Управление образования администрации Конаковского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОНАКОВСКОГО РАЙОНА»
Рассмотрена на заседании
Педагогического совета
от « 02 » мая 203 г.
Протокол № 7
Утверждаю:
Директор _______/Шуркина Ю.Н./
Приказ № 73
от «02» мая 2023г.
МП
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Пластика»
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (144 час.)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Автор-составитель:
Игнатова Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования
пгт. Новозавидовский
2023 г.
Год разработки программы 2023 год
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения
изменений
Раздел программы
Внесенные изменения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластика» является модифицированной программой художественной
направленности.
Образовательная
деятельность
направлена
на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся
объединения.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы.
Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое
динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки богата и
разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает
удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в
пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и
трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Это же относится и
к бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем
не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас
прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне
нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для
подарков, подставки под карандаши и т.д.) любая работа с бумагой –
складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и
познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою
индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Новизна дополнительной образовательной программы «Пластика»
заключается в том, что образовательный процесс основан на интеграции
видов
художественно-эстетической
деятельности,
деятельности
экспериментирования
с
художественными
материалами
(бумагой,
пластилином, природными материалами), инструментами (карандашами,
стеками, ножницами) в ходе освоения способов создания образа.
Программа обучения посвящена лепке и оригами и состоит из двух
разделов:
1 раздел – «Лепка», который включает в себя занятия лепкой из пластилина;
2 раздел – «Чудеса из бумаги» (оригами), который включает в себя
складывание из бумаги, бумагопластику и бумажную аппликацию.
Главной отличительной чертой дополнительной образовательной
программы является то, что она основывается на комплексном подходе к
обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по лепке и
оригами, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия
более интересными и содержательными.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
образовательная деятельность по данной программе направлена на развитие
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей
обучающихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и
создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной
ситуации, в любой сфере деятельности.
Программа «Пластика» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с
помощью такого вида художественного творчества, как лепка и
конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои
способности.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки),
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество
образов, каждый раз находить новые варианты. Занимаясь лепкой, ребенок
знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него
формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений,
очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер,
пространственное
мышление.
Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из
которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и
изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные
предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной
деятельности — рисовании, аппликации, конструировании из природного
материала. Постепенно он открывает для себя пластику движения во всей его
взаимосвязи. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей
творческие
способности.
Учёными доказано, что развитие речи, памяти и внимания тесно связано с
развитием мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики
– один из показателей готовности к школьному обучению. Движения рук
имеют большое значение для овладения письмом. Поэтому в дошкольном
возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу
способствуют занятия по лепке. При работе с бумагой дети постигают
поистине универсальный характер этого материала, открывая ее
поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из
бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и вместе с тем,
интересных изделий. К тому же использование ножниц в работе с бумагой
также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и координацию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Пластика»
5-6 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые
знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
Условия набора: принимаются все желающие.
Период реализации дополнительной образовательной программы:
образовательная программа объединения «Пластика» разработана на один
год обучения – 144 часа.
Форма обучения – очная.
Формы организации проведения занятий: занятия аудиторные всем
составом объединения и в группах.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа: 1 час –
лепка, 1 час - оригами. Продолжительность одного часа в соответствии с
нормами СанПин для учреждений, работающих с дошкольниками,
составляет 30 минут. Между занятиями проводятся специально
организованные динамические паузы, которые способствуют снятию
напряжения.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная,
индивидуально - групповая) организации обучения.
Занятия лепкой и оригами организуются на основе следующих методов
организации педагогической деятельности:
– наглядные (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций);
– практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);
– игровые (дидактические игры, ролевые игры);
– словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является
игровая деятельность, обучение ведется через сказку, игру.
Другие формы занятий: занятие – игра, практическое занятие, творческая
мастерская, выставка.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческой личности ребенка
через овладение основ лепки и складывания из бумаги.
Задачи
Образовательные:
- развитие элементарных изобразительных навыков и умений в лепке,
- формирование умения использовать технические приемы при работе с
бумагой;
- обучение основным приемам пальцевой техники лепки;
- обучение создавать форму предметов на основе восприятия
действительности;
- формирование навыков организации и планирования работы;
- знакомство со способами выразительной передачи образов
- обучение бережному и экономному использованию материала.
