Шахматно-шашечный клуб ПФ (2ч в неделю)_лето 2024

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Конаковского района»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского района
Протокол №6
от «26» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
ДЮЦ Конаковского района
________________Ю.Н. Шуркина
Приказ №74
от «26» апреля 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Шахматно-шашечный клуб»
Уровень освоения программы: базовый.
Срок реализации программы: 4 недели. (8 часов)
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Составитель: Никитина Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования

пос. Новозавидовский
2024г

Год разработки программы 2023г.
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений

Раздел программы

Внесенные изменения

2

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обоснование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматно-шашечный клуб» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельность по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки
РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Программа «Шахматно-шашечный клуб» (базовый курс) является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой обучения детей
школьного возраста.
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его
способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения.
 направленность – физкультурно-спортивная;
 уровень – базовый
1.2. Цель и задачи.
Цель программы:
 формирование гармонично развитой и творчески активной личности через
обучение игры в шахматы и шашки.












Задачи:
Обучающие:
повысить уровень мастерства детей игре в шахматы и шашки;
углубить знания в области теории и практики игры в шахматы и шашки;
обучить их методам самостоятельной тренировки;
научить тонкостям процесса обдумывания ходов.
Воспитательные:
создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы обучающихся;
воспитать чувство товарищества и личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
воспитание гармонично развитой и творчески активной личности.
3







Развивающие:
развитие коммуникативных навыков;
развитие аналитических способностей;
развитие памяти, усидчивости, умения думать;
развитие внимательности и наблюдательности;
развитие творческого воображения и фантазии.

1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Вся программа построена по принципу от простого к сложному и адресована обучающимся начальной и средней школы от 9 до 16 лет в группах от 7 до 15
человек.
1.4. Сроки реализации программы.
Базовый курс рассчитан на 4 недели.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой образовательного
учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение
детей начального и среднего школьного возраста. Занятия проводятся два раза в
неделю по одному учебному часу.
Объём учебных часов составляет 8 за 4 недели обучения.
1.5. Форма обучения: очная.
1.6. Формы проведения занятий.
Занятия проходят в форме бесед, решения задач, практической игры в шахматы и шашки, а также участия в шахматно - шашечных турнирах под руководством преподавателя.
1.7. Формы организации занятий:
индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Постоянная смена видов деятельности на занятиях способствует активизации познавательной активности школьников. Главным
условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в
группе.
1.8. Формы аудиторных занятий: индивидуально-групповая.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесные (лекция, беседа, объяснение) и практические (игра в шашки, разыгрывание учебных примеров, турнирная практика).
1.9. Итоговый контроль.
С целью контроля и проверки результативности обучения предусмотрена
итоговая аттестация обучающихся. Итоговая аттестация, в форме турниров, проводится по окончанию учебного курса обучения в конце июня месяца.
4

1.10. Оценочные материалы.
В конце срока реализации программы педагог оценивает силу игры обучающегося по его индивидуальному рейтингу, который обсчитывается после каждой турнирной игры, при повышении спортивного разряда или подтверждении
его, педагог оформляет соответствующие документы на присвоение.
1.11. Способы определения результативности.
Отслеживание результативности во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время решения
задач, а также по итогам турнирной практики.
2. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 3 июня и заканчиваются 28 июня и составляют 4 недели. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Турнирная практика включает участие на соревнованиях различных уровней, согласно календарному плану мероприятий.
3. Содержание программы.
3.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Тема

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие, беседа по технике безопасности. Знакомство с образовательной
программой.

1

0

1

2.

Методы самостоятельной тренировки.

1

0

1

3

Игровая практика

0

4

4

4.

Турнирная практика.

0

2

2

2

6

8

Итого

3.2. Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой.
Теория. Вводное занятие, беседа по технике безопасности.
Практика. Игра.
2. Методы самостоятельной тренировки.
Теория. Как тренироваться в домашних условиях. Как готовиться к соревнованиям.
Практика. Игра.
3. Турнирная практика.
Теория. Техника подготовки к турнирам. Правила участия в турнирах. Кодекс
поведения во время турнира.
Практика. Турнирная практика включает участие детей в межлагерных шахматно – шашечных турнирах согласно календарному плану мероприятий УО Администрации Конаковского района на июнь месяц 2024г.
5

4. Методические материалы.
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения.
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется путем самостоятельной работы по карточкам или на компьютере во время
решения задач или комбинаций, а также в результате участия в соревнованиях
различного уровня.
5. Средства обучения.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий
набор: демонстрационная шахматная доска (1 штука), наборы шашек (8 штук),
ручки (15 штук) и карандаши (15 штук), тетради (15 штук).
6. Учебно-методическая литература.












Дидактический материал из интернет-ресурсов.
А. Котов. «Как стать гроссмейстером».
А.И. Нимцович. «Моя система», «Как я стал гроссмейстером».
М. Блох. «Комбинационные мотивы».
Компьютерные программы: «Шахматная школа», часть 2 для 4-2 разрядов;
«Шахматные комбинации»; «Шахматный университет».
В. Костров, П. Рожков. «1000 шахматных задач».
В. Костров. «Как играть шахматные окончания» 1,2,3,4 части.
Н. Яковлев, В. Костров. «Найди лучший ход».
Я.И. Нейштадт. «250 ловушек и комбинаций».
Я.И. Нейштадт. «Некоронованные чемпионы».
Дидактический материал.
7. Календарно - тематическое планирование
(место проведения занятий - МБОУ СОШ № 1 п.Новозавидовский).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.
Вторник 10.00-10.45
Четверг 10.00 - 10.45
Всего: 8 учебных часов за 4 недели.

№
п/п

Дата проведения
план факт

Раздел программы/ тема
занятия

Кол-во
часов

1.

04.06

Вводное занятие, беседа
по технике безопасности. Знакомство с образовательной програм-

1

Форма
проведения
занятия
Беседа.
Игра.

Форма контроля
Наблюдение

6

мой.

2.

06.06

3.

11.06

Методы самостоятельной тренировки.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

1

Беседа.
Игра.

Игровая практика
4.

13.06
Игровая практика

5.

18.06
Игровая практика

6.

20.06
Турнирная практика

7.

25.06
Турнирная практика

8.

27.06
Игровая практика

Итого:

Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий
Наблюдение.
Анализ выполнения практических занятий

8ч

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».