова. - М.: АСТ, Сова, 2020. - 14 c.
7. Лебедев О. Е. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- 254 с
8. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие
для руководителей кружков, М.П.1990г. – 176с.
9. Соколова, О. Этот удивительный фетр! / О. Соколова. - М.:
Феникс, 2020. - 12 c.
10.Харлстон, М. Шьем забавные куклы и игрушки. Увлекательно и просто
/ М. Харлстон. - М.: Клуб семейного досуга, 2019. - 20 c.
11. Энциклопедия современной женщины. Все о рукоделии. АСТ,
Внешсигма, М.2000г. – 258с.

Литература для обучающихся
1.
Д. Чиотти. Украшения из шелковых лент. Мир книги, 2009г. –
2.
Е. Гриднева. Куклы из ткани. Питер, 2014г. - 128с.
3.
Елена Гриднева. Куклы из ткани: лучшие модели. Питер, 2014г.
4.
З. Неботова, Т. Кононович. Мягкая игрушка, М. Эксмо 2003г. – 160с.
5.
Клэр Гарланд. Мягкая игрушка. Харьков Белгород, 2008г. – 96с.
7.
Марина Зуева. Ободки для волос своими руками. М. АСТ 2015г.
8.
Н. Войдинова. Мягкая игрушка. М. Эксмо, 2001г. – 144с.
9.
Наталия Кобякова. Поделки из ткани. М.: Айрис-пресс, 2006г. – 160с.
10.
О.Л. Селенова. Сувенирная игрушка. ООО «Мода и рукоделие», М.
2003г. – 64с.
11.
В.И. Петухова, Е.Н. Ширшикова. Мягкая игрушка, М. 2001г. – 120с.
12.
Оксана Скляренко. Народные куклы своими руками. Питер. 2015г.
13.
Сумки шьем сами. М. АСТ-Пресс, 2012г. – 56с.

14.
Татьяна Чемодурова. Мягкая игрушка своими руками. Мартин. Москва
2014г. – 128с.
15.
Цветы из ткани в технике оригами. АСТ-Пресс книга, 2012г. – 32с.

1.

2.
3.
4.

Интернет ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/tomakov/rubric/5003605/
https://www.livemaster.ru/masterclasses/kukly-i-igrushki/igrushki
https://infourok.ru/metodicheskiy-sbornik-poleznie-soveti-poizgotovleniyu-igrushek-561017.html?ysclid=l56n2ir7ty948344770
https://vk.com/igrulenki

Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа:
Всего: 72 учебных часа за 9 месяцев
№
п/п

Дата
проведения
план
факт

1

07.09

2

14.09

3

21.09

4

28.09

Коли
чест
Раздел программы/
во
тема занятия
часо
в
Сентябрь
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Виды ручных
стежков и швов.
Правила выполнения
ручных работ.
Техника выполнения
различных швов.
Виды ручных
стежков и швов.
Правила выполнения
ручных работ.
Техника выполнения
различных швов.
Текстильные
сувениры и подарки
к праздникам.

Форма
проведения
занятия

2

Познавательное

2

Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое

2

2

Форма
контроля

Наблюдени
е

Наблюдени
е, анализ
выполнени
я
практическ
их заданий.
Комбинированн Наблюдени
ое:
е, анализ
познавательное, выполнени
практическое
я
практическ
их заданий.
Мастер-класс
Наблюдени
е, анализ
готовых

Сувенир ко Дню
пожилого человека.
Итого:
8
Октябрь
2
Виды ручных
стежков и швов.
Правила выполнения
ручных работ.
Техника выполнения
различных швов.
2
Машиноведение.
Основные части
швейной машинки.
Виды машинных
швов.

1

5.10

2

12.10

3

19.10

Машиноведение.
Техника шитья на
швейной машинке с
ручным приводом.

2

4

26.10

Мягкая игрушка.
Простейшие
цельнокроеные
игрушки из фетра.
Правила работы с
выкройками. Правила
раскроя, соединения
деталей.
Итого:
Ноябрь
Мягкая игрушка.
Простейшие
цельнокроеные
игрушки из фетра.
Правила работы с
выкройками.
Основные принципы
шитья.
Мягкая игрушка с
использованием
швейной машинки.

2

1

02.11

2

09.11

работ

Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое

Наблюдени
е, анализ
выполнени
я
практическ
их заданий.
Комбинированн Наблюдени
ое
е, анализ
выполнени
я
практическ
их заданий.
Комбинированн Наблюдени
ое
е, анализ
выполнени
я
практическ
их заданий,
опрос.
Комбинированн Наблюдени
ое
е, анализ
выполнени
я
практическ
их заданий.