Развивающие:
- развитие воображения как основы творческой деятельности;
- развитие образной, ассоциативной памяти, внимания, мышления;
- развитие координации движений обеих рук, действий руки и глаза,
мелкой моторики;
- формирование художественного вкуса и гармонии между формой и
содержанием художественного образа
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, самостоятельности детей;
- воспитание терпения и усидчивости;
- формирование умений доброжелательно и конструктивно оценивать
результаты собственной деятельности, деятельности других детей;
- развитие коммуникативных качеств и умений взаимодействовать в
группе сверстников.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Раздел «Лепка»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Название темы
Вводное занятие
Осень
Кто живет во дворе
Все, что движется
Лепим людей
Новый год
Зима (сюжетная лепка)
Морское царство (лепка
композиций).
Народная игрушка.
Декоративная лепка
Любимые мультфильмы
Весна-красна (сюжетная лепка)
Веселый зоопарк
Рельефная лепка.
Плоскостные композиции
Праздники
всего
1
5
6
5
4
5
4
3
Количество
часов
теория
0,2
1
1,2
1
0,8
1
0,8
0,6
практика
0,8
4
4,8
4
3,2
4
3,2
2,4
3
0,6
2,4
8
4
6
10
1,6
0,8
1,2
1,8
6,4
З,2
4,8
7,2
7
1
6
15
Итоговое занятие
Итого:
1
72
1
Раздел «Чудеса из бумаги»
№ п/п
Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
всего
Вводное занятие
1
Базовая форма треугольник
25
Базовая форма Воздушный змей 11
Базовая форма Книжка
7
Базовая форма блинчик
2
Базовая форма Дверь
2
Аппликации
6
Бумагопластика
10
Праздники
7
Итоговое занятие
1
Итого за год:
72
Количество
часов
теория
0,2
5
2
1
0,4
0,4
1,2
2
2
0,2
практика
0,8
20
9
6
1,6
1,6
4,8
8
5
0,8
Содержание раздела «Лепка»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях. Основные правила
работы с пластичными материалами и инструментами, последовательность
изготовления изделий и основные этапы лепки. Знакомство с основными
свойствами пластилина (сминается, скатывается, вытягивается,
сплющивается, режется, имеет цвет).
Практика: экспериментирование с пластилином, со свойствами.
Тема 2. Осень
Теория:
Беседы об осени. Стихи и загадки.
Знакомство с правилами ладонно-пальцевой техники обработки материала
(скатывать, раскатывать, надавливать, процарапывать). Знакомство с
правилами лепки основных форм – шар, цилиндр, конус и технологией лепки
простых по сложности изделий с передачей характерных особенностей
предмета, его пропорций. Использование различных средств дополнения
предмета до сходства с реальным объектом. Синхронизация движений обеих
рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти
руки. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на
нужное количество частей разной величины, последовательная лепка деталей
Практика: практическое выполнение работ:
Корзиночка (раскатывание колбасок и плетение жгутиков, соединение в
кольца; развитие мелкой моторики).
Фрукты и овощи (лепка овощей и фруктов в определенной
последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание,
прикрепление листьев; создание композиций на бруске пластилина).
Грибная полянка (создание композиции из грибов; лепка грибов из 3-х частей
(ножка, шляпка, полянка); прочное и аккуратное соединение деталей;
создание композиции по замыслу из грибов в лукошке, совершенствование
техник лепки; развитие чувства формы и композиции).
Сорока (моделирование образа сороки: пропорции тела, передача характера;
развитие чувства формы, мелкой моторики).
Сова (моделирование образа совы; передача характерных особенностей,
сравнение с другими птицами).
Тема 3. Кто живет во дворе
Теория:
Беседы о домашних животных. Загадки и стихи. Освоение основных форм
лепки (шар, овоид, диск, капля, конус, столбик, цилиндр, коробочка);
последовательность лепки. Развитие чувства формы и пропорций. Деление
пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного
инструмента). Создание выразительных лепных образов конструктивным
образом
Практика: лепка и декорирование домашних животных по
представлению с передачей характерных признаков: курицы, петушка,
свинки, овечки, утки и гуся, кролика, коровы.
