Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Конаковского района»
Согласовано на
Педагогическом совете
ДЮЦ Конаковского района
Протокол № 6
от «26» апрель 2024 г.
Утверждаю
Директор ДЮЦ
_________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
«26» апреля 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Шахматно-шашечный клуб-2»
Уровень освоения программы: углубленный.
Срок реализации программы: 4 недели (24 часа)
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Составитель: Никитина Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования
пос. Новозавидовский
2024
Год разработки программы 2024г.
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обоснование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматно-шашечный клуб-2» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельность по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки
РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Программа «Шахматно-шашечный клуб-2» (углубленный курс) является
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой обучения
детей школьного возраста.
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его
способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения.
направленность – физкультурно-спортивная;
уровень – углубленный
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
формирование гармонично развитой и творчески активной личности через
обучение игры в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
повысить уровень мастерства игры в шахматы;
углубить знания в области теории и практики игры в шахматы;
обучить их методам самостоятельной тренировки;
научить тонкостям процесса обдумывания ходов.
Воспитательные:
создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы обучающихся;
воспитать чувство товарищества и личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
воспитание гармонично развитой и творчески активной личности.
3
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков;
развитие аналитических способностей;
развитие памяти, усидчивости, умения думать;
развитие внимательности и наблюдательности;
развитие творческого воображения и фантазии.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Вся программа построена по принципу от простого к сложному и адресована обучающимся шахматистам-разрядникам (от 12 до 18 лет). Занятия в группе от
7 до 15 человек.
1.4. Сроки реализации программы
Средний курс подготовки юных шахматистов-разрядников рассчитан на 4
недели.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой образовательного
учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение
детей среднего школьного и старшего школьного возраста. Занятия проводятся
два раза в неделю по три учебных часа.
Объём учебных часов составляет 24 за 4 недели обучения.
1.5. Форма обучения: очная.
1.6. Формы проведения занятий
Занятия проходят в форме бесед, решения задач, практической игры в шахматы и турниров под руководством преподавателя.
1.7. Формы организации занятий
Формы организации занятий: индивидуальные, групповые и коллективные
(игровая деятельность). Программа предусматривает обучение детей в игровой
форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Постоянная смена
видов деятельности на занятиях способствует активизации познавательной активности школьников. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе.
1.8. Формы аудиторных занятий: индивидуально-групповая.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесные (лекция, беседа, объяснение) и практические (игра в шахматы, разыгрывание учебных примеров, турнирная практика).
1.9. Итоговый контроль
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
итоговая аттестация. Итоговая аттестация, в форме турниров, проводится по
окончанию учебного курса обучения в конце июня месяца.
4
1.10. Оценочные материалы
В конце срока реализации программы педагог оценивает силу игры обучающегося по его индивидуальному рейтингу, который обсчитывается после каждой турнирной игры, при повышении спортивного разряда или подтверждении
его, педагог оформляет соответствующие документы на присвоение.
1.11. Способы определения результативности
Отслеживание результативности во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время решения
задач, а также по итогам турнирной практики.
2. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 3 июня и заканчиваются 28 июня и составляют 4 недели. Занятия проводятся два раза в неделю по три часа. Турнирная
практика включает участие на соревнованиях различных уровней согласно календарного плана мероприятий на учебный год.
3.Содержание программы
3.1. Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие, беседа по технике безопасности. Знакомство с образовательной
программой.
1
1
2
2.
Методы самостоятельной тренировки.
1
1
2
3.
Комбинационное зрение.
1
3
4
4.
Эндшпиль.
1
3
4
5.
Турнирная практика.
0
12
12
4
20
24
Итого
3.2. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой
Теория. Вводное занятие, беседа по технике безопасности. Три «кита» шахматного мастерства.
Практика. Разобрать примеры двух шахматных партий и сделать выводы о мышлении гроссмейстера.
2. Методы самостоятельной тренировки
Теория. Как тренироваться в домашних условиях. Как готовиться к соревнованиям.
5
Практика. На примере упражнений проанализировать и оценить позиции.
3. Комбинационное зрение
Теория. Что такое комбинационное зрение. Теория, темы и типы комбинаций.
Тактические приёмы. Расчёт вариантов.
Практика. Учимся у чемпионов мира, разбор и анализ примеров комбинаций и
тактических приёмов. Тесты и упражнения для закрепления знаний.
4. Эндшпиль
Теория. Роль эндшпиля и его особенности. Как тренироваться в разыгрывании
эндшпиля.
Практика. Анализ игры гроссмейстеров в эндшпиле. Тесты и упражнения для закрепления знаний.
5. Турнирная практика
Теория. Техника подготовки к турнирам. Правила участия в турнирах. Кодекс
поведения во время турнира.
Практика. Турнирная практика включает выезды на соревнования различных
уровней согласно календарного плана мероприятий на учебный год.
4. Методические материалы
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения.
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время
решения задач или комбинаций, а также в результате участия в соревнованиях
различного уровня.
Образцы дидактического материала по программе обучения представлены
отдельными файлами.
5. Средства обучения
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий
набор: демонстрационная шахматная доска (1 штука), наборы шахмат (8 штук),
ручки (15 штук) и карандаши (15 штук), тетради (15 штук).
Отслеживание результативности во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам, а также в результате участия в квалификационных турнирах.
6. Учебно-методическая литература
А. Котов. «Как стать гроссмейстером».
А.И. Нимцович. «Моя система», «Как я стал гроссмейстером».
М. Блох. «Комбинационные мотивы».
Компьютерные программы: «Шахматная школа», часть 2 для 4-2 разрядов;
«Шахматные комбинации»; «Шахматный университет».
6
В. Костров, П. Рожков. «1000 шахматных задач».
В. Костров. «Как играть шахматные окончания» 1,2,3,4 части.
Н. Яковлев, В. Костров. «Найди лучший ход».
Я.И. Нейштадт. «250 ловушек и комбинаций».
Я.И. Нейштадт. «Некоронованные чемпионы».
Дидактический материал.
7. Календарно - тематическое планирование
(место проведения - ДЮЦ Конаковского района)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по три часа.
Среда, пятница
14.30 – 15.15
15.25 – 16.10
16.20 – 17.05
Всего: 24 учебных часа за 4 недели.
№
п/п
Дата проведения
план факт
Раздел программы/ тема занятия
Кол-во
часов
Форма
проведения
занятия
Беседа.
Игра.
Форма контроля
1.
05.06
Вводное занятие, беседа по технике безопасности. Знакомство с
образовательной программой. Решение задач.
3
2.
07.06
Методы самостоятельной тренировки.
3
Беседа.
Игра.
Комбинационное зрение.
3
Беседа.
Игра.
14.06
Комбинационное зрение.
3
Беседа.
Игра.
19.06
Эндшпиль. Решение задач.
3
Беседа.
Игра.
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
3.
12.06
4.
5.
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
7
6.
21.06
3
Беседа.
Игра.
3
Беседа.
Игра.
3
Беседа.
Игра.
Турнирная практика
7.
26.06
Турнирная практика
8.
28.06
Эндшпиль. Решение задач.
Итого:
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
24 ч
8