8
2

2

Практическое

Наблюдени
е, анализ
работы.

Комбинированн Наблюдени
ое
е, беседа,
анализ

3

16.11

4

23.11

5

30.11

1

7.12

2

14.12

3

21.12

4

28.12

Примитивные
игрушки (чердачные).
Способы
состаривания ткани.
Мягкая игрушка с
использованием
швейной машинки.
Примитивные
игрушки (чердачные).
Способы
состаривания ткани.
Текстильные
сувениры и подарки
к праздникам.
Изготовление подарка
ко Дню Матери.
Новогодние
текстильные
украшения. История
празднования Нового
года в России.
Рождество.
Новогодние и
рождественские
украшения.
Итого:
Декабрь
Новогодние
текстильные
украшения.
Новогодние и
рождественские
украшения.
Новогодние
текстильные
украшения.
Украшение интерьера.
Новогодние
текстильные
украшения.
Оформление
новогодней выставки.
Текстильные

работы.

2

Практическое

Наблюдени
е, анализ
работы.

2

Мастер-класс

Наблюдени
е, анализ
работы.

Комбинированн
ое:
познавательное,
практическое

10
2

Практическое

Беседа,
наблюдени
е, анализ
работы.

2

Соревнование

Наблюдени
е, анализ
работы.

2

Соревнование

Наблюдени
е, анализ
работ,
опрос.

2

Мастер-класс

Наблюдени

1

11.01

2

18.01

3

25.01

1

01.02

2

08.02

3

15.02

4

22.02

1

01.03

сувениры и подарки
к праздникам.
Изготовление
текстильного
сувенира к Новому
году.
Итого:
Январь
Полезные мелочи из
текстиля. Закладки
для книг из ткани,
чехол для ножниц,
булавница (на выбор).
Полезные мелочи из
текстиля.
Кошелечек –
косметичка, подхват
для шторы (на
выбор).
Полезные мелочи из
текстиля. Омияге –
подарочная сумочка
Итого:
Февраль
Полезные мелочи из
текстиля.
Текстильный брелок
или салфетка на стол.
Аксессуары из
текстиля. Резинки
для волос Скранчи,
резинки с цветами.
Аксессуары из
текстиля. Броши,
браслеты, пояса (на
выбор).
Аксессуары из
текстиля. Сумочка.
Итого:
Март
Текстильные
сувениры и подарки
к праздникам.
Текстильный сувенир

е, анализ
работы.

8
2

Комбинированно Беседа,
е
наблюдени
е, анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Комбинированно Беседа,
е
наблюдени
е, анализ
работ
Практическое
Анализ
работ

6

2

2

Практическое

Анализ
работ

Мастер-класс

Наблюдени
е, анализ
работ

8
2

2

15.03

3

22.03

4

29.03

1

05.04

2

12.04

3

19.04

4

26.04

1

3.05

для мамы или
бабушки к 8 марта.
Текстильная кукла.
Правила раскроя
куклы, приёмы
изготовления и
оформления кукол.
Технология пошива.
Текстильная кукла.
Раскрой изделия,
пошив, набивка
куклы на выбор.
Текстильная кукла.
Пошив одежды и
оформление.
Итого:
Апрель
Текстильная кукла.
Пошив одежды и
оформление.
Лоскутная техника.
История лоскутного
шитья. Подбор ткани.
Приемы соединения
лоскутков. Раскрой
лоскутков. Способы
складывания
рисунков.

Текстильные
сувениры и подарки
к праздникам.
Пасхальный
текстильный сувенир.
Лоскутная техника.
Техника в стиле
«Крейзи».
Итого:
Май
Лоскутная техника.
Способы и приемы
выполнения. Техника

2

Комбинированно Беседа,
е
наблюдени
е, анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Практическое

Анализ
работ

2

Комбинированно Педагогиче
е
ское
наблюдени
е,
педагогиче
ский
анализ
выполнени
я
практическ
их заданий
Мастер-класс
Анализ
работ,
наблюдени
е

8

2

2

Комбинированно Анализ
е
работ

8
2

Комбинированно Педагогиче
е
ское
наблюдени

шитья «Русский
квадрат».

2

10.05

3

17.05

4

24.05

Творческие
проекты.
Выполнение работ по
пройденным темам.
Творческие
проекты. Пошив
изделия. Оформление
итоговой выставки.
Итоговое занятие.
Подведение итогов
года. Поощрение
самых старательных
ребят.
Итого:
Всего часов:

2

Творческая
работа, конкурс

2

Творческая
работа, конкурс

2

Праздник

8
72

е,
педагогиче
ский
анализ
выполнени
я
практическ
их заданий
Наблюдени
е
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».