Тема 4. Всё, что движется
Теория:
Беседы о видах транспорта. Знакомство с технологией лепки мелкой
скульптуры конструктивным способом, стилизацией и особенностями лепки.
Технология лепки основных форм транспорта.
Практика: Лепка транспорта разной формы и величины конструктивным
способом с передачей характерных особенностей. Синхронизация движений
обеих рук. Развитие кисти руки. Развитие чувства формы и пропорций.
Последовательная лепка деталей (машинка, самолетик, трактор, вертолет,
паровоз).
Тема 5. Лепим людей
Теория:
Стихи о детях. Знакомство с технологией лепки мелкой скульптуры
конструктивным способом, стилизацией и особенностями лепки. Передача
характерных особенностей человека.
Практика: лепка девочки и мальчика, клоуна и гнома конструктивным
способом. Передача характерных черт, развитие чувства формы и пропорций.
Тема 6. Новый год
Теория:
Беседы о зиме, праздниках Новый год и Рождество. Знакомство с цветовой
палитрой и цветовыми характеристиками (основные цвета и оттенки, теплые
и холодные цвета). Знакомство со способами смешивания пластилина и
сочетания цветов. Знакомство с технологией выполнения изделий на
праздничную тематику.
Практика: Лепка предметов новогодней тематики – подарка,
конфеты, снегурочки (скрепление частей (туловища и головы) с помощью
валика, свернутого в кольцо, - «пушистого воротника». Передача несложного
движения лепной фигурки путем изменения положения рук) и Деда Мороза
(лепка фигуры человека на основе конуса (в длинной шубе).
Самостоятельный выбор приемов лепки для передачи характерных
особенностей Деда Мороза. Моделирование мешка из плоской формы
(лепешки) путем преобразования в объемную.), ангелочка и новогодней
елочки. Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодней елки.
Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение
деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Знакомство с
декорированием.
Тема 7. Зима
Теория:
Беседы о зиме. Знакомство с правилами создания сюжетных композиций:
размещение предметов в пространстве по отношению друг к другу,
пропорций, динамики во взаимодействии предметов между собой.
Стилизация. Знакомство со скульптурным декорированием.
Практика: Лепка сюжетных композиций (пингвин на лыжах,
кормушка с птичками, волк в лесу, белый медведь ловит рыбу) Передача
характерных особенностей. Развитие навыков лепки.
Тема 8. Морское царство
Теория: знакомство с морскими обитателями. Стихи о животных.
Закрепление ладонно - пальцевой техники обработки материала, основные
технологических процессов: лепка различных форм и их соединение в
изделии, передача характерных особенностей предмета, его пропорций и
динамики. Последовательность лепки простых по сложности изделий с
использованием различных средств дополнения предмета до сходства с
реальным объектом.
Практика: Лепка и декорирование морских обитателей с передачей
пропорций и динамики, соединение в композицию (медузы, крабы, рыбки,
осьминоги, акула и дельфин).
Тема 9. Народная игрушка. Декоративная лепка
Теория: знакомство с народной лепной игрушкой и способами ее
декорирования: рассматривание, обследование, сравнение. Приемы
изготовления народной игрушки – филимоновской, дымковской.
Практика: лепка в стилистике и по мотивам народной пластики.
Воспитание интереса к народному декоративно- прикладному творчеству.
Лепка индюка, свистульки, лошадки. Декорирование.
Тема 10. Любимые мультфильмы.
Теория: беседа о героях мультфильмов. Показ иллюстраций.
Знакомство детей с пальцевой техникой (отжимать, вытягивать, оттягивать,
мелкие части примазывать, сглаживать и пр.). Знакомство с технологией
лепки мелкой скульптуры пластическим методом. Последовательность лепки
героев с использованием различных средств дополнения предмета до
сходства с реальным объектом.
Практика: Лепка героев любимых мультфильмов: Чебурашки, ВиниПуха, Лунтика, Нолика, Смурфика, Миньона, Попугая Кеши, используя
конструктивный и пластический способ создания скульптуры малых форм.
Тема 11. Весна-красна.
Теория:
Беседы о весне и о лете. Знакомство с правилами создания сюжетных
композиций: размещение предметов в пространстве по отношению друг к
другу, пропорций, динамики во взаимодействии предметов между собой.
Стилизация. Знакомство с последовательностью разработки эскизов.
Получение выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов.
Практика: Разработка эскизов основных персонажей и предметов
сюжета (не более 2 – 3). Выбор метода лепки для каждого элемента сюжета.
Лепка персонажей из пластилина. Например, «букашки на полянке», «пруд»
(лепка по выбору насекомых и обитателей водоема – бабочек, жуков,
лягушек; передача характерных особенностей их строения и окраски;
придание поделкам устойчивости), «Кошка с котенком». Самостоятельный
поиск средств и приемов изображения.
Тема 12. Веселый зоопарк
Теория:
Беседы о диких животных. Загадки. Знакомство детей с пальцевой техникой
(отжимать, вытягивать, оттягивать, мелкие части примазывать, сглаживать и
пр.). Правила и особенности лепки изделий. Знакомство с технологией лепки
мелкой скульптуры пластическим методом.
Практика: закрепление конструктивного и пластического способа
лепки, стилизации и декорирования изделий. Практическое выполнение
изделий с передачей динамики и пропорций (Лев, обезьянка, слон, панда,
жираф, кенгуру, крокодил.)
Тема 13. Рельефная лепка
Теория:
Знакомство с правилами раскатывания пласта, технологией лепки плоских
фигур способа формообразования, скульптурного декорирования, методом
налепа, пластилиновой живописью, композицией и стилизацией. Знакомство
с новым приемом рельефной лепки – цветовой растяжкой (вода, небо);
колористическое решение темы и усиление эмоциональной выразительности.
Практика: Изготовление плоских изделий и их декорирование
(подсолнух, осенний листок, радуга, а также сюжетных композиций «Лес»,
«Морозные узоры», «Аквариум», «В горах», «Весна»). Намазывание
пластилина на картон, создание изображения с помощью налепа и
процарапывания. Создание композиций пластическими средствами по
мотивам народного искусства. Формирование навыков сотрудничества и
сотворчества. Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств
выразительности.
Тема 14. Праздники
Теория:
Беседы о праздниках, загадки, стихи. Закрепление способов скульптурного
декорирования, ладонно - пальцевой техники обработки материала, основных
технологических процессов: лепка различных форм (шар, цилиндр, конус) и
их соединение в изделии, передача характерных особенностей предмета, его
пропорций и динамики, технология лепки плоских фигур.
Практика: Лепка и декорирование сувениров к праздникам: Дню
Пожилого человека, Дню Матери, Новому году, 23 февраля, Пасхе, 8 марта,
9 мая. Поиск выразительных средств.
Тема 15. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Поощрение ребят. Творческая работа.
Содержание раздела «Чудеса из бумаги»
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Правила поведения на занятиях. Понятие
рабочее место, рабочие инструменты. Техника безопасности. Знакомство со
свойствами бумаги. Понятие геометрической формы – квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник.
Практика: Свободное экспериментирование детей с бумагой.
Тема 2. Базовая форма треугольник
Теория: Знакомство со свойствами бумаги. Геометрические фигуры.
Ориентирование на листе: верх, низ, правый, левый края, верхний, нижний,
правый, левый углы. Понятия диагональ, вертикаль, горизонталь. Изучение
приема согнуть на себя. Прием повернуть. Прием перевернуть. Прием
согнуть от себя. Прием развернуть. Правила заглаживания складок. Вогнутая
и выпуклая складка. Техника изготовления базовой формы треугольник.
Беседы о предметах складывания. Чтение стихов, загадки.
Практика: практические занятия по ориентированию на листе,
проглаживанию складок, изготовление поделок на основе базовой формы
треугольник: мордочек животных, зверей, птиц, насекомых, рыб, строений,
корабликов и д.р. (мордочки кошки, собаки, зайца, обезьяны, поросенка,
совы, утенка, животные волк, ежик, черепаха, медведь, пингвиненок,
парусник, пароход, домик, и др.)
Тема 3. Базовая форма Воздушный змей
Теория: ориентирование на листе, закрепление приемов согнуть на себя
повернуть, перевернуть, согнуть от себя, развернуть. Техника изготовления
базовой формы Воздушный змей. Прием вогнуть. Беседы о предметах
складывания. Чтение стихов, загадки.
Практика: Складывание базовой формы Воздушный змей. Практические
занятия по ориентированию на листе, проглаживанию складок, изготовление
поделок на основе базовой формы Воздушный змей: дерево, лебедь, зонтик,
слон, жираф, кит, клюющая птичка. Закрепление навыков складывания,
развитие мелкой моторики рук.
Тема 4. Базовая форма книжка.
Теория: Техника изготовления базовой формы Книжка. Повторение приемов
складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть, согнуть от себя,
вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний; сторона правая,
левая, нижняя, верхняя. Беседы о предметах складывания. Чтение стихов,
загадки.
Практика: складывание базовой формы Книжка. Практические занятия по
ориентированию на листе, проглаживанию складок, изготовление поделок на
основе базовой формы Книжка: сердечко, грузовик и автомобиль, головы
мальчика и девочки, летающая тарелка, попугай, самолет, кораблик.
Тема 5. Базовая форма блинчик
Теория: Техника изготовления базовой формы Блинчик. Повторение приемов
складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть, согнуть от себя,
вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний; сторона правая,
левая, нижняя, верхняя. Беседы о предметах складывания. Чтение стихов,
загадки.
Практика: складывание базовой формы Блинчик. Изготовление поделок на
основе базовой формы: солнышко, райская птичка.
Тема 6. Базовая форма Дверь.
Теория: Техника складывания базовой формы Дверь. Повторение приемов
складывания: согнуть на себя, повернуть, перевернуть, согнуть от себя,
вогнуть; понятий угол правый, левый, верхний, нижний; сторона правая,
левая, нижняя, верхняя. Беседы о предметах складывания. Чтение стихов,
загадки.
Практика: складывание базовой формы Дверь. Изготовление поделок на
основе базовой формы.
Тема 7. Аппликации.
Теория: Понятие аппликации. Композиция и ее основы. Расположение
основных элементов и частей в определенной системе. Правила подбора
основы для аппликации. Рациональные способы работы с материалом.
Правила вырезания и наклеивания. Беседы по темам.
Практика: Изготовление аппликаций на разную тематику: яблоко из
квадратов, овечка, трактор, Чебурашка, Аквариум, Весна.
Тема 8. Бумагопластика.
Теория: Понятие бумагопластики. Основные приемы вырезания и
соединения деталей. Виды симметричного вырезания. Склеивание. Правила
оформления работ. Беседы по темам.
Практика: изготовление поделок в технике бумагопластики: птичка из круга,
снеговик из полосок, гирлянда, солнышко из петелек, мышка из конуса,
кошка из полос, лягушонок из круга, Крош и осьминожек из рулончика,
синица из круга, черепаха из полос и др.
Тема 9. Праздники.
Теория: Что такое праздник. Беседы о праздниках. Что можно подарить на
праздник. Правила оформления открытки и сувенира.
Практика: Изготовление поздравительных открыток и сувениров к
праздникам.
Тема 10. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Поощрение самых старательных ребят. Игра.
1.3.
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы обучающиеся должны получить
определенные знания, умения и навыки.
Раздел Лепка:
К концу года обучения обучающиеся:
- будут знать свойства пластических материалов, понимать, какие предметы
можно из них вылепить;
- будут уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие
комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- смогут создавать из пластилина длинные, круглые, плоские формы
отрыванием, скатыванием, сплющиванием шара ладонями;
- научатся лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя
разнообразные приемы лепки;
- научатся передавать соотношение частей в изображаемом предмете;
- смогут создавать образы разных предметов и игрушек;
- смогут создавать композиции, объединяя различные предметы на одной
плоскости, передавая величинные соотношения между ними в соответствие с
замыслом;
- смогут использовать все многообразие усвоенных приемов;
- получат навыки рельефной лепки;
- будут уметь пользоваться инструментами для лепки.
Раздел «Чудеса из бумаги»
К концу года обучения воспитанники:
- познакомятся со свойствами бумаги и возможностями бумаги как материала
для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- получат навыки культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия в объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая и
составляют 36 недель.
Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза в неделю по два часа).
В каникулярное время занятия проводятся по обычному режиму.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
- последняя неделя декабря.
- итоговая аттестация – с 15 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует санитарногигиеническим и противопожарным требованиям, оборудованным: доской,
ученическими партами (6 шт.) и стульями (12 шт.), столом педагога,
шкафами для хранения материалов, образцов и инструментов (1 шт.),
стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов (1
шт.), вешалкой для верхней одежды.
Дидактический материал: шаблоны, фотографии, рисунки, методическая
литература, раздаточный материал, методические разработки, книги по лепке
и оригами, образцы изделий.
Материалы: пластилин, картон для рельефной лепки, бросовый и природный
материал (шишки, семена, веточки, листья, зубочистки, бусины и т.д.);
фломастеры, клеящие карандаши, наборы цветной бумаги, картона,
принтерная белая бумага, тканевые салфетки.
Инструменты: доски для моделирования пластиковые, стеки, ножницы.
2.2.2. Информационное обеспечение
В кабинете имеется компьютер, мультимедийные материалы.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1
– Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19
№ 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
2.3. Формы аттестации и контроля
Способы и формы выявления результатов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения практических заданий;
- беседа;
- устный опрос;
- диагностика;
- выставка;
- итоговое занятие.
Способы и формы фиксации результатов:
- грамота;
- готовая работа;
- журнал;
- протоколы диагностики.
Способы и формы предъявления результатов:
- выставка;
- демонстрация готовых изделий;
- открытые занятия.
Формы проведения промежуточной аттестации
Процесс освоения образовательной программы предусматривает следующие
виды контроля:
- вводный; проводится на первых учебных занятиях и имеет своей целью
выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать
учебно-тематический план, программу, определить направления и формы
индивидуальной работы.
- текущий; определяет степень освоения детьми учебного материала,
уровень их подготовленности к занятиям; уровень ответственности и
заинтересованности
учащихся;
обеспечивает
ритмичность
и
организованность учебной работы; своевременно выявляет детей,
испытывающих определенные затруднения; способствует наиболее
эффективному
подбору
методов
и
средств.
- итоговый; проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на
дальнейшее
самостоятельное
обучение,
получение
данных
для
совершенствования педагогом образовательной программы.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам
проводится в форме творческой работы по определенному заданию. На
контрольных занятиях обучающиеся показывают усвоение понятийного
аппарата и демонстрируют полученные навыки лепки и работы с бумагой.
Два раза в год оформляются мини-выставки детских работ учебной группы.
Лучшие из них в конце учебного года показываются на итоговой выставке.
Выставки проводятся с целью определения уровня освоения содержания
образования, техники исполнения изделий, демонстрации достижений ребят,
степени подготовленности к самостоятельной работе и являются формой
активизации их творческих способностей.
Формы подведения итогов реализации программы
На занятиях применяются поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических работ и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Два раза в год оформляются мини-выставки детских
работ учебной группы. Лучшие из них в конце учебного года показываются
на итоговой выставке ДЮЦ.
Формы аттестации:
- творческие работы;
- самостоятельные работы репродуктивного характера;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и
изобразительного творчества различного уровня;
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
- систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года,
включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень
самостоятельности в их решении и выполнении, уровень усвоения знаний,
умений и навыков, предусмотренных соответствующим разделом
программы;
- занятия-конкурсы на повторение практических умений;
- вопросники, собеседование (индивидуальное и групповое).
2.4. Оценочные материалы
Контрольные занятия проводятся два раза в год (декабрь, май) и решают
следующие задачи:
- проверка сформированности умений и навыков;
- корректировка знаний, умений, навыков;
- обобщение, повторение, закрепление изученного материала;
- закрепление навыков лепки и складывания;
- оценка качества реализации образовательной программы.
Контрольное занятие включает в себя выполнение практического
задания. В конце каждого полугодия проводится выставка работ для
представления успешности результатов деятельности каждого ребёнка.
Мониторинговая карта
Показатели освоения образовательной программы
ФИ
ребенка
Организация
рабочего
пространства
Освоение
техник
лепки
(складывания)
Творческое
выполнение
задания
Совместная
работа в
группе
Творческое
представление
работы
1.
2.
3.
4.
Уровни владения:
Высокий уровень:
- справляется самостоятельно, либо требуется незначительная
помощь педагога, детей;
- точно и правильно выполняет задание в отведенное на работу
время;
- может пояснить свои действия.
Средний уровень:
- Требуется помощь педагога, необходимость уточнения задания,
корректировка действий по ходу выполнения упражнений;
- Затрудняется в пояснении своих действий.
Низкий уровень:
- Не может выполнить задание
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы (Учебно-методический комплекс)
О проведении занятий.
Решение образовательно-воспитательных задач осуществляется в учебной
группе из 10-14 человек однородного состава (обучающиеся одного возраста
и различного уровня подготовки). Для обучения лепке и работе с бумагой
используются опасные инструменты (ножницы, стеки для лепки), что требует
особой осторожности детей и особого внимания педагога. Занятия
проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете.
Подобраны необходимые для работы наглядные пособия, методические
разработки, выставочные экземпляры. В кабинете имеются необходимые
инструменты и приспособления: линейки, ножницы, доски для лепки и т. д.
Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей.
Основой организации обучения является фронтальная учебной работа:
При фронтальном обучении весь состав детей работает над одной учебной
задачей. Иногда используется индивидуальная форма работы (на занятиях
творческого характера).
При индивидуальной форме работы каждый учащийся работает
самостоятельно, проявляя инициативу. Темп его работы определяется
степенью целеустремленности, работоспособности, а также зависит от
возможностей и подготовленности учащегося.
При проверке ЗУН обучающихся также используются фронтальные, и
индивидуальные формы работы контроля и оценки результатов учебной
деятельности. Степень усвоения пройденного материала в основном
определяется при выполнении практических заданий. Проводится
тематический контроль (после изучения одной или нескольких тем) и
итоговый. Одна из форм итогового контроля – участие в выставках
различных уровней. На итоговом занятии анализируется эффективность
работы каждого ребенка.
2.5.1. Описание методов и приемов обучения по программе
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий:
Словесные
-рассказ, беседа, опрос, объяснение, пояснение, чтение художественной
литературы (сказок, рассказов, стихов и т.п.), разгадывание загадок;
Наглядные
-демонстрация рисунков и иллюстраций, образцов подделок; наблюдение;
рассматривание таблиц, плакатов;
Практические
-самостоятельная деятельность детей по изготовлению поделок;
продуктивная, творческая деятельность;
Игровые
-дидактические игры, игры-путешествия, игры-соревнования, сюжетноролевые игры, театрализованные игры, игры-импровизации, подвижные игры
и т.д.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный –
дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный–
воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- частично-поисковый–
дети участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
- исследовательский–
самостоятельная творческая работа воспитанников.
Формы проведения занятий: практическая деятельность, игра, путешествие,
соревнование,
викторина, конкурс и другие.
Данная программа базируется на нескольких основных видах
взаимодействия
в образовательной среде:
педагог –воспитанник: необходимы партнёрские взаимоотношения между
педагогом и воспитанником, основанные на обоюдном доверии;
педагог –педагог: роль личного примера в воспитании детей очень важна.
Дети внимательно наблюдают, как педагоги общаются между собой, они
усваивают и переносят в среду своих сверстников приёмы общения
взрослых;
воспитанник –воспитанники: в коллективе необходимо поддерживать
доброжелательную атмосферу. Каждый ребёнок должен понимать, что: его
права не должны ущемлять права других людей; осуществление его прав
должно зависеть не от других людей, а от него самого. Учебный процесс
строится так, чтобы у детей возникало естественное желание помогать
другим воспитанникам;
педагог –родители: образовательная среда должна создавать предпосылки и
целевые установки, направленные на удовлетворение потребностей детей и
их родителей в: трудовой активности и творческом самовыражении,
социальном контакте с людьми, соревновательности и положительных
эмоциях, самосовершенствовании.
2.5.2. Описание образовательных технологий.
Для
реализации
данной
программы
используются
следующие
образовательные технологии: информационно-коммуникативные (ИКТ),
индивидуализации обучения, здоровьесберегающие, игровые, педагогика
сотрудничества, группового обучения, коллективного развивающего
обучения.
Описание образовательных технологий.
2.5.3. Перечень видов учебных занятий по программе.
№
1
Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
Открытия нового знания (изучения - беседа,
нового материала) Цели:
- проблемное занятие,
Деятельностная: научить детей новым - занятия смешанного
2
3
4.
способам нахождения знания, ввести
новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему
новых
понятий,
расширить
знания
учеников за счет включения новых
определений, терминов, описаний.
Рефлексии (закрепления изученного
материала)
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников
способность к рефлексии коррекционноконтрольного типа, научить детей
находить причину своих затруднений,
самостоятельно строить алгоритм
действий по устранению затруднений,
научить самоанализу действий и способам
нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные
знания, понятия, способы действия и
скорректировать при необходимости.
Общеметодологической направленности
(обобщения и систематизации знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей
структуризации полученного знания,
развивать умение перехода от частного к
общему и наоборот, научить видеть
каждое новое знание, повторить
изученный способ действий в рамках всей
изучаемой темы. Содержательная:
научить обобщению, развивать умение
строить теоретические предположения о
дальнейшем развитии темы, научить
видению нового знания в структуре
общего курса, его связь с уже
приобретенным опытом и его значение для
последующего обучения.
Развивающего контроля (оценки и
коррекции знаний)
Цели:
Деятельностная: научить детей способам
самоконтроля и взаимоконтроля,
формировать способности, позволяющие
осуществлять контроль.
типа.
- собеседование,
- консультация,
самостоятельная
работа,
- практическая работа,
практикум,
- решение творческих
задач,
- диалог,
комбинированное
занятие.
- конкурс,
- консультация,
- урок-игра,
- обсуждение,
- беседа.
- устные опросы,
- творческий отчет,
- конкурсы.
Содержательная: проверка знания,
умений, приобретенных навыков и
самопроверка учащихся.
2.6. Список учебно-методической литературы
Литература для педагога:
Литература к разделу «Лепка»
1. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.
Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. Москва
«Просвещение», 1978г.
2. 55 фигурок из пластилина. И.Козлова. Ростов-на-Дону, Издательский
дом Владис, 2013 г.
3. Чудеса из пластилина. Макаренко М.К. ООО «Издательство АСТ»,
2014г.
4. Веселый пластилин. Простые уроки лепки. Степанова И. Харьков,
Белгород, 2014 г.
5. Секреты пластилина. Рони Орен. Москва «Махаон», 2014 г.
6. Секреты пластилина. Новый год. Рони Орен. Москва «Махаон», 2013г.
7. Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки. Лыкова И.
Издательский дом «Цветной мир», 2012 г.
8. Веселый пластилин. Первые шаги. № 1,2,3,4
9. Веселый пластилин. Учимся лепить. Речка. Луг.
Литература к разделу «Чудеса из бумаги»
1. Оригами и развитие ребенка. Т.И.Тарабарина. «Академия развития».
Ярославль 1997г.
2. Оригами и педагогика. СПБ. 1996г.
3. Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П.
Кристалл СПБ, 2001г.
4. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин. Кристалл СПБ
1998 г.
5. 365 моделей оригами. Т.Сержантова. Айрис Пресс. Москва 1999г.
6. Оригами для малышей. И.А. Коротеев. Москва «Просвещение» 1996 г.
7. Оригами. И.Богатова «Мартин» 2008г.
8. Азбука оригами. С.Соколова. Москва «Эксмо» 2004г.
9. Игрушки из бумаги. Дельта. Кристалл. Санкт-Петербург, 1996г.
10.Как долететь до оригами. И.А.Коротеев, «Карапуз»,1996г.
11.Игрушки и забавы. С.В.Соколова, Издательский дом «Нева», СанктПетербург, 2003г.